Писатель Григорий Ильич Мирошниченко — фигура не менее легендарная в литературе, чем Аркадий Гайдар, о котором каждый пионер знал: в 15 лет он командовал полком.
Мирошниченко, активный участник гражданской войны на Кубани, тоже в 16-летнем возрасте был командиром кавалерийского полка, о чем известно немногим.
Пройдя горнило войны с белыми, юноша поступил работать слесарем, а параллельно в составе ЧОН (частей особого назначения) громил бандформирования.
Боевое прошлое вылилось потом в несколько повестей и пьес. Его «Юнармия» считается автобиографической, как и «Школа» у Гайдара.
Книга Мирошниченко была издана в 1933 году и сразу встала в один ряд с другой литературой об огненных годах, которой зачитывались советские подростки.
Должно быть, о таких книгах пел Владимир Высоцкий — «Значит, нужные книги ты в детстве читал».
Благодатный материал для кинопостановки был востребован дважды — в 1976 и 1986 годах. Сегодня мы вспоминаем последнюю, снятую на излете советского телевизионного кино.
В работу над фильмом «Нас водила молодость…» была взята еще одна повесть Григория Ильича — «Именем революции».
Режиссером картины, созданной по заказу Гостелерадио СССР, стал Евгений Шерстобитов, снявший ранее в героико-приключенческом жанре «Сказку о Мальчише-Кибальчише», «Туманность Андромеды», «Тачанку с юга» и другие картины энергичного ритма.
А название его новой работы «Нас водила молодость…» и слова заглавной песни картины — из памятной поэмы Эдуарда Багрицкого «Смерть пионерки»:
Нас водила молодость
В сабельный поход,
Нас бросала молодость
На Кронштадтский лёд.
Боевые лошади
Уносили нас,
На широкой площади
Убивали нас.
Но в крови горячечной
Поднимались мы,
Но глаза незрячие
Открывали мы…
Премьера фильма состоялась в «красные дни календаря» — 7-8 ноября 1986 года.
Пожалуй, эта масштабная и динамичная картина — одна из последних, несших в себе полузабытый сегодня дух приключений настоящих героев, имеющих реальные, а не выдуманные прототипы. Может, в чем-то наивная, но выполненная в лучших традициях.
Как правило, зрители не могут удержаться от сравнения трехсерийной ленты с более «старшими» «Красными дьяволятами» и «Неуловимыми мстителями».
И это объяснимо. Общая жанровая принадлежность и эпоха, о которой идет речь во всех этих киноработах, не могут не вызывать желания проводить параллели.