Жена на 40 лет моложе, дайвинг и кроссы каждый день, в 6 утра за рояль, дважды папа в преклонном возрасте и автор 400 бесподобных песен. Это был человек уникальной энергии. В преклонные годы легендарный композитор Владимир Яковлевич Шаинский зажигал на вечеринках активнее людей, которые были моложе его в разы.
Он умер 25 декабря 2017 года в Сан-Диего. А похоронили его, почти месяц спустя, в Москве. Почему знаменитого композитора хоронили в закрытом гробу, спустя целый месяц после его смерти, а памятник не ставили почти три года?
Невероятный гений
12 декабря 2017 года Владимиру Шаинскому исполнилось 92 года. Жена Светлана испекла его любимый бисквитный торт с клубникой. Шаинский чувствовал себя неважно, но бодрился.
Говорил, что назло всем хворям, жить собирается до 120 лет. Но 15 декабря Владимиру Яковлевичу стало очень плохо. Его увезли в больницу, там он оказался в реанимации.
Несмотря на то, что Шаинский был очень маленького роста и обладал внешностью весьма далёкой от голливудских стандартов, он был ужасным ловеласом. Все женщины были просто без ума от него! Этот живчик просто завораживал их.
Все его дамы были молодыми, красивыми, высокими и длинноногими. В ЗАГС Владимир Яковлевич не спешил. Он оставался холостяком до 40 лет.
Всё это время он не был абсолютно одинок. Много лет Шаинский прожил гражданским браком с Асей Султановой. Именно она посоветовала ему поступить в консерваторию её родного города Баку на композиторский факультет.
Шаинский закончил оркестровый факультет Московской консерватории, но мечтал профессионально писать музыку, но в столице его на композиторский факультет не брали. Султанова дала ему толчок для развития карьеры.
Сама Ася тоже стала известным композитором. Они любили друг друга. Но Султанова была против регистрации брака, она не хотела, чтобы их союз стал вечным соперничеством.
Невероятный ловелас
В 45 лет Владимир Шаинский в первый раз в жизни влюбился по-настоящему. Всё было как в кино — свою любимую он встретил в метро. Наталья была на 25 лет младше композитора. Устоять перед столь настойчивым и обаятельным кавалером было невозможно. Они поженились.
Коллеги говорят, что более неподходящую пару и представить было сложно. Маленький, активный композитор и высокая, тоненькая как тростиночка, девочка не из мира искусства. Наташа родила мужу его первого сына Иосифа. Сейчас он живёт в Израиле.
Когда Владимир Яковлевич стал отцом, он долго не мог прийти в себя от восторга. Он носился с ребёнком и не мог нарадоваться на него. Он приучал сына с раннего детства к спорту, брал с собой везде и всюду. К сожалению семейная жизнь не задалась. Супруги постоянно ругались. Шаинский уже был безумно популярен.
Он постоянно ездил на гастроли. Наталье эта жизнь не нравилась, была абсолютно чужда. Она сидела дома и скучала. Ревновала. «Доброжелатели» постоянно доносили ей сведения о многочисленных интрижках мужа. Спустя 12 лет брак распался.
С сыном Шаинский отчаянно пытался сохранить отношения. Он не хотел ограничиваться только выплатой алиментов. Но Наталья рассудила по-своему. Слишком она была обижена на супруга. Иосиф вырос без отца. Мать всегда настраивала мальчика против него.
Со своей второй официальной женой, Светланой, композитор познакомился, когда она была ещё 17-летней студенткой. Однажды она сидела у своей тёти на работе, в бухгалтерии. В кабинет вдруг ворвался коротышка в тулупе и шапке-ушанке, чтобы получить зарплату.
Светлана фыркнула: «Какой-то ненормальный!» Тётя же шикнула на неё, сказав, что это знаменитый композитор. Шаинский влюбился в Свету с первого взгляда. Она была невероятно красивой девушкой, а её длинные ноги, казалось, были с самого Владимира Яковлевича.
Конечно, композитор не произвёл на девушку впечатления. При этом он знал универсальный рецепт по соблазнению женщин — ведь стоило ему сесть за рояль, все они оказывались у его ног. Так он и покорил сердце гордой юной красавицы.
В ЗАГСЕ на них смотрели во все глаза — вдвоём они выглядели очень странно. Это не помешало прожить им душа в душу больше трёх десятков лет. Разница в возрасте в 41 год абсолютно не мешала влюблённым. Жена родила Владимиру Яковлевичу двоих детей — сына Вячеслава и дочь Анну.
Многие обвиняли Свету в меркантильности. Тем не менее, они с супругом были счастливы. Их дети в один голос утверждают, что семья родителей — это пример идеальных отношений. Сына и дочь композитор любил самозабвенно. Он вкладывал в них всю душу. Они росли счастливыми и любимыми.
Тернистый путь на сцену
В 1960-е годы Шаинский пережил тяжёлый удар судьбы — его не приняли в Союз композиторов. У него не было диплома композитора, он был скрипачом. В СССР это означало, что его песни не будут исполнять на большой сцене, не будут выпускать пластинки и не позовут работать в кино. Следовательно, настоящей славы не будет.
В 1968 году Шаинский предложил Юрию Энтину музыку, а тот дал ему свой детский стишок «Антошка». Всего через несколько минут Владимир Яковлевич уже исполнял тот самый бессмертный шлягер, который сегодня знаком даже тем, кто не рос в Советском Союзе. Потом он написал огромное количество прекраснейших детских песен.
Большинство из них миллионы людей и сейчас помнят наизусть, ведь они звучали в любимых мультиках детства. Даже сегодня, много лет спустя, сложно представить себе детский день рождения, где не звучала бы песня крокодила Гены.
В том же 1968 году Шаинский написал свой первый хит для взрослых «Лада». Песня стала настолько популярна, что её не только стали исполнять все и везде, но Ладами повсеместно называли новорождённых девочек. Бывало, что на одном и том же концерте «Ладу» пели несколько разных исполнителей, а зрители требовали ещё и ещё.
В итоге Шаинского приняли в Союз композиторов, ведь он просто фонтанировал хитами. Его песни распевала вся страна. Конечно, это не могло не вызывать зависть коллег. За глаза композитора называли «этот ненормальный».
Владимир Яковлевич же радовался успеху как малое дитя. Купил свою первую машину. Причём не какую-то, а «Волгу», за рулём которой выглядел невероятно комично.
В 1985 году Шаинский вышел на мировой уровень. Песня «Ожившая кукла», написанная им и ярко исполненная Катей Суржиковой, впервые принесла СССР главную награду фестиваля в Сопоте и не просто первое место, а гран-при. Теперь певцы буквально боролись за право исполнять песни Шаинского.
В 21 веке Шаинского признали самым исполняемым детским композитором в мире. Дети его просто обожали. На любом празднике, концерте, мероприятии, стоило ему сесть за рояль, как дети просто облепляли его, начинали подпевать. Малыши старались прикоснуться к композитору, он был для них настоящим волшебником.
Почему композитора хоронили спустя месяц после смерти
В ночь с 24 на 25 декабря, на католическое Рождество, у Владимира Яковлевича остановилось сердце. Светлана растерялась. Она не знала, что делать — муж не оставлял никаких указаний по поводу похорон. Он вообще никогда об этом не говорил.
В то время как вся Америка наслаждалась общением за праздничными столами, вдова Шаинского металась по городу в отчаянии. Нужно было оформлять документы, а ни одно учреждение не работало.
Сначала Сетлана решила кремировать тело мужа и похоронить в Сан-Диего. Но тут на неё вышли представители еврейской диаспоры и сказали, что всю организацию и расходы берут на себя. Они настаивали на том, чтобы быстрее предать тело земле.
Кремация исключена. Вдове не давали времени подумать, постоянно звонили и давали указания. Как надо делать омовение, что нельзя бальзамировать тело. При этом Владимир Яковлевич не был верующим иудеем, в синагогу не ходил, да и про обряды знал ничтожно мало. Даже называл себя атеистом.
Светлана колебалась. Вдруг её незваные помощники отказались от помощи, сказав, что у них нет финансовой возможности. Вдова приняла трудное для себя решение — упокоить прах своего знаменитого мужа на родине, в России.
22 января 2018 года в Москве состоялись похороны Шаинского. Со дня его смерти прошёл уже месяц. Поэтому хоронили Владимира Яковлевича в закрытом гробу. На похороны прилетел даже старший сын Иосиф. Хоть и попрощаться с отцом не удалось, но он поддержал вдову и брата.
Дорога домой для покойного Шаинского была невероятным квестом. Во-первых, для оформления документов на вывоз, тело должно было соответствовать определённым санитарным нормам, а оно уже не соответствовало никаким нормам вообще. За этим последовали и другие проблемы.
Перевозку тела должен был оплатить Лев Лещенко, Кончаловский помог с местом на кладбище, а прощание помогли организовать в Союзе композиторов. При этом пришлось преодолеть невероятные трудности, так как тело композитора хранилось в морге уже почти две недели.
Пока оформляли необходимые бумаги, прошло ещё столько же. Тело не позволяли транспортировать в таком состоянии. Андрею Удалову, другу Шаинского, который должен был привезти «груз 200» на родину, пришлось заплатить огромные деньги за бальзамировку.
В результате последний путь домой занял у Владимира Шаинского почти месяц. Хоронить по этой же причине его пришлось в закрытом гробу. В мир иной композитора провожала Светлана. Именно ей удалось сделать Шаинского счастливым, скрасить его последние годы жизни.
Эта женщина приняла его таким, как он есть, со всеми достоинствами и недостатками. Она не просто любила, а безумно восхищалась мужем. Это восхищение она пронесла через всю жизнь.
Почему на могиле так долго не устанавливали памятник
На Троекуровском кладбище похоронено огромное количество известных личностей. Родные и друзья установили на их могилах памятники, которые больше похожи на произведения искусства. Только могила Владимира Яковлевича несколько лет оставалась без памятника.
Могила великого композитора, на песнях которого выросли несколько поколений детей, выглядела совершенно заброшенной. В соцсетях люди постоянно укоряли родственников за это. При этом мало кто знал, что вдове и детям ставить памятник банально не на что. Все деньги композитора были потрачены на лечение.
Битва за наследство
Шаинский некогда был очень состоятельным человеком. Даже в тяжёлые 1990-е, когда большинство коллег по цеху оказались за чертой бедности, композитор жил просто роскошно, его семья не знала ни в чём недостатка.
Жить припеваючи Владимиру Яковлевичу позволяли огромные отчисления от многочисленных хитов, которые он сочинил. При этом Шаинский вспоминал советское время с невероятной печалью. Новые времена ему были не по душе.
Режиссёры снимали кино, музыка к которому была весьма примитивная, а иногда и пошлая. Композитор постоянно ругал сценарии, которые ему присылали, и не желал писать к ним музыку.
Душа Шаинского более тяготела к мультфильмам. Но отечественные детские фильмы вытеснили американские и заказов не было. Владимир Яковлевич, что называется, «писал в стол». Он продолжал активно колесить по стране с концертами. Популярность по-прежнему у него была бешеная. Дети во всех уголках России просто сходили с ума от восторга.
В начале «нулевых» композитор, разочаровавшись в России, уехал в Израиль. К ужасу Шаинского, который не мог жить без своей работы, на земле обетованной ему не дали даже преподавать. Ему было уже за 70, в Израиле в такие годы уже никто не работает.
Владимир Яковлевич же не мог сидеть без дела. Он постоянно ездил в Россию. Высмеивал новые российские реалии и продолжал радовать детей. Он не понимал, почему на родине никто не снимает детское кино. Композитор не мог понять, как всё вокруг стало измеряться только денежной прибылью.
Несмотря на все недостатки России, Шаинский вернулся на родину. Не смог жить в стране, которая была для него чужой. Композитор вынужден был пройти медицинское обследование из-за плохого самочувствия и обратился в Боткинскую больницу.
На приёме он привычно шутил. Врач не разделял веселья своего пациента и сразу в лоб объявил ему, что у него рак. Шаинский поначалу опешил и спросил, сколько ему осталось. Ответ доктора добил его, тот сказал, что у него в запасе всего несколько месяцев.
Владимир Яковлевич был ошарашен — рак мочевого пузыря с метастазами. Это было совсем не то, что хотелось бы услышать от врачей. В Москве все медики просто разводили руками и отводили глаза. Ему дали ясно понять, что он обречён.
Шаинский поехал в США. Там ему не просто дали надежду, а провели очень удачную операцию. В результате он прожил не три месяца, как ему говорили московские врачи, а чуть больше 10 лет. Правда, композитор нуждался в постоянном наблюдении и проведении определённых процедур. Именно поэтому он переехал с семьёй в Америку на постоянное место жительства.
В Калифорнии Шаинскому очень понравилось — солнце, пальмы, океан и… поклонницы! Бывшие соотечественницы повсюду находили композитора, чтобы выразить ему своё восхищение.
Шаинские купили дом и Владимир Яковлевич с удовольствием ухаживал там за садом, выращивая для любимой жены цветы. При этом в Штатах он ещё и работал! Шаинскому заказывали музыку. Безбедная жизнь только закончилась. Американская медицина смогла поставить композитора на ноги, но при этом поглотила все его накопления.
Шаинский не собирался сдаваться, он оставался всё таким же активным и энергичным, никто и подумать не мог, что этот человек смертельно болен. Он активно занимался спортом, дайвингом, бегал кроссы.
Жена уговаривала его угомониться, ведь возраст же и тяжёлый диагноз, но того было не унять. Нарушить спортивный режим Владимира Яковлевича могла заставить только тёща — по его словам, она гнала бесподобный самогон! Шаинский не был алкоголиком, но уж выпить любил! Это всех поражало.
Передовые методики лечения онкологических заболеваний продлили жизнь знаменитого композитора на многие годы. Но остановить болезнь всё же не удалось. Активный, жизнелюбивый и энергичный Владимир Яковлевич скончался.
После похорон разыгралась настоящая драма. На лечение композитора ушли все его сбережения. При этом Шаинские никогда и ни у кого не просили помощи. После смерти композитора его вдова оказалась в довольно затруднительном положении.
К этому времени сын Вячеслав жил в Москве, он там получил образование и работал звукорежиссёром. Дочь Аня стала дизайнером и проживала в США.
Дом в США был куплен в кредит, чтобы продолжать оплачивать взносы за него, вдова сдавала в нём комнаты. При этом счета за лечение продолжали приходить и после смерти композитора и их, естественно, тоже нужно было оплачивать. А суммы там были немаленькие.
Можно было бы расплатиться с долгами, продав московскую недвижимость Шаинского, которая по завещанию досталась его жене. Но тут неожиданно решил предъявить свои права Иосиф, который долгие годы даже отказывался общаться с отцом.
Он оспорил завещание. Иосиф решил бороться и за квартиру, и за права на песни отца. Суды шли несколько лет. Иосиф является спортсменом, постоянно участвует в марафонах, но при этом привёз из Израиля справку о своей инвалидности.
Инвалидам же положена обязательная доля в наследстве. Несмотря на множество вопросов о подлинности документов об инвалидности, Иосифу удалось получить свою долю в наследстве. Всё это время счета были арестованы, а могила стояла без памятника.
В итоге деньги на памятник дала Алла Пугачёва. Примадонна всю жизнь была благодарна Шаинскому за одну из своих самых ярких песен. Она сказала, что Владимир Яковлевич — это её первый композитор и она всегда будет его любить и уважать. Так на могиле человека, который лучше всех на свете умел дарить людям праздник, появился наконец памятник.