В «Бесприданнице» мимоходом говорится, что Капитоныч «…раз застрелиться хотел, да не вышло ничего, только насмешил всех». Как это происходило – неясно.
Эльдар Рязанов углубил и расширил тему, показав, как униженный чиновник неумело берёт пистолет и даже не в курсе, что его надо зарядить.
Потом столь же по-детски стреляет куда-то, не умея держать оружие, и с воплем: «Руку больно!» сбегает от хохочущего Василия Даниловича.
Замечу ещё раз – Карандышев понятия не имеет, как браться за пистолет и как он действует. Он лишь теоретически знает, что этой штукой можно yбить и — yбиться.
Это происходило поздней осенью. Следующим летом он умело выстрелит в Ларису уже заряженным турецким оружием, купленным, судя по всему после неудавшейся самo_ликвидации.
Оно и висело на его стене именно заряженным, то есть готовым к спуску. К действию. К уничтожению – себя или ещё кого-нибудь. Паратова, например.
Осенью Карандышев чуть не двумя пальчиками брался за опасный предмет; а к лету оружие спокойно хранится в доме, и блёклый чиновник ловко выхватывает пистолет из внутреннего кармана.
О чём это говорит? Упорный и даже упёртый, Капитоныч всё это время учился стрелять. Когда в пьяной истерике, изумляясь коварству богачей, он орёт, что кроткого человека можно довести, он лукавит – Карандышев не кроток.
Он зол на весь мир за унижения. Такие люди чудовищны в своём желании отомстить, и если уж выходит случай…
Я больше скажу – он не просто дворянин (есть имение, явно не купленное), он — потомок ордынца, ибо Кара Даш – это Чёрный Камень (карандаш – это тоже чёрный камень, грифель, тюркское слово).
Таких потомков в России – много, знаменитых – тоже. Карамзин, Тимирязев, Тургенев и так далее. Действие происходит на Волге, стало быть предок серенького очкарика мог владеть всей этой территорией и, конечно, Карандышев – Чёрный Камень – это помнит.
Карандышев даже не смотрит на предмет — у него все движения на автомате.
В идеале он хотел бы yбить Паратова на дуэли – Паратов тоже барин и меж ними возможны поединки, но Сергей Сергеич никогда не снизошёл бы.
Однако выстрел всё же производится и Юлий (не Цезарь) попадает в девушку. Скажете – это легко? По удаляющейся мишени, пусть и крупной? С лестницы? Без особого прицеливания, сходу?
Да. Если уметь. Вообще, Карандышев, если внимательно смотреть, не такая уж размазня – добиваться умеет. Просто в его жизни что-то когда-то пошло не так.