Каким образом подбирались актёры мужских ролей в советском «Д’Артаньяне и трёх мушкетёрах» — детали съёмок

Приветствуем поклонников культовой картины «Д’Артаньян и трu мyшкетёра» 1979-го года. Хотим подробнее раскрыть вам о том, как проходили съёмки, а именно то — как подбирали актёров мужских ролей в данную кинокартину. Сегодня вы узнаете, как был подобраны артисты, сыгравшие: короля Людовика XIII-го, герцога Бекuнгема, кардuнала Рuшелье, rрафа Рошфоpa и господuна Бoнacьe.

Режиссёром кинокартины был Георгий Юнгвальд-Хилькевич. Ему казалось, что кроме Алисы Фрейндлих никто не мог сыграть Анну Австрийскую. И точно так же он был убеждён: Людовиком может быть лишь Олег Табаков. По мнению мэтра, лишь данному великому артисту удавалось столь тончайше ощущать атмосферу, жанр любой кинокартины. Вдобавок режиссёр нуждался в короле-карлике, возомнившем себя гигантом — и надо было так умело сыграть, чтобы не превратиться в шута. Задача сложная, но Табакову было что угодно под силу.

Но кинопробы нужно было проводить в любом случае, поэтому Хилькевич предложил эту роль еще и Игорю Дмитриеву, который, как говорится, уже собаку съел на ролях разного рода средневековых вельмож. Но даже по фото видно, что его король полон настоящего королевского достоинства, а вот на фото Табакова именно то, что нужно: он хочет казаться таковым, но всем видно, что это не так. Вообще, помню, смотря фильм в детстве весьма отрывочно, я больше остальных запомнил именно яркий образ короля в исполнении Табакова. Даже сцена, где Людовик просто поглощает яства на глазах у придворных — просто образец актерского мастерства.

А вот с герцогом Бекингемом была другая история. Георгий Эмильевич изначально видел в этой роли актера Игоря Костолевского, уже прославившегося своими ролями в кинофильме «А зори здесь тихие» (1972) и особенно в картине «Звезда пленительного счастья» (1975). Пробы актера были приняты и худсоветом. Но сам актер, узнав о том, что на роль Констанции не утвердили его подругу и коллегу по театру Евгению Симонову, отказался сниматься. Тем более, что пробы он проходил именно в паре с ней.

***

Тогда на помощь пришел композитор Максим Дунаевский, который принимал живое участие в подготовке к съемкам. Еще бы, ведь его музыка в фильме — одна из главных составляющих. Так вот, он предложил Хилькевичу попробовать на роль Бекингема своего близкого друга, актера театра имени Вахтангова Алексея Кузнецова. Большим плюсом, конечно, явилось и то, что он был прекрасно поющим актером. Кстати, нарочитый акцент и английские словечки своему персонажу придумал сам Кузнецов, чтобы добавить своему образу колорита и яркости.

На роль кардинала Ришелье Хилькевич изначально хотел пригласить Михаила Козакова, но его пришлось достаточно долго ждать. Александр Трофимов оказался на этих пробах, можно сказать, случайно. Сначала его рассматривали как кандидата на роль графа Рошфора, но пока он, взяв разрешение в театре, вылетел в Одессу, на роль уже был утвержден Борис Клюев. И пока Трофимов, расстроенный неудачей, ждал своей очереди на пробы эпизодической роли Фельтона, его попросили подыграть Клюеву в сцене Рошфора и Ришелье.

Именно в этой сцене режиссер и увидел настоящего кардинала — всемогущего Ришелье, который устал от того, что все окружающие сильно уступают ему в уровне интеллекта. Но утвердить 27-летнего неизвестного актера, у которого и опыта съемок толком не было, на одну из основных ролей в фильме стало делом нелегким. В конце концов режиссеру все-таки удалось убедить худсовет в своей правоте, правда, озвучить роль все же доверили именно Михаилу Козакову.

Была у Хилькевича и своя кандидатура на роль галантерейщика Бонасье. Он видел в ней исключительно Леонида Каневского — его комедийный талант, хорошо известный режиссеру, был просто необходим для этого образа. Но в Госкино ничего и слушать не хотели об этом: знаменитый на всю страну страж порядка майор Томин появится в музыкальной комедии в роли глуповатого рогоносца — об этом не могло быть и речи.

Тогда режиссер стал пробовать на роль Бонасье других комедийных актеров. В частности, Владимира Долинского, в результате сыгравшего в фильме одного из судейских. Но его видение образа было совсем не то, что хотел режиссер.

Проходил пробы на эту роль и актер Валерий Мышастый, который позже был утвержден на эпизодическую роль отца д’Артаньяна.

Каким-то чудом Юнгвальд-Хилькевичу, все-таки удалось уговорить начальство на пробы Леонида Каневского, и когда худсовет увидел его в роли галантерейщика, то сразу же дал добро на съемки, настолько этот образ поучился живой и настоящий. Да и майора Томина, честно говоря, в в господине Бонасье Леонида Каневского узнаешь с трудом. Вот что значит мастерство актера.

На мой взгляд, актерский состав этой картины несмотря на различные споры вокруг него, просто прекрасен. И фильм, действительно, смотрится на одном дыхании. И та веселая атмосфера, которая царила на съемках по свидетельству всех актеров в нем снимавшихся, очень заметна на экране. И думаю, что многим она греет душу даже по пришествии сорока лет после съемок.

 

Оцените статью
Каким образом подбирались актёры мужских ролей в советском «Д’Артаньяне и трёх мушкетёрах» — детали съёмок
Самый страшный советский фильм, который сняли перед развалом СССР