Резонансное преступление, из которого сделали культовый советский детектив

«В Советском Союзе, в отличие от Запада, музеи не грабят», — эта пафосная фраза министра культуры Екатерины Фурцевой стала своего рода анти-прогнозом, ведь всего лишь через несколько недель

в СССР ограбили Музей изобразительных искусств имени Пушкина. Исчезло драгоценное полотно голландского художника Франца Хальса «Святой Лука»,

но об этом не писали в газетах и не рассказывали по радио. Решено было не доводить информацию до широкой общественности, но позже люди всё-таки узнали о похищении.

Правда, в иносказательной форме: в 1970 году, спустя пять лет после ЧП, вышел фильм «Возвращение „Святого Луки“», в котором милиционеры искали эту картину.

Сценарий написали Владимир Кузнецов и Борис Шустров. Оба автора лишь пробовали себя в детективном жанре, да и с подробностями преступления были знакомы слабо.

В помощь им выделили полковника Сергея Дерковского. Дерковский был руководителем оперативно-разыскной группы, расследовавшей кражу. Он предоставил сценаристам кое-какие подробности и консультировал их, когда они писали сценарий.

Во многом полковник Зорин, главный герой фильма, был списан как раз с Сергея Дерковского.

Кстати, в картине «Возвращение „Святого Луки“» есть эпизод, когда Зорин размышляет, почему именно Хальса украли из музея, ведь рядом висели и куда более ценные полотна.

Этот эпизод был полностью взят из реальности: Дерковский во время расследования тоже неоднократно об этом размышлял и в итоге понял, что украдена, чтобы перепродать её на запад, где были рьяные ценители голландской живописи.

Сценарий получился, конечно же, намного более кинематографичным и интригующим, чем реальность.

Так, музей на экране грабит опытный вор, его поддерживает компания сообщников, а на самом деле вынес полотно сотрудник музея, реставратор, который недавно туда устроился.

В фильме появляется и активный покупатель-иностранец, давно знакомый с продавцом антиквариата, который и хочет приобрести картину. В жизни вор долго не мог сбыть «Святого Луку», поскольку выхода на покупателей у него не было.

Поручили работу над фильмом Анатолию Бобровскому, режиссёру, у которого в активе было уже несколько добротных лент. Бобровский в роли полковника Зорина сразу увидел Всеволода Санаева.

Актёр приглянулся режиссёру после роли в фильме «Это случилось в милиции» (1963), где Санаев тоже сыграл милиционера. Бобровский давно хотел посотрудничать с Санаевым и теперь возможность предоставилась.

В роли вора Михаила Карабанова по кличке «Граф», по мнению режиссёра, должен был появиться Георгий Жжёнов.

Худсовет, однако, кандидатуру отклонил, заявив, что у Жжёнова амплуа всё-таки героя положительного, а здесь персонаж — хитроумный вор-рецидивист.

Бобровскому посоветовали присмотреться к более молодым и менее известным претендентам. Выбор пал на начинающего артиста Владислава Дворжецкого.

Для самого Дворжецкого предложение сняться в большой серьёзной роли стало неожиданностью.

Коллеги вспомнили, что Дворжецкий много и тщательно репетировал, всегда был готов к съёмкам, но при этом очень в себе сомневался и стеснялся.

Для Владислава Дворжецкого «Возвращение „Святого Луки“» стало дебютом в кино, и крайне успешным дебютом. Буквально сразу вышел и «Бег» (1970), но это случилось на месяц позже. Кстати,

позже Владиславу Дворжецкому, дебютировавшему в образе вора и обладавшего своеобразными чертами лица, частенько предлагали отрицательные роли, но все, кто был с ним знаком, уверяли, что за демонической внешностью актёра скрывается обаятельный и скромный человек, даже в мыслях не способный на подлость.

Любопытно, что когда подготовленный фильм показали на худсовете, чиновники отметили, что Граф-Карабанов, сыгранный Дворжецким, недостаточно отталкивающий и местами даже вызывает симпатию.

Это было недопустимо, так что Бобровского обязали доснять дополнительные эпизоды, где герой был бы действительно аморальным, неприятным и жестоким.

Организатором преступления, продавцом антиквариата Лоскутовым, предполагалось сделать Иннокентия Смоктуновского. Но тот отказался, так что роль ушла Олегу Басилашвили.

Кроме того, в фильме снялись сразу три выпускника одного курса ВГИКа: Екатерина Васильева, Наталья Рычагова и Валерий Рыжаков.

Еще когда писался сценарий,

Музей имени Пушкина обратился в Министерство культуры с просьбой не упоминать его, чтобы не портить репутацию. Ведомство пошло навстречу, так что на экране грабят просто некий музей.

Снимать в своих залах Пушкинский тоже не позволил, но уже из практических соображений: старинные полотна не выдержали постоянного света софитов и перегрева.

Поэтому в павильоне «Мосфильма» выстроили обширные декорации музейных залов, где и снимали фильм.

Чуть позже там снимут ещё одну историю о краже картины, но уже юмористическую: именно из этих декораций вынесут полотно Рембрандта старики-разбойники из комедии Рязанова.

Кадр из фильма. Валерий Беляков в роли художника, который в ильме написал копию картины

Подлинного «Святого Луку» киношникам тоже не дали, роль полотна 17 века «сыграла» копия, написанная художником-реставратором Олегом Соколовым, сотрудником Одесского музея западного и восточного искусства.

Детектив «Возвращение „Святого Луки“» вышел в канун нового 1971 года. Картина моментально стала хитом, в первый год её посмотрело почти 22 миллиона зрителей, и с этим показателем она вошла в тридцатку самых успешных картин года.

Да и сейчас «Возвращение „Святого Луки“» входит в число самых любимых советских фильмов и давно уже признан классикой отечественного кинодетектива.

А тогда, в семидесятые, на фоне популярности ленты, решено было продолжить повествование о приключениях полковника Зорина и через три года появилась вторая история — «Чёрный принц», а ещё через пять лет — и «Версия полковника Зорина», завершившая трилогию.

Оцените статью
Резонансное преступление, из которого сделали культовый советский детектив
Против неё были все, даже министр культуры Фурцева, но она стала единственной советской актрисой, которая вышла за заслуженным «Оскаром»