Фельетон Аркадия Райкина – большое искусство в жанре «малых форм»

Аркадий Райкин – один из самых великих артистов советской сцены. Его фельетон – это большое искусство в жанре «малых форм».

Свой монолог артист населял персонажами, после чего отходил в сторону, давая простор условному действию. Но это отсутствие Райкина — кажущееся. На самом деле он все время в центре монолога, в самой гуще событий.

Мне запомнился больше других его фельетон «Гостиница Москва», где рассказ выстроен на положительных персонажах. Герои этого рассказа прибыли в Москву из разных городов и республик.

Каждый приехал по своим делам, у всех – свои интересы, заботы, свое отношение к происходящим вокруг событиям. Но каждый из них тепло отзывается о своей родине, и хорошо высказывается о Москве.

Получился добрый, веселый и оригинальный рассказ, и очень смешной. Аркадий Райкин комично рисовал своих героев – он их не ретушировал, поэтому каждый герой рассказа – яркий.

Недаром про Райкина писали, что он брал своих героев из жизни, не жалея на них юмористических красок, видел смешное в серьезном.

К сатире Аркадий Исаакович пришел от юмора. Это наложило отпечаток на все его творчество. Это время смеется над тем, что смешно, это время расправляется с тем, что требует расправы. Вот фельетон «О строителях».

— Где работаешь?

— На стройке.

— Что делаешь?

— Курю.

Экспозиция образа, представление персонажа. Краткая и понятная зрителю. И потом Райкин подробно рассказывает о том, что это за работа такая. Строится дом: «того нет», «этого нет».

Сидишь, ждешь. Привезли раствор, можно начинать работать, но объявляют перекур.

И человек буквально заболеваем перекуром. Его везут в больницу, кладут на операционный стол.

— Доктор, у вас иголка есть?

— Есть.

— Доктор, у вас нитки есть?

— Есть.

— А то, боюсь, разрежешь меня, а зашивать нечем, пока принесут, перекур объявят, я помереть могу.

«Что же это такое делается, товарищи?», — задается вопросом Аркадий Райкин.

И завершает зарисовку простым выводом: «Соображать надо! Тогда будет один большой порядок и один маленький перекур!».

Очень кратко, очень талантливо, очень просто, и со смыслом. Вот такой он, фельетон Райкина – большое в малом.

Трагикомизм того, что Аркадий Исаакович изображает, усиливается его фирменными приемами, опытом. Очень талантливо, и актуально. Настоящее искусство!

Оцените статью
Фельетон Аркадия Райкина – большое искусство в жанре «малых форм»
«Пора менять кроватку»: жена Павла Прилучного показала спящего в необычной позе маленького сына