Фильм о физике, в котором жили две личности, который предпочли забыть

«Лебедев против Лебедева» (1965) — ещё один фильм о молодом учёном и ещё одна очень оттепельная история.

Картина открыла для зрителей и молодого одарённого актёра, который тогда уже был известен театралам, — Владимира Рецептера.

Но, к сожалению, судьба обошлась с «Лебедевыми» неласково: в семидесятые фильм предпочли задвинуть подальше и держать взаперти.

Сценарий написал Феликс Миронер, режиссёр и сценарист. Его первый реализованный сценарий превратился в кинохит, который и сегодня входит в число самых любимых, — это была «Весна на Заречной улице» (1956), где Миронер был и режиссёром в тандеме с Марленом Хуциевым. Новый

сценарий рассказывал о 30-летнем мужчине, в котором уживаются две личности. Один Лебедев, внешний, — это трусоватый середнячок, робкий и покладистый. Но есть и второй Лебедев — отважный, бескомпромиссный, решительный, не терпящий несправедливости и смело бросающийся в бой.

Эта часть личности запрятана глубоко и лишь изредка «альтернативный» Лебедев пытается выглянуть наружу. Зато оба Лебедевых ведут непрестанный диалог и внутри героя противостоят друг другу.

В конце концов наступает момент, когда один всё-таки побеждает. Какой Лебедев победил, раскрывать не буду.

Снимать картину взялся Генрих Габай, который сейчас помнится как автор первого «Зелёного фургона» (1959).

А на главную роль, того самого Олега Лебедева, сотрудника физической лаборатории, он пригласил артист БДТ Владимира Рецептера. Тот уже пробовал себя в кино, но очень мимолётно.

В БДТ Владимир попал после гастролей Ташкентского драмтеатра, где он начинал карьеру. В Ташкенте поставили моноспектакль «Гамлет», где Рецептер исполнял все роли.

Постановка произвела фурор и прогремела по стране. Спектакль увидел и Георгий Товстоногов, когда Ташкентский драмтеатр приехал в Ленинград.

Так Рецептер и оказался в БДТ. Кстати, любопытно, что коллеги Олега Лебедева, физики, работающие в той же лаборатории,

в одном из эпизодов обсуждают Гамлета. Не знаю, было ли это в сценарии или это некий намёк на успешное прошлое Владимира Рецептера, но сам факт забавен.

Актёр был в кадре почти всё время, зрители близко с ним познакомились и оценили. Увы, в дальнейшем режиссёры почему-то не баловали Владимира Рецептера ролями.

Приятелей-коллег Лебедева сыграли Алексей Эйбоженко и Михаил Державин, тогда тоже актёра молодые. И тут ещё один интригующий момент: в диалоге герой Михаила Державина произносит: «Как говорит мой друг Ширвиндт…».

Некоторые зрители видят в одном из эпизодников Александра Ширвиндта, но я не разглядела, в титрах его тоже нет.

В роли начальника Лебедева появился Леонид Броневой, тоже начинающий киноактёр, несмотря на уже не юношеский возраст: Броневому было уже 36.

Артист много лет играл в театре, и успешно играл, но кино его не принимало. У Генриха Габая он получил всего лишь вторую роль в кинокарьере.

Зато когда режиссёры разглядели талант Броневого, он стал один из самых востребованных исполнителей.

Роль тайной любви Олега Лебедева, которую у него нечаянно уводит коллега, получила 20-летняя Наталья Зорина (в титрах — Наташа), склочных соседей-кляузников изобразили Георгий Слабиняк и Розалия Колесова, а директором института, где трудится Лебедев, — Леонид Сатановский.

Ну и отмечу ещё двух эпизодических персонажей — экспрессивных физиков-грузинов, внезапно нагрянувших к Олегу в компании товарища.

Это Георгий Кавтарадзе и Кахи Кавсадзе, который уже скоро станет легендарным Чёрным Абдуллой в «Белом солнце пустыни» (1969).

Когда в 1965 году фильм «Лебедев против Лебедева» вышел в прокат, его ожидал тёплый приём. Лента вполне вписывалась в оттепельную тему:

рефлексирующий герой пытается найти себя, сталкиваясь с разными людьми и попадая в разные ситуации.

Довольно много времени занимают внутренние диалоги двух Лебедевых, и это тоже своеобразная примета тогдашнего кино. Критики особо отметили игру Владимира Рецептера, мало того они одобрительно отнеслись к его трактовке образа, отходящей от сценария.

В сценарии Миронера герой был робким бедолагой, который попросту опасался любых конфликтов. А вот Рецептер сделал его иным: это не трус в прямом понимании, это человек, который не верит, что его вмешательство что-то изменит, это типичный маленький человек, смирившийся с судьбой (но всё же не до конца смирившийся).

Почему интересный, хорошо встреченный зрителями и одобренный критиками фильм через несколько лет стал пылиться в архивах? Всё дело в том, что

в начале семидесятых Генрих Габай оставил СССР и перебрался на Запад. В подобных случаях вердикт был один — творчество автора убрать подальше.

Нельзя сказать, что о картине «Лебедев против Лебедева» напрочь забыли, но показывать её никто не стремился, что привело к постепенному забыванию. И зря.

Потому что лента жизненная. Потому что в каждом из нас уживаются даже не две, а много личностей и им есть чему поучиться друг у друга и, может, у Лебедева.

Если вы смотрели фильм, то вы всё-таки заметили Александра Ширвиндта?

Оцените статью
Фильм о физике, в котором жили две личности, который предпочли забыть
Счастье в глазах: 10 нежных фото звёзд прямиком из роддома