Кинороман, ради которого возродили деревянного гиганта «Илью Муромца»

Героический фильм «Поэма о крыльях» (1980) рассказал о людях, стоявших у истоков мировой авиации. Сегодня их имена знакомы даже тем, кто даже никогда не летал на самолётах, это авиаконструкторы Андрей Туполев и Игорь Сикорский.

Молодыми энтузиастами-воздухоплавателями они начинали работу над первыми воздушными аппаратами ещё в начале ХХ века, но после революции пути Туполева и Сикорского разошлись:

первый, поверив в новую России, остался на родине, второй, не приняв переустройство, перебрался за океан.

Тому, как и чем жили знаменитые учёные, и посвящена картина.

В начале семидесятых режиссёр Даниил Храборовицкий снял очень успешный и сразу же запомнившийся фильм «Укрощение огня», прототипом главного героя в котором был Сергей Королёв.

Спустя несколько лет он вернулся к жанру героико-биографического кино: в задуманной им ленте, как и в «Укрощении огня»,

сюжет охватывал десятки лет, показывал удачи и провалы героев и деликатно касался личной жизни.

Храбровицкий сам написал сценарий, но выбрал из реальных биографий Туполева и Сикорского только опредёленные факты и не вполне корректно отнёсся к хронологии, и такую необъективность позже ему поставили в упрёк.

Зато ради съёмок было воссоздано детище Сикорского — первый в мире бомбардировщик-рекордсмен «Илья Муромец». Для этого воссоздали утерянные чертежи, самолёт собрали в Риге и переправили в Москву. Уникальная машина была не макетом, а почти действующим аппаратом, двигалась по полю и даже слегка взлетала.

На главные роли в фильме Храбровицкий пригласил Владислава Стржельчика (Туполев) и Юрия Яковлева, который заменил изначально утверждённого Владислава Дворжецкого (Сикорский).

Владислав Стржельчик, будучи уже опытным и известным актёром, перед съёмками волновался, ведь ему предстояло предстать на экране сначала молодым, а потом уже очень взрослым человеком.

Но сложность была не только в этом: Туполев был фигурой реальной, ещё было очень много его коллег и учеников, которые отлично помнили конструктора и наверняка придирчиво бы смотрели на героя фильма, сравнивая его с прототипом.

Сам Стржельчик в интервью говорил:

«Когда играешь более или менее абстрактную фигуру, промахи могут оказаться незаметными. А этот человек известен и по-настоящему любим народом. Когда в киногерое есть естественные слабости, актёру легче браться за роль. Туполев же поражает цельностью, целеустремлённостью натуры. В юности избрать профессию, испытать множество неудач — и не бросить, не свернуть, победить! Это пример для всех, кто начинает жизнь. И сыграть это очень трудно!»

На роль супруги Туполева Юлии режиссёр пригласил Аду Роговцеву, которая снялась у него в похожем образе в «Укрощении огня».

Роговцевой пришлось выкраивать время для съёмок, поскольку она была занята в театре, вот-вот должны были продолжиться съёмки эпопеи «Вечный зов», кроме того, актрисе не хотелось оставлять надолго мужа и детей.

Зато в ходе работы над «Поэмой о крыльях» Ада получила подарок в виде поездки на Кубу, где снимались «американские» эпизоды картины.

В других ролях появились советские знаменитости. Николая Жуковского, физика, одного из родоначальников аэродинамики, учителя Туполева и Сикорского, сыграл 80-летний (!)

 Николай Анненков, в образе композитора Сергея Рахманинова, в оказавшего финансовую поддержку Сикорскому, когда тот бедствовал в США, предстал Олег Ефремов, царя Николая Второго (образ, для советского кино экзотический) изобразил Валерий Бабятинский, а в небольшой роли большого человека, авиаконструктора и легенды советского авиастроения Павла Сухого, можно увидеть Сергея Десницкого, почти параллельно снимавшегося в фантастике «Дознание пилота Пиркса» (1979) в роли того самого пилота.

Также ищите во второстепенных ролях Игоря Васильева и Георгия Епифанцева, Анатолия Азо и Романа Филиппова, Эрнста Романова и Петра Вельяминова, Игоря Ледогорова и Ивана Лапикова.

Отдельно отмечу, что

в титрах первым и на отдельном кадре указан Юрий Каюров, исполнивший в очередной раз роль Ленина. Эпизод с Лениным занял меньше двух минут.

Снимали «Поэму о крыльях» в Москве. Для эпизодов внутри помещений на киностудии «Мосфильм» создали декорации, а натурные эпизоды создавали на Тушинском аэродроме (именно там размещался «Илья Муромец»).

Сюжетные линии, повествующие о заграничной жизни Игоря Сикорского,

снимали в ГДР и на Кубе, а уже ближе в финалу часть группы отправилась во Францию.

Во время работы авиасалона в Ле-Бурже досняли эпизод, с которого начинается лента и которым заканчивается: встречу легендарных авиаконструкторов Андрея Туполева и Игоря Сикорского, проживших такие разные, сложные, но невероятные жизни, один из которых посвятил себя России, другой — Америке.

Дилогия «Поэма о крыльях», в которой по задумке режиссёра было две части с символическими названиями «Истина» и «Земное притяжение», вышла весной 1980 года.

Повторить успех «Укрощения огня» ей не удалось, хотя назвать фильм тусклым и малоинтересным нельзя. Даниил Храбровицкий премьеру не застал — буквально за месяц до выхода картины он ушёл из жизни. Про свой последний фильм он сказал:

«И всё-таки «Поэма о крыльях» — фильм не биографический и не о авиации как таковой. Во всяком случае, не это меня в первую очередь интересует. А два человека — Туполев и Сикорский. Две судьбы — вместе с Родиной и без неё».

А как вы думаете, почему «Поэма о крыльях» не сравнялась с «Укрощением огня»?

Оцените статью
Кинороман, ради которого возродили деревянного гиганта «Илью Муромца»
«Смерть кажется несправедливой»: умер актер из «Ликвидации», «Семнадцати мгновений весны» и «Брата-2» Константин Желдин