Деликатный фильм о первой любви посреди войны

Почти во всех фильмах режиссёра Игоря Таланкина зримо или незримо присутствует война. Военным (а может быть, напротив, ярко-антивоенным) стала и мелодрама «Звездопад» (1982), снятая по рассказам Виктора Астафьева.

Это своеобразное переложение вечной любви Ромео и Джульетты, которых пытается разлучить не только родительница девушки, но и сама война.

Сценарий Игорь Таланкин создал сам.

Для него это был уже не первый опыт — ещё в 1966 году он выступил в качестве сценариста,

когда задумал снимать «Дневные звёзды», фильм по книге Ольги Берггольц, посвящённый блокаде Ленинграда. С того времени Таланкин всякий раз принимал участие в написании сценариев.

В основе нового был рассказ Астафьева «Звездопад», который и дал название ленте, но Игорь Таланкин позаимствовал некоторые сюжетные линии и из других рассказов писателя.

С самого начала режссёр знал, что это будет фильм-воспоминание, фильм о непростых тыловых буднях, наполненнный ретроспекциями в прошлое.

Главный герой Миша — девятнадцатилетний солдат, проходящий лечение после ранения. В госпитале он встречает юную медсестру Лиду и

узнаёт в ней свою маленькую подружку из красноярского села, где провёл детство. Правда, выросла Лида вовсе не в Красноярске, а в Краснодаре,

но со временем ей тоже начинает казаться, что она знает Мишу давным-давно. Первое чувство, возникающее между Мишей и Лидой, робко и невинно, но его безжалостно рушат обстоятельства.

В главных ролях Игорь Таланкин видел молодых актёров, обладающих непосредственностью, искренностью, полудетской чистотой.

После проб были утверждены Дарья Михайлова, которая была уже опытной актрисой, хоть ещё и была школьницей, и дебютант Пётр Фёдоров, только что окончивший училище имени Щукина.

Выбор главных исполнителей стал безусловной удачей: и Дарья, и Пётр была очень органичны и естественны, отчего лента стала по-настоящему жизненной.

В роли матери Лиды появилась любимая актриса режиссёра Алла Демидова. Именно

Игорь Таланкин открыл Демидову для кинематографа, сняв её в «Дневных звёздах», и позже Алла Демидова снималась во всех его работах.

Здесь ей достался образ любящей матери, которая хочет оградить дочь от разочарований и горя, но способ выбирает спорный.

Любопытно, что спустя три года Игорь Таланкин снова пригласит Аллу Демидову и Дарью Михйлову сыграть мать и дочь в мелодраме «Время отдыха с субботы до понедельника» (1984).

В других ролях в картине снялись Вера Глаголева, Ольга Анохина, Николай Скоробогатов, Александр Лебедев, Сергей Деснцкий. Всем им достались эпизоды небольшие, но выразительные, подчёркивающие атмосферу.

В бессловесной роли мелькнула Валентина Титова, супруга оператора картины Георгий Рерберга. С Рербергом Таланкин уже работал и относился к нему с огромным уважением.

Равно как и к другому давнему соратнику — композитору Альфреду Шнитке, написавшему музыку к «Звездопаду».

Снимали ленту в Керчи, где ещё сохранились руины завода, разгромленного в войну. Эти развалины стали основной съёмочной площадкой и изображали поочерёдно и госпиталь, и железнодорожную станцию, и даже баню.

Игорь Таланкин позже говорил, что сама обстановка, стены, помнившие бомбёжки, выбитые окна, груды камней настраивали группу на определённый лад.

В прокат картина вышла в начале 1982 года. К сожалению, она получил меньше внимания, чем заслуживала, пройдя почти незамеченной. Да и сейчас другие фильмы Игоря Таланкина её затмевают. Зато

«Звездопад» представлял СССР на Венецианском кинофестивале в 1981 году,

где был отмечен нетривиальный операторский взгляд Георгий Рерберга (тоже, кстати, напрасно наградами обделённого).

А вы поддерживаете мать Лиды? Её стараниями совершено добро или зло?

Оцените статью
Деликатный фильм о первой любви посреди войны
Почему обвиняли Андрея Миронова в уходе Любови Полищук и ещё несколько тайн из жизни актрисы