Настоящее имя этой особы Фейга Хаимовна Ройдман. Когда девушке исполнилось 16 лет, ее родители выехали в Америку. Сама же она стала увлекаться революционными идеями, в частности анархизмом.
Получив псевдоним Фанни Каплан, девушка стала перевозить нелегальную литературу и выполнять другие мелкие поручения. Вообще сегодня многие историки считают, что вся ее революционная деятельность была не более, чем посредственной.
Фанни не была убежденной революционеркой, а связалась с анархистами, влюбившись в некого Виктора Гарского – молодого бандита и авантюриста.
Сей персонаж имел много имен в частности Мика и Яшка Шмидман. Он являлся представителем группы анархистов-агитаторов и сумел обольстить молодую девушку так, что она готова была пойти ради него на все.
Получив над Фанни власть и сделав своей любовницей, Гарский втянул ее в террористическую деятельность. Как раз в это время анархисты планировали убить киевского генерал-губернатора.
Фанни и ее возлюбленный поселились в гостинице «Купеческая», где занимались изготовлением бомбы. Однако при сборке они допустили ошибку, и устройство взорвалось.
Тогда Гарский уговорил девушку взять все на себя и этим отвлечь внимание полиции. Его самого ждала бы смертная казнь, а к ней суд должен был проявить снисхождение.
Фанни согласилась принести себя в жертву, а ее кавалер благополучно сбежал. Девушку осудили на пожизненную каторгу.
Вообще-то ей тоже грозила смертная казнь, потому что власти быстро поняли, что именно готовилось в этом номере гостиницы. Однако, учитывая, что девушка несовершеннолетняя к смерти ее не приговорили.
В тюрьме Фанни встретила известную революционерку Марию Спиридонову. Она сблизилась с ней, в результате чего отошла от анархизма и прониклась эсеровскими идеями.
На каторге Фанни постигла новая беда: она начала слепнуть. Сказывались последствия травмы от взрыва. Здоровье девушки было серьезно подорвано, и скорее всего она бы умерла там, но произошла Февральская революция и Фанни освободили.
Тем, кто пострадал за революционные идеи на каторге, Временное правительство предоставляло возможность отдохнуть и реабилитироваться в санатории города Евпатория.
Туда отправили и Фанни. На отдыхе она познакомилась с Дмитрием Ульяновым, младшим братом Ленина. Точно неизвестно, какие отношения их связывали, но после санатория девушка отправилась в Харьков, в глазную клинику.
Считается, что именно Дмитрий посодействовал ей в этом. Как бы то ни было, результат от лечения был положительным – девушке сделали операцию, и зрение частично восстановилось.
Находясь в этой клинике, Фанни узнала о том, что свершилась Октябрьская революция, но отнеслась к этому крайне негативно. Она считала, что большевистская диктатура уничтожила движение эсеров.
По официальной версии Фанни самостоятельно приняла решение убить Ленина, считая его предателем революции.
Покушение произошло во дворе завода Михельсона, где проходил рабочий митинг. Непонятно как террористка могла узнать, что Ленин появится на этом мероприятии.
Не были также найдены ответы на вопросы, кто стоял за этим покушением, и были ли еще участники нападения. Фанни стреляла в Ленина почти в упор, но все равно не смогла его убить, а только ранила.
Это объясняется ее проблемами со зрением – несмотря на курс лечения, девушка все равно видела плохо. Естественно ее сразу же задержали, а через три дня расстреляли даже без суда. Тело эсеровки было облито бензином и сожжено.
Наводит на размышление тот факт, что никаких доказательств виновности Каплан в этом покушении нет. Никто не видел, как она стреляла, и никакого оружия при ней не было.
Последний факт, правда, легко объяснили тем, что она выбросила пистолет, но странно то, что его никто не нашел.
Существует версия, что это покушение было инсценировкой, и что за ним стояли сами же большевики. Им нужен был повод для развязки террора против эсеров и укрепления собственной власти.
Однако же раны, полученные Лениным в результате выстрела, вызвали тяжелую болезнь, в результате которой вождь отошел от власти и, в конце концов, умер.
Уже в наши дни дело было пересмотрено Генпрокуратурой РФ и выдано заключение, что все-таки стреляла именно Каплан.