Блестящая Анастасия Вертинская и верная подруга Татьяна Михалкова — он любил их обеих, но остался с той, которая сумела отойти на второй план.
Наперекор авторитетам
Поступление в Щукинское театральное училище для Никиты Михалкова было поступком логичным. Учёба в спецшколе с математическим уклоном у мальчика не задалась — не было способностей к точным наукам. Зато были способности актёрские, которые не замедлили проявиться в студии при театре Станиславского.
Никита поступал, уже имея некоторый опыт в профессии: в 14 лет он снялся в фильме Василия Ордынского «Тучи под Орском» и в «Приключениях Кроша» Генриха Оганесяна. Учёба тоже не помешала работе. Что такое настоящая известность, Михалков понял после съёмок в картине «Я шагаю по Москве» Георгия Данелии.
Преподаватели «Щуки» столь раннего стремления студента к работе не оценили. В те времена съёмки в кино во время учёбы не поощрялись. В результате, с четвёртого курса Никиту Михалкова отчислили — без оглядки на его фамилию и заслуги в кинематографе.
Тут-то и пришлась кстати его природная невозмутимость. Ни на секунду не усомнившись в собственной правоте, он поступил снова — но на этот раз уже на режиссёрский факультет ВГИК.
Режиссёр в собственном доме
Щукинскому училищу Михалков остался обязан не только первым урокам профессии. Именно здесь училась девушка, увидев которую однажды, он уже не смог забыть. И был в этом не одинок — Анастастия Вертинская уже была известной актрисой.
Снявшись в «Алых парусах» и «Человеке-амфибии», она только и делала, что отбивалась от поклонников, а в училище пыталась доказать однокурсникам, что поступила не по блату, а благодаря таланту.
Эти ощущения отчасти были знакомы и самому Михалкову. Он не просто влюбился в Вертинскую, а искренне понимал и сочувствовал ей. Студенческий роман развивался бурно: вскоре Никита и Настя уже жили вместе на даче Михалковых, а через девять месяцев стали родителями сына Степана.
Когда молодые, наконец, оформили отношения в ЗАГСе, Сергей Михалков назвал брак сына «учебно-тренировочным» — и оказался прав.
Михалков стремился повторить ролевую модель собственной семьи: Настя с ребёнком ждёт его дома с вкусным ужином, а он посвящает себя работе и творчеству. Но Вертинская хотела как можно скорее вернуться из декрета на съёмочную площадку. «Настя — лидер.
Она очень сильный человек, она прекрасна. Большую часть жизни мы проводили в милиции, я всегда из-за нее дрался, но отношения разрушились потому, что, находясь в одной профессии, мы испытывали абсолютно разные чувства», — признался однажды Михалков.
Расставание прошло интеллигентно. Он всю жизнь помогал ей в воспитании сына Степана, а Вертинская до сих пор называет Михалкова своим единственным мужем — будто забыв о своих более поздних романах.
«Жеребцует!»
Расставшись с Вертинской, Михалков целиком посвятил себя работе. Десятилетие с 1974-го по 1984-й стало самым плодотворным в его карьере. Фильмы выходили почти каждый год: «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Раба любви», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Пять вечеров»…
Между режиссёрскими проектами он успевал сниматься у коллег — роли в фильмах «Сибириада», «Пять вечеров», «Вокзал для двоих» стали одними из лучших в его карьере.
В 80-е режиссёры стали снимать фильмы специально «под Михалкова» — так, «Жестокий романс» Рязанова не состоялся бы без согласия на главные роли Мягкова и Михалкова. Те съёмки он и сейчас вспоминает с удовольствием.
«Снималась картина на Волге, в Костроме, и это было чудесное время. В тех местах я впервые почти физически ощутил свои корни по отцовской линии, и вместо отведённых трёх недель я, отложив все дела, провёл там два месяца».
Перед михалковским обаянием не могла устоять вся съёмочная группа. Каждый вечер он устраивал банкеты за свой счёт, плясал с цыганами, а однажды даже отправился на охоту на медведя. «Опять жеребцует!», — комментировал поведение артиста Эльдар Рязанов.
Конечно, начинающая актриса Лариса Гузеева в какой-то момент тоже попала под обаяние самого яркого мужчины на съёмочной площадке. Но Михалков в те годы уже был, что называется, «глубоко женат». Сердце режиссёра покорила молодая манекенщица Татьяна Соловьёва.
Семья — на втором месте
Он увидел её на какой-то премьере в Доме кино и сразу пригласил на свидание. Татьяна собралась на него по всем законам жанра: сделала яркий макияж со стрелками, волосы уложила в модную бабетту и в таком виде пришла в ресторан. Первое, что сделал Михалков при виде девушки — отвел её в туалет умываться.
Этот эпизод сразу дал ей понять, какого мужчину она выбрала. Таня дождалась своего Никиту из армии, вышла за него замуж, родила детей — и стала той хранительницей семейных традиций, о которой он всегда и мечтал.
«Кино и друзья для меня на первом месте, а семья — на втором. Татьяна приняла этот крест потому, что за этим, по всей видимости, стоит нечто большее. Я не могу допустить, чтобы мной кто-то владел, как только я чувствую натянутый поводок, я его рву», — объяснял Михалков в интервью много лет спустя.
Сейчас их пара заслуженно считается одной из самых крепких среди российских знаменитостей. Глава семьи по-прежнему полон творческих планов и режиссёрских амбиций — не потому ли, что долгие годы чувствует за своей спиной надёжный тыл?
*
*