Самый неприличный советский фантастический мультфильм

Студия анимационных фильмов «Арменфильм» была одной из самых крупных и успешных в СССР. Здесь работали сотни талантливейших художников и режиссеров — настоящих мастеров визионерского искусства.

Ежегодно студия выдавала на-гора десятки отличных мультфильмов, некоторые из которых впоследствии стали классикой.

Главной «звездой» студии «Арменфильм» считался Роберт Саакянц — выдающийся советский и армянский мультипликатор.

Роберт Аршавирович преимущественно работал в жанрах притчи и народной сказки («Храбрый Назар», «Ух ты, говорящая рыба!»), однако, в середине 80-х Саакянц увлекся научной фантастикой и снял несколько мультфильмов, вошедших в золотой фонд советской мультипликации.

Уникальный, сюрреалистический стиль Саакянца оказался вполне уместным для фантастики, а характерная для творчества аниматора притчевость, привнесла в его мультфильмы философскую глубину в духе Рея Брэдбери.

Кроме того, фантастические ленты Саакянца отличались невиданным для советской мультипликации уровнем свободы — некоторые кадры даже современные зрители вполне могут счесть неприличными.

Особенно ярким и запоминающимся получился мультфильм «Урок», снятый Саакянцем на «Арменфильме» в 1987 году. Эта фантастическая лента не только поражала зрителя уникальным визуальным рядом, но и заставляла задуматься о месте человека во Вселенной.

Сюжет фильма

Отдаленной будущее. Земляне освоили глубокий космос. Космический лайнер прибывает на орбиту еще неразведанной планеты. Однако, на борту корабля отнюдь не исследователи, а искатели острых ощущений, авантюристы, охотники за космическими «трофеями».

Сразу выясняется, что планета идеально подходит для охоты: на ней обитают тысячи видов животных, которые лишь отдаленно напоминают земных. Наиболее нетерпеливые земляне требуют о членов команды поскорее открыть люки: им не терпится «покуражиться».

Наконец, люки открыты и толпа охотников углубляется в джунгли. Посланцы «голубой планеты» стремительно истребляют местную флору и фауну.

Единственная в экипаже корабля женщина, осуществляя наблюдение за местными животными, понимает, что законы природы на этой планете иные, чем на Земле.

Здесь хищник, убивший травоядного, сам становится травоядным — то есть, жертвой другого хищника. Так осуществляется круговорот жизни.

Женщина предупреждает членов команды и охотников, но ее никто не слушает. Охота продолжается, и вскоре большая часть экипажа перерождаются в местных животных — хищников и травоядных.

Понимая, что вернуться домой не получится, и ее ждет страшная судьба, женщина решает убить птицу и стать ею — хотя бы какое-то продолжение жизни. Она убивает птицу, но … та превращается в одного из членов экипажа. Очевидно, два раза перерождение невозможно.

Женщина понимает, что вернуть экипаж и, как следствие, получить шанс на возвращение, она может лишь в одном случае — охотясь на местных животных. Космонавтка увеличивает мощность лазера и начинает собственную охоту.

В конце концов остаткам экипажа удается вырваться с планеты: большая часть охотников так и остались животными.

Даже краткий пересказ сюжета демонстрирует глубину и определенную жесткость, бескомпромиссность фильма. Фильм «Урок» — это грозное предупреждение, это и есть тот самый урок зрителям.

Урок, который преподал замечательный советский аниматор и философ Роберт Аршавирович Саакянц: если люди не остановятся, не перестанут терзать природу родной планеты, они неизбежно сами станут жертвами…

Оцените статью
Самый неприличный советский фантастический мультфильм
«Медлить нельзя, время идёт на дни»: Сергей Бабкин признался о своем редком заболевании