Героиню рассказа Зверев списал с реальной девушки, с которой познакомился на одной из больших строек.
Реальная Варя, подарившая героине и имя, и профессию (девушка — опытная сварщица), с непосредственностью и откровенностью поделилась с писателем подробностями жизни, а он перенёс их сначала на бумагу, а потом и на экран.
Сценарий появился благодаря сотрудничеству Ильи Зверева и дуэта Юлия Дунского и Валерия Фрида. Сценаристы Дунский и Фрид — будущие авторы советских кинохитов, но в начале шестидесятых это ещё кинематографисты начинающие.
Правда, популярность они уже заслужили — в 1962 года Ролан Быков снял по их сценарию комедию «Семь нянек», которая влюбила в себя миллионы зрителей.
На этот раз Дунский и Фрид взялись за социальную мелодраму о молодых рабочих, только что поженившихся Варе и Анатолии, которые, как выяснилось, совсем по-разному смотрят на работу и семейную жизнь.
Снимать фильм поручили Владимиру Герасимову, уже взрослому и зрелому режиссёру, который делал кино ещё в двадцатые годы.
О Владимире Герасимове тоже много говорили в начале шестидесятых: его киноповесть о сотрудниках милиции «Испытательный срок» (1960) была на слуху.
Роль Вари Герасимов отдал молодой, но уже очень известной актрисе Жанне Прохоренко, которая уже снялась в легендарных фильмах «Баллада о солдате» (1959) и «А если это любовь?» (1961).
А вот её экранного супруга Анатолия сыграл Георгий Епифанцев, значительно менее известный тогда (кстати, готовя статью, с удивлением узнала, что российский актёр Владимир Епифанцев — сын Георгия).
Не менее интересно присмотреться к исполнителям второстепенных и эпизодических ролей. Влюблённого в Варю Костю, которого она при знакомстве жестоко обманула, сыграл Леонид Куравлёв.
Интересно, что через несколько лет Прохоренко и Куравлёв снова разыграют романтическую линию в мелодраме «Любовь Серафима Фролова» (1968).
Как и в «Непридуманной истории», актёры изобразят женщину и мужчину, между которыми вроде бы зарождается чувство, но так и не складывается.
В других ролях Валентина Березуцкая, совсем молодая Татьяна Доронина в образе соблазнительной брюнетки (!), Виталий Доронин, Николай Парфёнов, Станислав Чекан, Владимир Гуляев, Александр Лебедев, дебютант Александр Леньков, совсем ещё не знакомый зрителям.
И, конечно, отдельно отмечу Ролана Быкова, появившегося в эпизоде с комсомольским собранием.
Киношное собрание длится менее десяти минут, а Быков на нём трижды произносит одну фразу про патроны. Удивительно, но многие зрители помнят «Непридуманную историю» благодаря как раз этой сцене и настойчивому герою Ролана Быкова.
Сюжет фильма незамысловат: влюблённые после свадьбы начинают семейную жизнь, пусть неустроенную, но всё же счастливую, по крайней мере, поначалу.
Однако если Анатолий — мужчина домовитый и приоритет отдаёт семье, то Варя горит во всех смыслах работой и коллективные дела ставит выше семейных.
Такая разница интересов приводит к нескончаемым конфликтам. Несмотря на то, что оба всё так же сильно любят друг друга, ни Варя, ни Толя не готовы пересматривать свою позицию. Писатель и сценарист Илья Зверев так сказал о картине:
«Это не унылый конфликт «носителей мировоззрений»: она — гражданского, он — мещанского. Это было горячее столкновение двух живых душ, любящих, страдающих, готовых пожертвовать «своей правдой» ради семьи и счастья, но просто не могущих сделать это».
Финал у фильма остался открытым, авторы умышленно не стали обсуждать будущее героев, так что каждый зритель может придумать сам, как сложится дальнейшая жизнь Вари и Анатолия.
И не знаю, как смотрелась эта лента в шестидесятые, но сейчас мои симпатии почти целиком на стороне Анатолия. Безусловно,
коллектив и работа — это важно, это ценно, это необходимо. Но зачем тогда создавать семью, если ей нет места в жизни?
Впрочем, к работе Вари у меня тоже есть вопросы: такое наплевательское отношение к технике безопасности, которое девушка демонстрирует, до добра не доведёт.
Возможно, у Вари и Толи действительно сердца разных калибров (так сказал один из героев картины), но только чрезмерно большой калибр в этой ситуации — тоже, наверное, не лучший вариант.