Удачный тандем и яркие кинообразы: Алексей Баталов в фильмах Иосифа Хейфица

Каждому режиссёру нужен свой актёр, а каждому актёру — свой режиссёр. Чтобы увидел талант, раскрыл его и преподнёс во всё красе зрителям.

Когда в начале творческого пути актёру встречается его режиссёр, способный раскрыть именно его способности, — это счастливый случай.

Так произошло с Алексеем Баталовым. Его режиссёром стал Иосиф Хейфиц.

В кино Алексей Баталов дебютировал еще в 1944 году. Он еще учился в школе. К ним в класс пришли кинематографисты, чтобы отобрать для съемок лучших учеников.

Баталов очень старался, и его взяли. Он сыграл роль одноклассника Зои Космодемьянской в фильме, названной ее именем.

В кино Баталов вернулся спустя годы, имея на руках диплом театрального вуза. Тут он и привлёк внимание режиссёра Иосифа Хейфица. Красивый статный юноша сыграл в его, ставшей культовой, кинодраме «Большая семья» о роману Всеволода Кочетова «Журбины». Это бы 1954 год.

Фильм стал лауреатом Каннского кинофестиваля в номинации «Лучший актёрский ансамбль» за 1955 год. Кстати, кинодрама обошлась государству довольно дорого. На фильм было потрачено целых 3 419 000 рублей.

Баталов играет Алексея Журбина, история которого нашла большой отклик у зрителей. У него была любимая девушка Катя, которая изменила ему с зав. клубом. Алексей Журбин находит в себе силы и принимает девушку с ребенком.

Поскольку фильм о семье рабочих, актер специально освоил ремесло рабочего-клепальщика, что сделало образ еще правдоподобнее.

Союз с Хейфицем оказался очень удачным. Уже первая их совместная работа удостоилась награды Каннского кинофестиваля, а об актёре заговорили как о восходящей знаменитости.

Впоследствии актер и режиссер еще неоднократно работали вместе. В последствии Баталов говорил, что Иосиф Хейфиц выстрогал из него настоящего артиста как папа Карло из полена Буратино.

Следующей их совместной работой, и тоже очень удачной, стала кинокартина 1956 года «Дело Румянцева»

Актеру пригодились навыки вождения и давняя любовь к автомобилям. Еще в юности он приобрел автомобиль на деньги, подаренные Анной Ахматовой.

В этом фильме ему выпало играть водителя. Позже Алексей Баталов говорил, что образы Журбина и Румянцева очень похожи, и в них есть много от него самого.

«Дело Румянцева» — один из первых советских фильмов детективного жанра. Он удостоен «Премии борьбы за нового человека» Международного кинофестиваля в Карловых Варах 1956 года.

Так что образ честного и порядочного водителя Саши Румянцева полюбился не только советским зрителям. А, между прочим, были противники утверждения на главную роль Баталова: актёр с таким интеллигентным лицом и роль простого шофёра несовместимы.

Советские кинокритики высоко оценили этот фильм, назвав его одним из лучших на тот момент советских уголовных детективов.

«Дорогой мой человек»

В 1958 году актёр и режиссер встретились на съемках фильма «Дорогой мой человек» по мотивам романа Юрия Германа «Дело, которому ты служишь».

Актер в очередной раз предстал перед зрителями в образе положительного героя. Его Владимир — талантливый врач, влюбленный в свою профессию. Говорят, что после премьеры многие советские мальчишки захотели посвятить себя медицине.

Этот роман Иосиф Хейфиц экранизировал с привлечением сюжетного материала, в дальнейшем воплотившегося в романы «Дорогой мой человек» и «Я отвечаю за всё». Снял так, что получилась пронзительная история любви длинной в несколько десятилетий. Всегда думала: «Как так можно, сильно любив друг друга, расстаться на долгие годы?»

Очень нравится мне этот фильм. Блестящая актёрская работа и Баталова, и Инны Макаровой.

«Дама с собачкой» 1960 г.

Роль Дмитрия Гурова стала судьбоносной для актёра.

Режиссёр очень сильно рисковал, когда утверждал на неоднозначную роль Гурова Баталова, полюбившегося советским зрителям по образу честного простого работяги. Но Алексей справился с ролью блестяще, тем самым расширив грани актерского потенциала.

Фильм получил массу заслуженных наград: две Каннских награды, Британской киноакадемии, премию «Юсси в Хельсинки и многие другие.

Эта экранизация рассказа Антона Чехова стала непревзойденной классикой киноискусства.

Последней совместной работой Баталова с Хейфицем стал фильм «День счастья» 1963 года.

В основу сюжета снова легла повесть Юрия Германа.

В киноленте Алексей Баталов играет врача (это не единственная роль в подобном амплуа). Александр встречает в автобусе прекрасную незнакомку и влюбляется в неё. Он вместе проводят целый день. А потом он ее теряет в толпе.

Прекрасная незнакомка Александра (играет юная Тамара Сёмина) в замужестве несчастлива. Муж пьет, жизни нет. В конце концов она бросает его и решает уехать в деревню.

Встретятся ли герои снова?

Вот такие, ставшие звёздными, первые роли замечательного актёра Алексея Баталова.

Оцените статью
Удачный тандем и яркие кинообразы: Алексей Баталов в фильмах Иосифа Хейфица
Наталья Штурм и её жизненный выбор