Он прожил долгую жизнь и сыграл множество ярких ролей в кино. Донатас Банионис был одним из самых известных в Советском Союзе артистов из Прибалтики, он запомнился благодаря своим работам в фильмах «Никто не хотел умирать», «Берегись автомобиля», «Солярис», «Мёртвый сезон» и многим другим.
Он был счастлив и в семейной жизни, больше 60 лет он прожил с женщиной, на которой изначально женился просто из жалости, а потом полюбил по-настоящему. И всё же последние годы всенародного любимца оказались омрачены.
Верность мечте
Он родился в Каунасе 28 апреля 1924 года в семье революционера Юозофа Баниониса. Отец его был портным, участвовал в Первой мировой войне и ещё до Октябрьской революции вступил в партию, в 1918 – 1919 годах работал в Вилкавишкиском революционном комитете, где и познакомился со своей женой Оной Блажайтите.
Она родила ему двоих детей, дочь Дануту и сына Донатаса. Но после отец будущего артиста несколько лет работал в Бразилии, а по возвращении в Литву уже не стал жить с супругой. Правда, после развода сын остался именно с отцом.
Но именно мать сыграла значимую роль в жизни сына. Донатасу было всего 4 года, когда мама впервые привела его в театр. И спектакль, и вся атмосфера поразили мальчика до глубины души. Он сразу же понял, что хочет быть частью того, что увидел на сцене.
И сколько бы в будущем отец не пытался направить мысли сына в сторону «нормального ремесла» и заставить его обучиться гончарному делу, Донатас был непреклонен, он видел себя только артистом и никем больше.
После входа Литвы в состав СССР в Паневежис в драматический театр вернулся из Англии Юозас Мильтинис. Этого режиссёра все знали ещё и как человека, который любит сотрудничать с непрофессиональными актёрами. И в самом начале 1941 года он был вместе со своим театром на гастролях в Каунасе.
Тогда Донатас Банионис, заканчивавший ремесленную школу по специальности «керамист», набрался смелости и пошёл к режиссёру с просьбой послушать его.
Правда, он не ожидал, что Мильтинис с лёгкостью согласится, поэтому разволновался, забыл слова подготовленного стихотворения, но потом всё же собрался и получил приглашение в Паневежский драматический театр.
Донатас Банионис не мог не воспользоваться этим шансом. Вскоре он перебрался в Паневежис, поступил в студию при драмтеатре и сразу же начал учиться. А к моменту начала Великой Отечественной войны он как раз готовился к своей премьере.
Даже несмотря на оккупацию, театр продолжал работать, актёры каждый вечер выходили на сцену, и Донатас Банионис вскоре предстал перед зрителями в образе Ясюса в постановке «Поросль» литовского драматурга Казиса Бинкиса. В 1943 году актёр играл Карло ди Нолли в спектакле по пьесе Луиджи Пиранделло «Генрих IV».
По мере приближения советских войск к Литве обстановка в Паневежисе становилась всё более напряжённой, и однажды Донатас Банионис вместе с несколькими коллегами оказался в немецкой комендатуре.
Их хотели отправить воевать за вермахт, но у самих задержанных такого желания не было, и они сбежали, а после долго прятались от оккупационных войск. Правда, и освобождение Литвы от немцев облегчения Банионису не принесло.
На протяжении нескольких лет он слышал немецкую пропаганду и всерьёз опасался, что ему при советской власти придётся несладко, даже собирался бежать за границу, но в последний момент передумал. И, как оказалось, не зря.
Вскоре после войны он снова начал выходить на театральную сцену и стал звездой театра. А после премьеры фильма «Никто не хотел умирать» к нему пришла всесоюзная слава, Донатаса Баниониса стали всё чаще приглашать в кино, и он стал одним из самых известных в стране актёров.
Сложные отношения
К советской власти, в отличие от своего отца, он относился настороженно. Во второй половине 1940-х Донатас познакомился с очаровательной девушкой Оной Конкулявичюте. Она находилась в очень сложном положении в то время, её родных сослали в Сибирь, как говорил актёр, потому что они были зажиточными земледельцами.
Такая же судьба ждала и саму Ону. Актёру было жаль девушку, он даже позвонил сестре, чтобы поговорить о том, как можно было бы её спасти. И Данута посоветовала ему жениться, ведь их отец был заслуженным большевиком, и его невестка вроде как сразу становилась «своей».
Донатас сделал Оне предложение, объяснив: это необходимо, если она хочет остаться в Литве, а не уехать в ссылку в Сибирь. Правда, он и сам тогда ещё не знал, как быстро он влюбится уже по-настоящему, и их брак перестанет быть фиктивным.
С Оной Конкулявичюте актёр прожил в любви и согласии больше 60 лет, стал отцом двоих сыновей. Она была рядом с Донатасом Банионисом, когда его знали лишь как театрального актёра, а после наблюдала за его стремительной карьерой, поддерживала и помогала, растила детей, вела дом, создавала мужу все условия для творчества.
Без профессии Донатас Банионис не представлял себе жизнь, но его отношения с режиссёрами иногда складывались настолько сложно, что ему приходилось раз за разом доказывать своё право заниматься любимым делом.
Когда он пришёл на пробы на роль пастора-покупателя в фильме «Берегись автомобиля», режиссёр Эльдар Рязанов не смог скрыть своего недовольства и страшно ругался. Он представлял себе пастора высоким и румяным, и Банионис никак не соответствовал его представлениям.
Но после первых же сделанных кадров стало понятно: именно этот актёр блестяще справится с ролью.
Досталось Донатасу Банионису и от Андрея Тарковского во время съёмок фильма «Солярис», где он играл психолога Криса Кельвина. Режиссёр был крайне недоволен, заставляя его по многу раз играть одну и ту же сцену. Но и в этом случае Банионис оказался на высоте. Кажется, никто не смог бы сыграть лучше терзания главного героя.
Впрочем, кого бы ни приходилось играть актёру, он делал это с полной самоотдачей, работал на пределе возможностей. Он был настоящей звездой, но никогда не зазнавался, просто раз за разом показывал всё, на что был способен, и даже немного больше.
Последние годы и обвинения после смерти
После распада Советского Союза Донатасу Банионису жилось несладко. На родине его стали обвинять в том, что он «просоветский», особенно указывая на фильм, который принёс ему славу – «Никто не хотел умирать», где он сыграл председателя сельсовета.
Актёр же утверждал: в этой картине была показана боль литовского крестьянства, когда их эшелонами вывозили в Сибирь. Но при этом он уверен в том, что у подлости нет национальности, ведь на соотечественников пальцем указывали свои же литовцы, грузили в вагоны и русские, и латыши, и украинцы, а руководил всем этим безобразием и вовсе грузин.
Сам актёр на советскую власть не обижался, ведь он очень много снимался, его любили и на родине, и в самых дальних уголках России. И вспоминал он о том, как в 1971 году его не выпускали на съёмки в Америку.
Причём запретили выезд ему в Вильнюсе. А в Москве – разрешили и спустили в Литву указание отпустить в Чикаго. В 2008 году умерла жена актёра, он тяжело переживал смерть любимой женщины, стал мучиться бессонницей.
Работы у него тогда уже не было, вынужден был уйти из театра, потому что работающим прекращали выплачивать пенсию. Донатас Банионис после смерти жены остался в одиночестве. У сыновей была своя жизнь, актёру же только и оставалось, что жить воспоминаниями и размышлять о будущем своей страны.
Он много думал в те годы, вспоминал свои роли, людей, с которыми сводила его судьба, переживал за будущее, боялся, что с уходом его поколения связь между Литвой и Россией окончательно прервётся, и на самом деле оказался прав.
Но его высказывания о России и интерес к жизни в стране, где он в своё время много работал, сыграли против него, правда, уже после его ухода. Он умер в 90 лет, в сентябре 2014 года.
Спустя 4 года после смерти актёра в литовских СМИ вдруг появились материалы о том, что Донатас Банионис был агентом КГБ, работал под псевдонимом «Бронюс» и писал доносы на своих соотечественников, у которых были родственники за рубежом, в первую очередь в США. И якобы его удалили из агентурной сети в связи с избранием в депутаты Верховного совета Литовской ССР.
К счастью, Люстрационная комиссия Литвы отнеслась к «расследованиям» СМИ очень критически и всего через несколько месяцев после поднятой шумихи заявила о том, что все обвинения в адрес Донатаса Баниониса не имеют под собой никаких оснований. Честное имя актёра было восстановлено.