Из-за чего на военном советском корабле случился бунт, который закончился расстрелом

Бунт на корабле «Сторожевой» в 1975-м стал потрясением для военного руководства СССР. Замкомандира судна слыл среди коллег идеалистом, что и толкнуло его на организацию дерзкого бунта против системы.

Направившись без приказа в территориальные воды, мятежники выдвинули властям беспрецедентные требования.

Но самой страшной перспективой для страны была потенциальная сдача военного корабля западным конкурентам, избежать чего помог бомбардировочный авиаполк. Дерзкий побег закончился расстрелом.

Рижский парад и идейный замполит

7 ноября 1975-го СССР отмечал очередную годовщину Октябрьской революции. В Риге, по традиции, проходил военно-морской парад. Среди боевых судов-участников красовался новенький противолодочный корабль «Сторожевой».

Он зашел в Ригу без боезапаса, так как по плану должен был отправиться после парада в Лиепаю на докование. По этой же причине в составе из 200 человек отсутствовала часть офицерского состава.

8 ноября экипажам кораблей предоставили отдых. Все шло спокойно, пока в 22:30 на палубе подлодки С-263 не показались матрос и старлей со «Сторожевого», добравшиеся туда вплавь.

Обеспокоенные моряки сообщили, что их судно захвачено, командир арестован, а управляет бунтом замполит Саблин. Поначалу подводники не поверили в серьезность происходящего, но, когда в 23:50 захваченный корабль у всех на глазах снялся с якоря, сомнения рассеялись.

Как позже отчитывалась о проведенном расследовании комиссия Минобороны, Саблин планировал перейти на корабле в Кронштадт, чтобы объявить его независимой зоной и потребовать возможность выступления по Центральному телевидению для изложения своих взглядов.

Как удалось организовать бунт

Саблин пришел на «Сторожевой» политруком относительно недавно, и сразу начал доводить собственные взгляды до моряков. Грубо говоря, он заранее завербовал группу сподвижников из нескольких офицеров и матросов.

В день побега Саблин с товарищами схватили и заперли командира судна, после чего вывели «Сторожевого» в Рижский залив. Далее сообщники замполита предложили проголосовать остальным за участие в восстании.

Экипаж разделился примерно напополам. Не все члены личного состава поддались агитациям Саблина, о чем свидетельствует попытка матросов освободить первого командира и обезоружить Саблина.

Правда, задуманное не удалось. Всех, кто воспротивился бунту, отвели под замок в служебные помещения, как заложников. Мятежники быстро взяли ситуацию под полный контроль.

Матросы встали на места задержанных офицеров. Экипаж спешил сняться с якоря, поэтому швартовочные канаты даже не отвязывали, а попросту рубили. Без единого промаха мятежная команда развернула судно в Даугаве, на полном ходу направив «Сторожевой» к своей цели.

О произошедшем сразу доложили командующему Балтфлотом вице-адмиралу Косову. Тот из оперативного штаба отдал команду «Сторожевому» стать на якорь.

Удостоверившись после невыполнения команды в том, что командир больше не управляет кораблем, Косов убедился в мятеже Саблина.

Преследование и расстрел зачинщика

Тогда вице-адмирал отдал второй приказ: всем стоящим на Рижском рейде кораблям догнать мятежников. Информация о ЧП на «Сторожевом» ушла в Министерство обороны и Кремль.

Сообщение о случившемся застало Главнокомандующего советского ВМФ Горшкова на даче. Отправившись сразу в Москву, он уже в дороге связался с оборонным министром маршалом Гречко, приказав четко и ясно: «Догнать и уничтожить!».

По тревоге снялись корабли Балтийского флота и погранохраны, а следом за ними и 668-й бомбардировочный авиаполк. Для пущей надежности Гречко поднял в небо стратегический авиаполк ракетоносцев Ту-16.

Пограничники сходу предложили кардинальный план: снести из пулеметов ходовую рубку с Саблиным вместе, но командование не позволило.

«Сторожевого» предупредили: если судно пересечет 20-й меридиан, последует ракетный удар на полное уничтожение.

Последнее сообщение, переданное на корабль по радио от лица маршала Гречко прозвучало так: «Застопорить ход!» Саблин отказался выполнять приказ.

Маршал повторил приказ, но вместо ответа в эфир вышло обращение: «Всем! Всем! Всем!..», а в конце корабельный радист от себя добавил: «Прощайте, братишки!»

Поначалу непокорное судно продолжало ход, но, когда в Ирбенском проливе советские бомбардировщики Су-24 повредили корабль, ему пришлось остановиться.

В суматохе матросам удалось освободить капитана, который поднялся на мостик и выстрелил Саблину в ногу.

Восстановив командование «Сторожевым», скоро он принимал на палубе абордажную группу, арестовавшую раненого предводителя бунтарей и всех его сторонников. Всю ответственность за случившееся замполит взял на себя, не называя никого сообщником.

Верховный суд СССР обвинил Саблина в государственной измене и приговорил к расстрелу. Следствием было установлено, что вся эта идейная катавасия предпринималась лишь с целью введения в заблуждение будущих соратников.

Саблин, как утверждали эксперты, собирался увести корабль к шведскому Готланду, где попросить у американцев политического убежища.

На суде корабельный замполит категорически отвергал любые обвинения в измене Родине и попытке угона боевого советского корабля за границу.

Но стражи порядка стояли на своем, лишив капитана 3-го ранга Валерия Саблина и нескольких его соратников званий и наград. 3 августа 1976-го зачинщика бунта Саблина расстреляли в Москве.

В 1994-м дело Саблина пересматривалось Военной коллегией Верховного суда РФ «с учётом новых обстоятельств».

«Измену Родине» переквалифицировали на несколько статей о воинских преступлениях (неповиновение и сопротивление начальству, превышение полномочий).

По совокупности предусмотренных данными статьями наказаний приговор потянул на 10 лет тюремного заключения. В реабилитации посмертно было отказано.

Оцените статью
Из-за чего на военном советском корабле случился бунт, который закончился расстрелом
Мама Тимати знает: Как «бывшая» сына могла увести у Алсу мужа