Звезда ленты «Солёный пёс» Николай Лавров. Как жил, уходил, его последний приют

Кто-то сравнивал его с Бельмондо и Депардье и, думаю, вполне правомерно.

Хотя его упрекали в чрезмерном увлечении режиссурой в ущерб работе по оттачиванию актерского мастерства. Говорили, что гоняясь за журавлем в небе, он не обращал внимания на синицу в руке и тем самым не раскрыл своего явного таланта полностью.

Однако, несмотря на это, зритель просто души не чаял в артисте, одинаково убедительном и ярком и в комедийных, и в серьезных, с драматическим подтекстом ролях.

А благословенным местом появления на свет Коленьки стал в апреле 1944 года город великого Ленина на могучей Неве, причем хоть в том повезло мальчишке, что за два месяца до того произошло окончательное снятие подлой фашисткой блокады. Терзавшей милый нашим сердцам город 872 дня.

И хотя в школе пацана привлекали больше дисциплины, требующие строгих расчетов, с мыслью связать жизнь с искусством игры он не расставался до последнего звонка.

Увы и ах, попытка юноши пройти в замечательный Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии на актерский с первого раза не увенчалась успехом.

Ну так что ж, Николай с превиликим удовольствием отдает долг Отчизне в рядах вооруженных сил Союза и вновь штурмует тот же ВУЗ, однако на этот раз его факультет для начинающих мастеров режиссуры.

Конечно, некоторые сомнения при смене специализации он испытывал, но вскоре и думать забыл о первоначальном намерении.

Ну и представляете, получив диплом и влившись в труппу Ленинградского Малого драматического театра, в котором с 1983 феерит несравненный Лев Абрамович Додин, в качестве постановщика Лавров показывает себя с самой лучшей стороны.

Хотя почему только в качестве постановщика, когда требовалось посвятить артистов в свои задумки доскональней, Николай самолично входил в образы того или иного героя. И делал это в высшей степени мастерски.

Ну и смотрите, в конце концов до театрального начальства дошло, что не токмо за кулисами, но и непосредственно на сцене Лавров чувствует себя как рыба в воде, и с определенного момента он одновременно и ставил спектакли, и в них же находился не на последних ролях как одно из действующих лиц.

Замечу, что на лицевом счёте нашего славного работника искусств к той поре уже были вполне достойные киноработы в лентах «Дела давно минувших дней», «Соленый пёс» и «Иван да Марья».

В то же время на съёмки на советскую «фабрику грёз» Лаврова звали то и дело, и дабы не раздваиваться, он попросил руководство храма искусств не задействовать его в дальнейшем в постановочной деятельности.

Хотя играть Николай не перестал и украшал спектакли своим присутствием он чуть ли не до гробовой доски. В образах каких только персонажей не появлялся наш артист, однако, по большей части это были герои, вызывающие у зрителя улыбку, если не смех.

А вот на экране с подачи ощущавших в нем нечто иное, более солидное и серьезное, режиссеров он представал человеком строгих правил, надёжным, принципиальным и не пасующим перед многочисленными трудностями.

А вообще фильмография Лаврова насчитывает около 50 работ, в том числе роли в таких знаковых картинах, как «Никудышная», «Счастливые дни», «Трижды о любви», «Принцесса на горошине», «Старшина» и «Девушка и гранд».

Да, кстати, и в 1990-х, когда в большинстве своем артистический люд и маялся от бездействия, и бедствовал, Лаврову давали роли и на сцене, и в киноработах.

Взять хотя бы те же бандитско-ментовские сериалы, не все из которых, кстати, находились на уровне ниже плинтуса.

Вот и Николай появлялся во вполне себе приличного качества лентах, таких, как «Улица разбитых фонарей», «Каменская», «Бандитский Петербург», «Марш Турецкого» и «Убойная сила».

Пусть там он в основном отмечался эпизодами, однако, каждый из них брал зрителя за душу и запоминался надолго.

Естественно, что публика и коллеги его редко оставляли в покое, а почитательницы таланта Лаврова и подавно порой переходили всяческие границы, а сами понимаете, человеку с определенного возраста назойливое внимание посторонних ох как не по душе.

Кстати говоря, и собственные студентки Николая, которых он наставлял на путь истинный

в плане профессионализма в том же ВУЗе, который окончил сам, подчас просто проходу ему не давали. Рассматривая его отнюдь не только в качестве преподавателя.

В то же время спутница жизни актера, Наталья Боровкова, являющаяся доныне ведущей творческой величиной труппы знаменитого питерского ТЮЗа имени Брянцева, одного из первых профессиональных репертуарных детских театров мира, нисколько его не ревновала. Отлично зная, что он никогда и ни за что ей не изменит, ибо в этом плане он был мужчина-кремень.

Наташа дала жизнь двум наследникам Николая, пошедшим позднее по стопам родителей, правда, Федор подался в актерство, в то время как Григорий предпочел постановочную работу, особенно телевизионную.

И несколько фраз по поводу невероятно преждевременного ухода нашего героя.

Тут некоторые, на которых из-за вежливости пальцем показывать не будем, пишут, что, мол, наш герой мог похвастаться превосходным здоровьем, никогда ни на что жаловался и в жизни ни разу не сидел на больничном.

Товарищи, вы за друг другом, что ль, как попка-дурак какую-то совершенно ни на чём не основанную ересь повторяете? Вы хоть вникайте в глубже в матчасть описываемого. А то заладили одно и то же, одно и то же.

Для ясности картины я приведу цитату сына артиста и мы посмотрим, неожиданно ушёл Лавров или имелись весьма существенные предпосылки к его переходу в мир теней: «Все случилось очень молниеносно.

Поджелудочная железа. Он сгорел за три дня. Лучшие врачи ничего не смогли сделать. Отец незадолго до смерти попал в аварию. Он был в ней виноват. В итоге залез в долги, чтобы расплатиться. Из-за этого он также очень сильно переживал. Все наложилось одно на другое»

Понятное дело, что унес актера непосредственно в могилу инфаркт. Причем во сне. Но ведь поджелудочная железа, мои милые, за три дня из строя не выходит. Ей нужны годы и годы, дабы до такого состояния дойти.

А то, ишь, пишут, мол, человек с сибирским здоровьем, сердечный приступ на ровной почве. Стыдно, господа, быть настолько некомпетентными. Тьфу на вас, противные.

И вы хотя бы к общему знаменателю придите в плане места ухода Лаврова. А то одни придерживаются мнения, что его сердце остановилось дома, и утром ни о чем подозревавшая родня Николая не сумела его разбудить.

Другие пишут, что он ушел в больнице, коллеги нашли ему кровь для переливания, но процедуру провести не успели.

А вообще, цепь событий, которые привели к трагедии, выглядела следующим образом.

За полторы недели до кончины Лавров возвратился из творческой командировки в Рим и в один из дней беседовал с соратниками по храму искусств по поводу предстоящего открытия театрального сезона.

Внезапно зазвенел стационарный телефонный аппарат, и взявший трубку Николай услышал страшную весть о гибели Михаила Богина, однокурсника и дружбана артиста.

Лишённого жизни с целью ограбления и открывшего дверь душегубу самостоятельно. Лаврова вызвали опять исполнить роль, но теперь понятого.

Только не путайте, это не тот Михаил Синаевич Богин, которому сейчас 86, который в 1975 свалил за бугор, а до того снял дивные фильмы «Ищу человека», «Зося» и «О любви.»

Этот Богин из нашей северной столицы. В середине 1970-х его часто видели в кафе «Сайгон», аккумулировавшем всю неформальную культурную жизнь города на Неве.

Он стоял во главе актерского класса детской школы-студии «Кадр» при Ленфильме, и его учеников можно встретить почти в каждом храме искусств Санкт-Петербурга.

Короче говоря, услышанное и увиденное так подействовало на Николая, что в его организме, поди, запустился некий невидимый процесс, который и привел к фатальному. Хотя это опять только предположение.

Лишь 56 лет нахождения на этом свете отпустил Лаврову строгий Господь. Но знаете, за этот столь короткий срок он успел столько, что иной и за 90 лет не успеет.

И сына, так сказать, породил, причем не одного, и старался воспитывать в наследниках сильный характер, то и дело беседуя с ребятами по душам, и загородный дом пусть не воздвиг, но обустроил по высшему разряду ( и не суть важно, что он в конце концов сгорел ), и деревьев посадил несчётное число, если под деревьями видеть его режиссерско-актерские работы, на которых учились и учатся представители нашего творческого цеха.

Последний приют же героя моего повествования находится на легендарном Волковском пристанище мертвых города Петра Великого, на так называемых «Литераторских мостках».

Где захоронена телесная оболочка не только знаменитых деятелей культуры и искусства, связанных с городом на Неве, но и достопочтенных научных светил, а также видных государственных мужей.

Сама же стела, он же надгробный камень, выполнена прекрасным питерским мастером Василием Николаевичем Аземшей из дивного лабрадора и приметна изящным медальоном с изображением сидящего в одной из сцен какого-то спектакля актера и плавным факсимиле Лаврова.

Правда, цветник имеет довольно упрощённые формы и участок огорожен лишь с двух сторон, но разве это имеет какое-либо значение по сравнению с тем, что в общем-то память замечательного человека и яркого артиста увековечена достойно. Разве не так?

Оцените статью
Звезда ленты «Солёный пёс» Николай Лавров. Как жил, уходил, его последний приют
Шут на престоле