«Школьный вальс». Фильм, прогрессивный для своего времени

Помнится, в самый разгар перестройки одна из участниц ставшего уже легендарным телемоста СССР-США произнесла сакраментальное: «В СССР секса нет».

Фразу, которая была растиражирована везде, где только можно. Спустя годы эта женщина оправдывалась в различных интервью, что фразу ее, мол, вырвали из контекста, что исказили суть, что она вовсе не то имела в виду.

Но слишком поздно. Те ее слова ушли в народ и давно стали мемом. Они живут своей жизнью, они — уже фольклор.

Пересматривая на днях драму Павла Любимова «Школьный вальс» 1977 года, я вспомнила об этой фразе и подумала — а ведь и правда, весь кинематограф советского времени словно живое подтверждение истинности той самой фразы.

Долгов время в Советском Союзе снимали такое кино, которое как бы декларировало отсутствие в стране секса, а дети, судя по советскому кино, появлялись как бы сами собой, перманентно, в перерывах между трудовыми свершениями и постройкой коммунизма.

Ну, а каждый фильм с намеками на «это» подвергался тщательному изучению сюжета чуть ли не под микроскопом и удалению даже намека на крамолу.

Поэтому так удивительно, что в далеком, целомудренном 1977 году родился такой фильм, в котором не просто продемонстрировали интимные отношения (пусть без подробностей, но вполне понятные по контексту), но еще и между школьниками, да вдобавок закончившиеся беременностью. Неслыханно, невозможно, но — факт.

Создатели фильма, чтобы оправдаться перед цензорами, упирали на то, что фильм призван стать поучительной историей для советского комсомольца, призвать его быть ответственным и не вступать в сомнительные отношения.

Но, как позже рассказывали на творческих вечерах актеры этого фильма, зрители буквально заваливали их письмами, полными благодарности за то, что, посмотрев фильм, они решились родить ребенка, не сломали себе жизнь.

В принципе, это ведь и есть самое цепляющее в фильме — именно смелость его создателей и уникальность в попадании фильма на экраны. Для 1977 года это было весьма скандально.

В картине снялась очень молодая и невероятно привлекательная Елена Цыплакова — в роли Зоси, девушки, забеременевшей от одноклассника.

Также в фильме снялась Евгения Симонова, она сыграла соперницу и разлучницу Зоси, которая предложила будущему отцу альтернативу: вместо пеленок и ползунков — сытая, обеспеченная жизнь. И парень не устоял.

Еще один момент, который всегда удивляет при просмотре картины.

На протяжении всего развития сюжета родители беременной, а потом родившей Зоси, настолько безразличны к проблемам дочери и ее жизни в целом, словно сюжет развивается не в СССР, а на каком-нибудь загнивающем капиталистическом Западе.

Ситуация с беременной школьницей — это априори было ЧП для того времени. Даже если родила Зося уже после выпускного. У родителей обязаны были быть истерики, паника, шок.

Ну, или хотя бы разговоры с дочерью «по душам», ультиматумы, требования, скандалы, уговоры, ремень, как крайняя мера. А тут — словно и не дочь забеременела, а домашняя кошка. Случается, что тут такого. Ординарное событие.

Дальше по сюжету, когда дочь ушла из дома в попытках самостоятельной жизни, родители точно так же вяло реагировали на ее уход.

Все их попытки поучаствовать в жизни дочери были разовые и выглядели, словно для галочки. Неудобно же, дочка из дому ушла. Надо же показать, что они волнуются. Просто родителям положено быть любящими и заботливыми, вот и играли свои роли.

Зося все-таки родила. Хотя родители очень мешали ей это сделать. И даже вроде бы, все еще любит своего бывшего жениха, который успел накушаться семейной жизни с соперницей, едва не спиться, и понять, что хочет обратно к Зосе.

Но по лицу Зоси все очевидно — не примет она этого жениха назад.

И как же не хватает этой девочке нормальных родителей, способных отнестись к Зосе с любовью. Настоящей, не показушной. Хочется верить, что своего сына Зося вырастит совсем по-другому.

Оцените статью