Советский фильм об Америке, где «всё равно убьют». «Богач, бедняк»

Творчество каждого писателя въедливые литературоведы любят делить на всякие периоды. Вот и роман «Богач, бедняк» Ирвина Шоу отнесен к так называемому «среднему периоду» литературной деятельности писателя.

С уточнением, что это — последнее произведение среднего периода.

На русском языке роман впервые напечатали в журнале «Иностранная литература» в 1980-м, а отдельное издание вышло в 1986-м.

Между этими публикациями на экранах страны состоялась премьера многосерийной телевизионной ленты «Богач, бедняк» — крепко сбитой мелодрамы прибалтийских кинематографистов.

Нельзя сказать, что фильм слово в слово соответствует первоисточнику. Авторы картины где-то смягчили, где-то, наоборот, заострили черты героев, внесли другие косметические изменения в сценарий, что, впрочем, никак не отразились на качестве.

Лоск и стиль, свойственные прибалтийским киностудиям СССР в экранизациях зарубежной литературы, проявились в полном объеме и в телефильме, который мы сегодня предложим вам вспомнить.

Судя по документам, сданным вместе с кинопленкой в Гостелерадиофонд, работа над ним продолжалась два года. Три серии датированы 1982-м, а последняя — 1983-м.

В самом начале картины авторам удается создать определенное настроение — противопоставить внешний мишурный блеск американского общества, подаваемый и продаваемый в зажигательных кадрах, и жизнь простых людей.

Именно за такие веяния Ирвин Шоу в свое время был «отлучен» от Голливуда и даже обвинен в коммунистических взглядах.

Традиционный прием литераторов — история одной семьи в отрезке времени истории страны. Столь же традиционный он и в многосерийных кинолентах.

Авторы «Богача, бедняка» дали каждой серии название, создав таким образом собственное оглавление. И если первая называется «Семья», то каждая последующая носит имена трех детей, выросших в семье Джордах — «Гретхен», «Рудольф» и «Томас».

Процитируем авторскую позицию, прописанную в монтажных листах к фильму: «В «прекрасной Америке» нет места для духовности — если ты сам не убьешь, тебя убьют, физически или духовно, всё равно убьют».

Оцените статью
Советский фильм об Америке, где «всё равно убьют». «Богач, бедняк»
Щемящая «Байка» — единственный фильм режиссёра Георгия Буркова