Сильный фильм, где вервольфовцы не пощадили даже детей

Военная драма «Александр Маленький» (1982) для режиссёра Владимира Фокина стала второй большой самостоятельной работой.

Дебютный фильм Фокина, детектив «Сыщик» (1982), хоть и повествовал о буднях милиции, но был снят в ироничной манере. Новая же лента подняла тему серьёзную и сложную, а её главными героями стали маленькие жители Германии, которых осиротила война.

Сценарий написали сам Владимир Фокин, драматург Валентин Ежов и представительница ГДР Ингебург Кретчмар. Сюжет отправляет зрителей в 1945 год.

Только что окончилась война, побеждённая Германия лежит в руинах, а люди, в том числе дети, ютятся в брошенных домах или руинах и голодают.

В небольшом городке бургомистр организовал приют, где собрались дети разных возрастов.

Туда отправляют группу из трёх советских военных: капитана Цветова, прекрасно владеющего немецким языком, рядового Курыкина, простоватого водителя, и старшину Хрищановича, уже взрослого мужчину, жителя Белорусии, семью которого вместе с другим односельчанами сожгли фашисты.

Сопровождает группу молодая немецкая журналистка Тесса, говорящая по-русски. Тесса и Цветов должны написать статью о детях в газету и сфотографировать их, чтобы по фотографиям малышей и подростков могли бы опознать родственники.

Кадр из фильма. Этот белокурый малыш мнокогратно появляется в кадре с одним и тем же вопросом про своего отца

Большую часть фильма герои говорят по-немецки, да и действие происходит в Германии, поэтому к производству привлекли коллег из ГДР.

Студия «Дефа» организовала поездку киногруппы в ГДР, там прошли не только съёмки, но и подготовительный период, когда набирали детей.

Владимир Фокин рассказывал, что перед съёмками он решил познакомиться с немецким языком, которым совсем не владел, и ради этого несколько месяцев ходил на курсы.

Правда, свободно он всё же не заговорил, но освоил простые фразы и мог на простом уровне объясняться с исполнителями ролей. Хотя проблема была не только в языке:

в кадре постоянно присутствуют дети, начиная от дошкольников и заканчивая подростками, и работа с ними как раз и стала самым сложным моментом.

Кадр из фильма. Немецкие подростки, с неприязнью воспринимающе приход русских. В центре — Олаф Шнайдер в роли воспитанника гитлерюгенда Пинзеля

Даже сам отбор юных актёров шёл непросто. Режиссёр старался подобрать ребят так, чтобы их темперамент соответствовал характеру героев.

Но буквально до последнего момента не могли найти актёров на роли Марты и Пинзеля. Марта в свои 14 была довольно раскованной девочкой и любила получать вкусности от сына местных жителей, платя ему близостью.

На эту роль требовалась бойкая девочка со свободными манерами. Но таковой среди юных немок, приходивших на пробы, не находилось. Но как-то Владимир Фокин заметил за декорацией застенчивую школьницу и пригласил её попробоваться.

Это была Брит Бауманн, и она наотрез отказалась, сказав, что об актёрстве не мечтает и пришла за компанию с подругой. Но режиссёр попробовал её разговорить и поставить перед камерой и Брит неожиданно раскрылась.

Роль Марты получила именно она, и на экране Брит выглядит очень естественно. После съёмок режиссёр девочку хвалил и предрекал ей серьёзную актёрскую карьеру (но, похоже, Брит предпочла иной путь).

Ещё более сложными оказались поиски мальчика на роль Пинзеля, дерзкого и даже хамоватого подростка, воспитанника гитлерюгенда, кажется, впитавшего от учителей ненависть к русским.

По газетным объявлениям на студию толпами шли мальчишки, среди них нашли исполнителей на другие роли, но вот молодчика Пинзеля режиссёр ни в ком не видел.

Но опять помог случай: в толпе претендентов Фокин увидел невысокого светловолосого парня в стильном костюме, сдержанного и неразговорчивого (в отличие, кстати, от Пинзеля, который был довольно развязан и груб.

Но чем-то этот парень, Олаф Шнайдер, режиссёра заинтриговал. Позже он говорил об Олафе так:

«Я осторожно начал работать с ним, постепенно усложняя задачу, и вскоре почувствовал, что имею дело с личностью, что парень умеет слушать, что он гибок,, точно интонирует и, главное, у него спокойные, несуетливые глаза уверенного в себе человека».

Советскую сторону представляли взрослые актёры. Роли получили Борис Токарев (Цветов), Юрий Назаров (Хрищанович), Михаил Кокшёнов (Курыкин).

В небольшом эпизоде появился Николай Скоробогатов, сыгравший в предыдущем фильме Фокина одну из главных ролей. А журналисткой Тессой стала немецкая актриса Уте Любош.

Чтобы добиться правдивости и достоверности, Владимир Фокин решил отказаться от коротких эпизодов, в ходе которых герои произносят по две-три фразы, а потом эти эпизоды уже монтируются в целостную картину. По его задумке

операторы снимали сцены длительные, с замысловатым движением камеры, во время которых персонажи проводили в кадре много времени.

В таких условиях не всякий взрослый актёр чувствует себя комфортно, а Фокин работал с детьми.

И в это было очередное затруднение: детям, особенно самым маленьким, в первые дни съёмки казались игрой, но уже буквально через неделю им надоедали дубли и затяжные съёмки.

Поддерживать дисциплину на площадке было непросто, поэтому взрослым кинематографистам пришлось немало потрудиться, чтобы по-настоящему увлечь маленьких артистов. Зато когда съёмки завершили,

юные исполнители хором рыдали, не желая расставаться с новыми друзьями и коллегами.

В начале 1982 года состоялась премьера «Александра Маленького» в СССР, ближе к концу года — в ГДР. Создатели ленты побывали на нескольких кинофестивалях, где получили призы, а

критики сочли, что вторым фильмом режиссёр Владимир Фокин закрепил успех дебюта и зарекомендовал себя как режиссёр вдумчивый, основательный, целеустремлённый.

Благодаря ему в фильме появился целый набор эпизодов, иной раз крошечных и даже бессловесных, но ясно говорящих о времени и людях. И один из них таков:

немецкий подросток, исподлобья, озлобленно глядя на Цветова, на вопрос, где родители, отвечает: «Отца в России убили… ваши». На это Цветов отвечает: «А что он там делал, не знаешь?».

Завершается фильм трагедией: на приют нападают вервольфовцы, без разбору стреляющие и по взрослым, и по детям. Но посмотреть или пересмотреть «Александра Маленького» советую без колебаний. И, пожалуй, стоит его показать молодому поколению.

Оцените статью
Сильный фильм, где вервольфовцы не пощадили даже детей
Губы похожи вареники. 44-летнюю Лорак раскритиковали в сети за пластическое вмешательство