Однако на самом деле ни доходы, ни расходы Гессенского дома толком не известны. Какие же признаки используются, чтобы показать бедность Алисы Гессенской? Рассмотрим несколько (конечно их намного больше) известных фактов:
1) Сохранились личные тетради принцессы Алисы, где она считает каждый пфенниг. Но она и в России считала каждую копейку. Это скорее влияние протестантской этики и викторианского (или германского) мировоззрения.
2) В один из приездов в Лондон к бабушке, королеве Виктории, принцесса Алиса пропустила несколько балов, т.к у нее не было бальных платьев.
Но к бабушке Алиса ездила регулярно, и именно эта поездка могла иметь цель, совсем не связанную с развлечениями двора.
Кроме того, не исключено, что отсутствие платьев вообще было просто предлогом, чтобы не посещать столь нелюбимые принцессой массовые мероприятия.
3) Когда в начале октября 1894 года Алиса спешно выезжала в Россию, то родственники с трудом насобирали 6000 марок, чтобы оплатить ее наряды.
С учетом того, что все расходы Гессенского двора были строго расписаны, а эта поездка была в значительной степени спонтанной, то 6000 марок были достаточно внушительной суммой для того, чтобы раздобыть ее немедленно (кроме того, ведь были и другие расходы на эту поездку).
Даже у царской семьи иногда возникали подобные «проблемы» когда по каким-то статьям своего личного бюджета они тратили сверх положенного.
В таких случаях Романовы покрывали дефицит средств за счет других статей (но общая сумма расходов не должна была меняться).
А теперь посмотрим на косвенные признаки благосостояния Гессенского дома. В 1889 году 17-летняя принцесса Алиса, будучи в гостях у сестры в России, записала, что на «Фоль-журнэ » («Безумный бал», последний перед великим постом) она надела:
Short, half cut out, pink, pearls, diamonds, halfmoon, star…
Или «короткое, полу декольте, розовое, жемчуга, бриллианты, полумесяц, звезда…».
Скорее всего, вот этот наряд. Мы видим и полу декольте, и бриллиантовую звезду в волосах, и нитку жемчуга, и многочисленные браслеты. Разве похожа эта светская красавица на нищенку?
Кроме того. Ну ладно, платье… Но бриллианты и жемчуг откуда? Подарки бабушки королевы Виктории? Возможно, но в любом случае они были уже собственностью Алисы Гессенской.
Вот еще одно фото Алисы Гессенской 1889 года. На нем хорошо виден украшающий прическу (вместе с букетом цветов) упомянутый ранее полумесяц.
Судя по тому, как этот полумесяц блестит отдельными гранями, он тоже выполнен из бриллиантов. Обратите внимание и на брошь из бриллиантов.
Брат принцессы Алисы Эрнст-Людвиг гостил в России вместе с сестрой и отцом. Он записал, что посетил за это время 14 балов (а ведь были еще приемы, торжественные обеды, чаепития и т.п.).
Но принцесса Алиса в этот же период веселилась немного меньше, т.к. в какой-то момент простыла и отлёживалась в постели.
В любом случае на каждый великосветский бал обеспеченной даме полагалось надевать новое платье. Это означает, что у Алисы Гессенский был с собой достаточный запас новых туалетов.
Будь это не так, то этот прискорбный факт, без сомнения, отметили бы злые языки (нищенка приехала свататься!). Но таких случаев зафиксировано не было.
Принцесса Алиса вместе с братом на одном из костюмированных балов в Гессене в 1891 году. Оба одеты в дорогие костюмы персонажей из германской мифологии. А ведь Алиса по прежнему даже не невеста цесаревича Николая.
И в конце еще пару слов о внешних признаках обеспеченности Гессенского дома.
На фото автомобиль Опель герцога Гессенского Эрнста Людвига. Сам герцог сидит на переднем сиденье справа от своего личного шофёра. На среднем сиденье авто — великая княжна Ольга Николаевна, а на заднем — сам Николай II.
Обратите внимание на человека в мундире справа — это придворный сановник Гессенского дома. Справа виден еще один автомобиль (вероятно, в нем находилась свита).
Согласитесь, ну совсем не похоже на приезд «богатого родственника» к «бедным провинциалам»
Брат Александры Федоровны вообще очень любил автомобили Опель. У герцога было три машины этой марки и отдельный гараж.
А вот так выглядела вторая супруга главы Гессенского дома Эрнста Людвига, Элеонора. Как говорится, почувствуйте «скромное обаяние аристократии». В наши дни так выглядят постановочные фото членов БКС.
Элеонора Сольмс-Гогенсольмс-Лих (1871-1937), вторая супруга Эрнста Людвига Гессенского. На герцогине фамильная готическая парюра с кабошонами (комплект украшений в едином стиле) Гессенского дома.
Если судить по внешнем признакам, то представители Гессенского дома бедными и уж тем более нищими совсем не выглядели. Возможно, они жили в долг, но без точного знания доходов и расходов семьи мы этого знать не можем.
В свое время дочь Николая I Мария, порядком поиздержавшись, попросила cвоего брата Александра II оплатить ее долги за гостиницу в Париже. Царь отказал. Но означает ли это, что дом Романовых был бедным? Конечно же, нет.
Аналогично расчетливый Эрнст Людвиг не дал младшей сестре приданого (но, оплатил все сопутствующие расходы), т.к. прекрасно осознавал, что Алиса выходит замуж за богатейшего наследника Европы, и никакие Гессенские деньги в этом случае не нужны.
В общем, я думаю, что слухи об ужасной бедности герцогов Гессенских были сильно преувеличены.