«Семь нянек» — фильм Ролана Быкова, который очень тепло был принят зрителями. Главный герой – хулиган с развитой фантазией и артистическим даром вызывает симпатию.
На эту роль Ролан Буков долго искал кандидатуру. Он хотел пригласить Никиту Михалкова. Но актер Семен Морозов подошел идеально. В детстве он сам был хулиганом, попадал в разные курьезные истории. Опыт в съемках у него уже был. В кино Семен попал в 11 лет. Однажды он просто играл с друзьями в «ножички». Вихрастого мальчишку заметил ассистент режиссера и пригласил его на пробы. Так Семен попал в картину «На графских развалинах». До «Семи нянек» Семен Морозов сыграл в четырех картинах.
Характер Афанасия раскрыть было непросто. В сцене, когда юноша кричит на своих «нянек», просит оставить его в покое, не хватало злости и обиды. Тогда Ролан Быков решил раззадорить актера. В перерыве он подошел к нему, начал говорить какие-то колкости, легонько толкнул в плечо. Тут Семен вспыхнул, оттолкнул режиссера в ответ. Да так, что тот чуть не упал. И Ролан Быков просиял, воскликнул – Вот! Вот так играй!
В итоге, герой Семена Морозова получился таким ярким и характерным. Он лгун и хитрец, но при этом такой обаятельный, вызывающий симпатию.
«Воспитателей», честных комсомольцев, взявших на поруки трудного подростка, сыграли: Валентин Буров, Владимир Ивашов, Микаэла Дроздовская, Татьяна Надеждина, Наталья Батырева, Татьяна Карева.
В фильме есть сцена, где Афанасий попадает на завод по производству часов. В советские времена такие предприятия были закрытым объектом, снимать там было запрещено. Приходилось искать выход из положения.
Эпизод, где Афанасий и его «воспитатели» подходят к проходной завода снимали возле гостиницы «Юность». В «Сокольниках» снимали эпизод, где герои обсуждают судьбу Афанасия – по фильму это был «коридор часового завода». Некоторые сцены снимались в павильоне «Мосфильма».
А потом удалось договориться с руководством часового завода «Смена», чтобы снять хотя бы несколько сцен с производством часов.
Ролан Быков показал в фильме Москву спокойную, чистую, с минимумом автомобилей. Город просыпался под звуки утренней гимнастики. В каждом фрагменте можно найти смысл. Например, в сцене, где за молоковозом едет машина с чернилами – это художественный ход. Белая и черная полоса, как в жизни.
Эпизод, в котором Афанасий прикрепляет к почтовому голубю золотые часы и таким образом совершает кражу, думали вырезать из фильма. Такой идеей могли воспользоваться нечестные люди. Но сцену, все же, оставили. Зато после выхода фильма на экран к почтовым голубям стали проявлять пристальное внимание.