Могила Валерии Заклунной. Как жила и уходила актриса

Актриса Валерия Заклунная была красивой и притом очень доброй женщиной. Которая творила в течение без малого 50 лет. Посылая со сцены в зал флюиды завораживающей одаренности, умиротворяющего тепла и вселяющего всепобеждающую надежду света.

В знаковых для отечественного экрана лентах «Судьба», «Любовь земная», «В небе ночные ведьмы», «Фронт за линией фронта» выступила настолько пронзительно ярко и проникновенно убедительно, что забыть её роли там просто невозможно.

И даже эпизодическое появление артистки в образе подруги суровых дней незабвенного Горбатого в «Месте встречи изменить нельзя» запечатлевается в твоей памяти моментально.

Являлась ликвидатором жутких до ужаса последствий чудовищной Чернобыльской катастрофы и представляла великую коммунистическую партию в Верховной Раде. Герой Украины и народная артистка РФ.

Между тем, огласила белый свет криком своего рождения девочка в канализационной трубе в страшное военное лихолетье, когда подлые фашистские оккупанты так и терзали до поры до времени плоть нашей родной земли.

Вскоре её мама, появившаяся на свет как и муж в братской тогда Украине, с новорожденной покинули Сталинград, который с разных направлений начали атаковать германские варвары.

Когда же в полном разгаре было послевоенное восстановление, Заклунные перебазировались в славный древний Киев, в котором Валерия окончила со вполне достойными оценками школу, за некоторое время перед этим познакомившись и с азами драматического искусства, и с навыками декламирования, то есть, творческого чтения с чувством, с тактом, с расстановкой.

Поучилась наша никогда не боявшаяся трудностей и не избегавшая деятельности разного рода героиня и в техникуме водного транспорта и с превеликим удовольствием чертёжником-конструктором на одном предприятии поработала.

Осенью же 1962 года курс Карева (он же Шабшель Михелевич Прудкин) в Школе-студии МХАТ гостеприимно открыл перед целеустремленной и настойчивой девушкой свою дверь. Кстати говоря, Карев учил и Виктора Коршунова, и Галину Волчек, и Анатолия Кузнецова, и Ирину Скобцеву, и Алексея Жаркова, и Геннадия Бортникова и многих, многих других.

А года через четыре после начала учебы в этом достойном и славившемся сильным и ровным преподавательским составом учебном заведении первый водоворот страсти затягивает прелестную и женственную юную особу в свою воронку.

Взаимная симпатия возникла между нашей героиней и ещё одним моим заветным ФБ-другом Гарри Бардиным. Парнишка родился на несколько лет позже девушки, отличался миловидной внешностью, энергичностью и потрясающим остроумием.

И хотя профессора категорически не рекомендовали своим подопечным отвлекаться от процесса впитывания знаний на всякие там шуры-муры, ребята решили рискнуть и вприпрыжку понеслись в ЗАГС.

А ведь сами знаете, что студенческий брак—дело в высшей степени ненадёжное. 90 % из них не дотягивают и до пяти лет совместного существования.

Так и в нашем случае, когда новоявленную артистку позвал в братский Киев, в храм искусств, носящий имя славной Леси Украинки, его худрук и отец Кирилла Лаврова, и девушка ничтоже сумняшеся согласилась, Гарри был раздосадован не на шутку—мол, как же так, тащиться из цветника и сосредоточия искусств Бог знает куда, хотя, извините меня, Киев в любое время—это не какой-то там Урюпинск, без обиды для последнего будь сказано.

А потом ведь Заклунную в соседнюю республику никто силком не тянул, она вполне могла влиться в труппы кое-каких столичных театров—предложения имела.

Но нет, не захотела от своего решения отступать ни на йоту, тем более тягу к малой родине и близким по крови людям никто не отменял, и тем самым, так сказать, невольно развалила их с Бардиным союз через 34 дня после оформления отношений.

Кстати, у создателя легендарного рисованного «Летучего корабля», озвученного Боярским, Шабельниковой и Папановым, и первый брак продлился чуть больше года. Творческие люди—они такие. Бескомпромиссные, но уж больно непостоянные в настроении.

Идём дальше. Легенда советского экрана Евгений Матвеев и наша героиня пришлись другу другу по душе в пору их совместной артистической работы в производственной драме Алексея Салтыкова «Сибирячка».

И у того, и у другой существовали вторые половинки, однако, сопротивляться магнетическому взаимному притяжению было превыше их сил.

А через пару лет в своей режиссерско-актерской работе «Любовь земная», где помимо прочих снялась несравненная Зинаида Кириенко, ужасное сообщение об уходе которой только что донеслось до нашего слуха, ключевую роль Катерины Дерюгиной Матвеев предназначил исключительно нашей героине.

В то же время полнокровность их отношений вне съёмочной площадки не оставляла никаких сомнений в серьезности их чувств. А вообще они были не разлей вода, и по первому зову Валерии, по крайней мере на словах, Матвеев был готов уйти из семьи.

И пусть огонь страсти в душе Валерии и не думал утихать, ощущение греховности их отношений её не отпускало. Не один год она находилась, так сказать, в подвешенном состоянии, но принять предложение руки и сердца от любимого так и не осмелилась.

И мало того, не дала расти в животе ребенку от Матвеева. Ах, если бы она только знала, что больше такой счастливой возможности ей не представится.

В конце концов Евгений и Валерия помахали друг другу с неподдельным сожалением ручками.

Любвеобильный Матвеев в дальнейшем от линии своего поведения отказываться не собирался, однако, его один-единственный законный брак с феей вокала Лидией Матвеевой, ушедшей из жизни 5 лет назад, продолжался 56 лет. А это ведь о чем-то да говорит.

Харизматичный ясноглазый артист-кудряш Валерий Сивач был на хорошем счету в одной с Заклунной труппе. Причем в целом ряде спектаклей в списке действующих лиц и исполнителей их имена стояли практически рядом.

Немудрено, что вскоре между ними возникла искра взаимной симпатии, которая не по дням, а по часам становилась всё ярче и ярче. Вскоре они обзаводятся штампами в паспортах.

Но вместе они не пробыли и до фарфоровой свадьбы (20 лет), и к их разрыву привела одна не особо красивая история.

Не без содействия некого местного партработника по фамилии Мироненко театру артистки удалось решить вопрос, связанный с выделением ему одного свободного помещения.

И, подумайте только, вскоре общественное пространство наводнили поганые подлые сплетни о том, что будто бы нашу мастерицу роли с этим самым функционером связывают не только рабочие отношения.

И все бы было ничего, если бы однажды актриса не разузнала, что источником этого самого беспардонного вранья является её благоверный, ревность которого вдруг разыгралась не на шутку.

Естественно, мириться с такой гадкой низостью было превыше сил Заклунной, и вскоре она расстается с отвратительно, на её взгляд, поступившим Сивачом.

Знать, на нервной почве здоровье Валерии Гавриловны дало ощутимый сбой, и лишь месяц лечения в клинике более-менее привел ее в норму.

У Мироненко и подавно вышли такие жестокие разборки с супругой, что последняя, разгневавшись донельзя, в один не особо прекрасный день не пустила мужчину домой. Делать нечего, поплелся к Заклунной.

И что бы вы думали, приняла с распростёртыми объятиями, накормила, чаем напоила, спать уложила. Ну и, простите за банальность, стали они жить-поживать, добро наживать, стараясь идти на компромиссы и взаимнные уступки. Около 26 лет были они вместе в радости и печали.

А поздней осенью 2014 года старуха с косой, прихода которой никто не избежит, явилась и за Мироненко. Уход родного человечка буквально подкосил волшебницу сцены.

Хотя ужасному состоянию назло она играла и играла в спектаклях любимого храма искусств. Близкие люди, хотя, напомню, собственных детишек Господь женщине так и не послал, как могли пытались стать опорой и поддержкой артистке в эту беспросветную для неё пору.

Увы и ах, их усилий надолго не хватило.

В промозглый и сумрачный день 22 октября 2016 года сердце жемчужины очарования и образчицы трепетного отношения к любимой профессии остановилось.

Накануне актрисе предстояло выйти на сцену в спектакле «Деревья умирают стоя», но в театре мужественная, сильная духом и в то же время тонко воспринимающая окружающее женщина так и не появилась.

И знаете что, я думаю, что подобно вышеназванным деревьям она ушла стоя. С раной в сердце и переставшими зеленеть ветвями, но державшей удар до конца и не упавшей в грязь лицом.

Весть об уходе обворожительной актрисы была размещена на официальной странице знаменитого Киевского национального академического театра русской драмы имени Леси Украинки, которому звезда отдала несколько десятилетий славной жизни, в любимом миллиардами Фейсбуке.

Лишь вчитайтесь в эти скорбные строки. Какой потрясающий надрыв, какая умопомрачительная надсада, какая всемерная жалость по поводу постигшей всех утраты:

«В театр имени Леси Украинки пришла беда. Ушла из жизни великая актриса, проработавшая на наших подмостках более 50 лет. И в театре, и в кино Валерия Гаврииловна прожила долгую и, будем надеяться, счастливую жизнь, хотя всякое бывало…

Ей дарили цветы, ее узнавали на улицах, ей писали письма, объяснялись в любви… Две темы кажутся определяющими, ведущими, они проходили через все творчество Заклунной, присутствовали в той или иной мере во всех ее ролях.

Темы эти — счастье ожидания любви и предощущение потери этого великого чувства»

Эх, горе горькое…

Прощался народ с феей артистизма и обаяния в родном её театре, в фойе которого был установлен гроб с телом почившей в бозе женщины. К началу гражданской панихиды людей набралось столько, что яблоку негде было упасть.

Те люди, кто хорошо знал женщину и трудился бок о бок с ней, акцентировали внимание на поистине невосполнимой утрате, которую понесла великая украинская культура, говорили о том, как много блестящая актриса сделала для театра, какому значительному числу страждущих и обделенных она в бытность депутатом Верховной Рады помогла.

Когда же гражданская панихида завершилась, достаточно дорогой гроб с телом покойной под дружные аплодисменты вынесли на улицу, погрузили в фирменный катафалк и траурная процессия покатила по направлению знаменитого Байкового кладбища.

В то же время после прибытия на погост вынесенный из катафалка гроб был помещен на специальном помосте, дабы люд мог в последний раз сказать Валерией Заклунной «прости-прощай».

Погребали артистку бок о бок с супругом, который отдал Богу душу за два года до этого. Над его последним приютом женщина установила общее надгробие, на котором было выбито и её имя с оставленным местом даты ухода артистки.

Возникла небольшая сложность, и дабы не подвергать памятник демонтажу и поместить гроб с телом покойной непосредственно под ним, рядом с надгробием вырыли углубление с подкопанным отверстием.

В общем, могильщики превосходно знали свое дело и вдвинули гроб в нишу так ювелирно отточенно, что и комар носу бы не подточил.

Что же касается внешнего вида памятного каменного знака, то, на мой взгляд, там все хорошо: и темный славно обработанный материал для монумента, и парочка милующихся голубков на вершине остроугольной колонны, и изящные выточенные из гранита вазоны вкупе с могильной лампадой с крестом, и, конечно, пусть чуть неграмотная, но пронзительная надпись на торце горизонтальной плиты под двусоставной стелой: «И всёравно мы вместе.»

Валерия Гаврииловна, вечная добрая теплая светлая память. Как, кстати, и Зинаиде Кириенко.

Оцените статью
Могила Валерии Заклунной. Как жила и уходила актриса
«Как акварелью, нежно»: беременная Лиза Арзамасова с сыном на природе умилили Марину Газманову