Сценарий написал Феликс Миронер, режиссёр и сценарист. Его первый реализованный сценарий превратился в кинохит, который и сегодня входит в число самых любимых, — это была «Весна на Заречной улице» (1956), где Миронер был и режиссёром в тандеме с Марленом Хуциевым. Новый
сценарий рассказывал о 30-летнем мужчине, в котором уживаются две личности. Один Лебедев, внешний, — это трусоватый середнячок, робкий и покладистый. Но есть и второй Лебедев — отважный, бескомпромиссный, решительный, не терпящий несправедливости и смело бросающийся в бой.
Эта часть личности запрятана глубоко и лишь изредка «альтернативный» Лебедев пытается выглянуть наружу. Зато оба Лебедевых ведут непрестанный диалог и внутри героя противостоят друг другу.
В конце концов наступает момент, когда один всё-таки побеждает. Какой Лебедев победил, раскрывать не буду.
Снимать картину взялся Генрих Габай, который сейчас помнится как автор первого «Зелёного фургона» (1959).
А на главную роль, того самого Олега Лебедева, сотрудника физической лаборатории, он пригласил артист БДТ Владимира Рецептера. Тот уже пробовал себя в кино, но очень мимолётно.
В БДТ Владимир попал после гастролей Ташкентского драмтеатра, где он начинал карьеру. В Ташкенте поставили моноспектакль «Гамлет», где Рецептер исполнял все роли.
Постановка произвела фурор и прогремела по стране. Спектакль увидел и Георгий Товстоногов, когда Ташкентский драмтеатр приехал в Ленинград.
Так Рецептер и оказался в БДТ. Кстати, любопытно, что коллеги Олега Лебедева, физики, работающие в той же лаборатории,
в одном из эпизодов обсуждают Гамлета. Не знаю, было ли это в сценарии или это некий намёк на успешное прошлое Владимира Рецептера, но сам факт забавен.
Актёр был в кадре почти всё время, зрители близко с ним познакомились и оценили. Увы, в дальнейшем режиссёры почему-то не баловали Владимира Рецептера ролями.
Приятелей-коллег Лебедева сыграли Алексей Эйбоженко и Михаил Державин, тогда тоже актёра молодые. И тут ещё один интригующий момент: в диалоге герой Михаила Державина произносит: «Как говорит мой друг Ширвиндт…».
Некоторые зрители видят в одном из эпизодников Александра Ширвиндта, но я не разглядела, в титрах его тоже нет.
В роли начальника Лебедева появился Леонид Броневой, тоже начинающий киноактёр, несмотря на уже не юношеский возраст: Броневому было уже 36.
Артист много лет играл в театре, и успешно играл, но кино его не принимало. У Генриха Габая он получил всего лишь вторую роль в кинокарьере.
Зато когда режиссёры разглядели талант Броневого, он стал один из самых востребованных исполнителей.
Роль тайной любви Олега Лебедева, которую у него нечаянно уводит коллега, получила 20-летняя Наталья Зорина (в титрах — Наташа), склочных соседей-кляузников изобразили Георгий Слабиняк и Розалия Колесова, а директором института, где трудится Лебедев, — Леонид Сатановский.
Ну и отмечу ещё двух эпизодических персонажей — экспрессивных физиков-грузинов, внезапно нагрянувших к Олегу в компании товарища.
Это Георгий Кавтарадзе и Кахи Кавсадзе, который уже скоро станет легендарным Чёрным Абдуллой в «Белом солнце пустыни» (1969).
Когда в 1965 году фильм «Лебедев против Лебедева» вышел в прокат, его ожидал тёплый приём. Лента вполне вписывалась в оттепельную тему:
рефлексирующий герой пытается найти себя, сталкиваясь с разными людьми и попадая в разные ситуации.
Довольно много времени занимают внутренние диалоги двух Лебедевых, и это тоже своеобразная примета тогдашнего кино. Критики особо отметили игру Владимира Рецептера, мало того они одобрительно отнеслись к его трактовке образа, отходящей от сценария.
В сценарии Миронера герой был робким бедолагой, который попросту опасался любых конфликтов. А вот Рецептер сделал его иным: это не трус в прямом понимании, это человек, который не верит, что его вмешательство что-то изменит, это типичный маленький человек, смирившийся с судьбой (но всё же не до конца смирившийся).
Почему интересный, хорошо встреченный зрителями и одобренный критиками фильм через несколько лет стал пылиться в архивах? Всё дело в том, что
в начале семидесятых Генрих Габай оставил СССР и перебрался на Запад. В подобных случаях вердикт был один — творчество автора убрать подальше.
Нельзя сказать, что о картине «Лебедев против Лебедева» напрочь забыли, но показывать её никто не стремился, что привело к постепенному забыванию. И зря.
Потому что лента жизненная. Потому что в каждом из нас уживаются даже не две, а много личностей и им есть чему поучиться друг у друга и, может, у Лебедева.
Если вы смотрели фильм, то вы всё-таки заметили Александра Ширвиндта?