Точнее, есть ещё два советских фильма из серии «Штирлицианы». Это приключенческий детектив режиссёра Бориса Григорьева «Пароль не нужен», вышедший еще в 1967 году, и картина режиссёра Григория Кроманова «Бриллианты для диктатуры пролетариата», в котором Максим Исаев является главным действующим лицом. В первом фильме советского разведчика сыграл Родион Нахапетов, а во втором – Владимир Ивашов.
Владимир Ивашов в роли разведчика ВЧК Максима Исаева в фильме «Бриллианты для диктатуры пролетариата» (1975).
Вячеслав Тихонов в роли Максима Исаева (Штирлица) в фильме «Семнадцать мгновений весны» (1973).
Лично мне больше нравится фильм с Владимиром Ивашовым, чем с Родионом Нахапетовым. Он более динамичный и захватывающий.
Советский детектив «Бриллианты для диктатуры пролетариата» вышел на экраны в 1975 году. А сценарий к этому фильму Юлиан Семёнов написал в 1974 году, сразу после триумфального успеха многосерийного телефильма «Семнадцать мгновений весны».
За основу сценария он взял свой же одноименный роман, опубликованный еще в 1970 году, сюжет которого происходит в первые годы советской власти.
Образ советского разведчика Максима Максимовича Исаева оказался очень успешным как для зрителей, так и для читателей, но именно фильм Лиозновой сделал главного героя романа Штирлица-Исаева фантастически популярным, и писатель решил продлить эту тему.
А историю Штирлица он начал с более ранних годов работы разведчика, с самых первых лет советской власти. Вот так, по иронии судьбы, начало карьеры легендарного разведчика было написано автором позже его последующих приключений в фашистском Берлине.
Соответственно, и фильм о молодом Штирлице появился позже главного телесериала о его работе в Берлине.
На роль будущего Штирлица-Исаева был приглашен известный актер Владимир Ивашов. В фильме «Бриллианты для диктатуры пролетариата», снятом по одноименному роману Семёнова, он еще носил свое настоящее имя – Всеволод Владимирович Владимиров.
А вообще Юлиан Семёнов решил описать судьбу этого разведчика с самого его рождения в 1900 году. Если отбросить описание его юношеских лет, то выяснится, что Всеволод Владимиров попал на работу в ЧК еще в 1918 году.
В начале двадцатых годов был внедрен нелегалом в штаб Колчака под именем бывшего ротмистра Максима Исаева (первое появление этого псевдонима).
Выполнив свою задачу в стане белогвардейцев, по личному распоряжению Дзержинского он был переброшен в Эстонию, откуда по заданию руководства он эвакуировался с белыми войсками сначала во Владивосток, позже в Японию и только потом обосновался в Китае.
В 1924-27 годах он проживал в Шанхае, где впервые и родилась легенда о немецком аристократе Максе Отто фон Штирлице.
Юлиан Семёнов много раз отвечал на вопросы журналистов, что персонаж разведчика Исаева не имеет конкретного прототипа, а является собирательным образом. Но первое время журналисты ему не верили.
Негласно считалось, что этот всё-таки реальный человек, который до сих пор засекречен, и поэтому Семенов не имеет право разглашать о нём информацию.
Но даже после развала СССР и упразднения КГБ Семёнов подтвердил свои старые утверждения, что это вымышленный собирательный образ, в котором он использовал факты из жизни нескольких советских разведчиков, работающих в разные годы.
Как бы там ни было, но в фильме «Бриллианты для диктатуры пролетариата» рассказывается о начале работы этого легендарного разведчика.
Фильм с захватывающим сюжетом и с неплохим набором актёров, поэтому если кто-то его ещё не видел, то рекомендую посмотреть.