Вообще, творчество Георгия Николаевича я очень уважаю. Он снимал просто замечательное кино — от серьезного до смешного.
И я очень люблю его слегка грустные комедии, которые сняты настолько без изъянов, что даже удивляешься, когда видишь полную гармонию на экране.
«Афоня» и «Мимино» — одни из самых любимых комедий. Они мне даже больше нравятся, чем гайдаевские комедии. В этих комедиях буквально проговариваешь за актерами все фразы. Да и вообще, эти фразы вошли в нашу жизнь.
После этих фильмов Данелия снял философскую комедию «Осенний марафон». Вполне можно смотреть.
Затем был очень грустный и необычный фильм «Слезы капали».
После этого «Кин-дза-дза» — тоже комедия с кучей намеков. Можно назвать ее «фантастической комедией».
В перестроечное время был снят фильм «Паспорт». И это тоже грустная комедия, которая снята по всем «правилам» перестроечного кино.
Уже с этой комедии мне показалось, что режиссер пошел другим путем.
А дальше был фильм «Настя».
Когда я смотрел его первый раз, фильм мне жутко не понравился. Я даже потом удивился, что его снял Георгий Данелия.
Потом я прочитал мемуары режиссера про съемки этого фильма, и мне стало немного понятнее, почему фильм получился именно таким.
Но самое главное, я понял, зачем этот фильм снят в таком «гротеске» — режиссер просто захотел изобразить начало 90-х в России именно так.
Этим и объясняются странные «картинки» из жизни. К примеру, магазин канцтоваров, где только одни ластики.
Или блеск и нищета в подземке, когда элита гуляла, а народ печально смотрел на них из окна электрички.
Наверное, это тоже философская комедия, мол, не в красоте счастье. Но ни одной фразы из этого фильма народ не утащил.
Актеры не те, общество не то, страна не та.
Наверное, только из-за актеров стоит смотреть. Но там не до смеха. Этот фильм был одним из последних для Евгения Леонова.
В этом фильме совершенно не к месту, но появился приехавший в Россию Савелий Крамаров, появился он в образе Косого из «Джентльменов удачи».
В этом фильме снова сыграл Норберт Кухинке.
Ну, и в фильме есть «данелиевские» атрибуты — Рене Хобуа в титрах и появление в эпизоде самого Георгия Данелия.
Поет ли в этом фильме Евгений Леонов песню про «Марусю»? Я не помню.
А дальше были фильмы «Орел и решка» и «Фортуна». Но это уже было совершенно другое кино, которое ничем не напоминало ни «Афоню», ни «Мимино».