Постановку криминальной ленты поручили режиссёру Валерию Гурьянову. Гурьянов много работал в документалистике, но годами хотел попробовать себя в художественном кино.
Он делал небольшие новеллы для сборников, а в начале восьмидесятых наконец-то снял первую игровую картину.
«Средь бела дня» стала его второй полнометражной самостоятельной работой.
Две главные роли, Константина Мухина и его супруги Ларисы, получили звёздные артисты — Валерий Золотухин и Любовь Виролайнен.
По сюжету компания из двух семей и ещё одной пары ( подруга Ларисы, муж которой работает в Африке, и её взрослый любовник) приехали на пикник к озеру возле деревни. На них нападает шайка местных разгильдяев, уже успевших разогреться спиртным.
Мужчинам удаётся отбиться, благо на помощь им подоспел случайный свидетель — спортсмен-борец, с лёгкостью разбросавший хулиганов.
Несмотря на происшествие, компания решает продолжить отдых, но через время парни, теперь уже сильно выпивши, возвращаются и нападают на женщин.
Константин в запале ударяет главаря дубиной, но слишком сильно: парень умирает.
Вторая часть фильма — расследование и суд. И тут оказывается, что друзья Мухиных — не такие уж и друзья, что на работе Мухина, передовика с безупречной репутаций, защищать не готовы (в фильме это почти нет, но в очерке Ваксберга описано подробно), партийная организация, при других обстоятельствах давшая бы Мухину лишь лестные характеристики, теперь сильно в нём сомневается.
Мало того, сам Мухин не просто признался в убийстве, но ещё и сообщил, что это было убийство предумышленное, а не самооборона!
И, кажется, для суда всё очевидно: есть жертва, пусть и не совсем безобидная, но всё же жертва, есть палач, пусть ставший им нечаянно, но всё же палач.
Но как раз там, в зале деревенского клуба, на время ставшего залом заседаний суда, позиция общественности и даже прокурора резко меняется.
Помимо Валерия Золотухина и Любови Виролайнен в фильме появились Виктор Шульгин в роли следователя, Андрей Толубеев в роли прокурора и Светлана Немоляева в роли судьи.
Любопытно, что Андрей Толубеев, тогда актёр ленинградского БДТ, встретился на площадке с двумя коллегами по сцене: Еленой Алексеевой, ставшая на экране подружкой Ларисы, и Валентиной Ковель.
Тут пару слов надо добавить про Валентину Ковель, ставшей в драме «Средь бела дня» безутешной матерью убитого парня. Валентина была яркой характерной актрисой и звездой БДТ. В кино её видели редко, да и роли доставались ей проходные и безликие.
Но одну её героиню вы точно знаете и помните — это сварливая сваха Кабато, конкурентка жизнерадостной Ханумы из одноимённого телеспектакля всё того же БДТ.
В «Хануме», кстати, играет и Елена Алексеева: это Сона, которую прочили в невесты старому грузинскому князю, но вышла она замуж за молодого и красивого князя.
Драма вышла в прокат в 1983 году. Дело Константина Мухина, киногероя, своим поступком задавшего всем вопрос,
должно ли быть добро с кулаками и защищать себя любыми средствами, заинтересовало зрителей.
«Средь бела дня» — совсем не развлекательная лента, в ней нет ничего забавного, комичного, это не детектив в классическом понимании и не боевик. Это очень серьёзная картина, показавшая,
как тонка грань между добром и злом, между «можно» и «нельзя», между «правильно» и «неправильно».
В кинотеатрах её посмотрело больше 20 миллионов зрителей, она стала двадцатой в списке лучших фильмов года и вызвала массовые дискуссии.
В финале судья, несмотря на горячую речь прокурора в защиту Мухина, вынесла обвинительный приговор: семь лет в колонии строго режима.
Но позднее мужчину оправдали. В фильме этого не показано, но в жизни дело рассматривали несколько инстанций, приговор подтверждали, потом отменяли. Но в конце концов Мухина оправдали и он, реабилитировавшись полностью, вернулся на работу.
А как вы считаете, добру нужны кулаки? Или правильно подставить правую щеку, если тебя ударили по левой?