Почему земляки отвернулись от самого молчаливого знатока «Что? Где? Когда?» Нурали Латыпова, как игра осложнила его жизнь и что с ним теперь

В 1980-е трудно популярность Нурали Латыпова была сравнима со славой звёзд эстрады и кино. Сдержанный и собранный игрок был настоящим кумиром.

При этом, если пересмотреть игры с участием Нурали Латыпова, то можно заметить, что во время обсуждения вопросов он больше молчит, а потом неожиданно для всех выдает правильный ответ. Кажется, именно это и сделало его всенародным любимцем.

Это он стал самым первым обладателем «Хрустальной совы» и снискал славу одного из лучших знатоков. Впрочем, самому Нурали Латыпову, по его словам, телеигра основательно осложнила жизнь.

Разносторонний талант

Он родился в 1954 году в семье учителей. По словам Нурали Латыпова, это они поддерживали в нём здоровую любознательность и творческую активность.

Отец будущего знатока был активным сторонником научно-технического прогресса, а мама прививала сыну любовь к художественной литературе. И оба родителя прививали Нурали любовь к чтению.

В шестом классе он прочёл книги «Робинзон Крузо» Даниеля Дефо и «Оцеола, вождь семинолов» Майн Рида. Они произвели огромное впечатление на школьника и стали для него настоящим открытием. Но читал он не только художественную литературу.

К примеру, в десятом классе он с упоением знакомился с книгой «Как решать задачи по физике», благодаря которой он влюбился в эту науку.

А в восьмом классе он уже изобрёл пароход, только это был вовсе не привычный корабль, а судно на паровой подушке, создаваемое нагревом дна до такой степени, чтобы вода под ним кипела, тем самым уменьшая трение между кораблём и водой, увеличивая тем самым скорость.

Ради этого «открытия» Нурали Латыпов угробил утюг, но мама его даже не ругала, понимала, что пытливый ум её сына должен развиваться, а сам Нурали – делать пусть маленькие, но открытия, ошибаться и принимать свои поражения, как и победы, достойно. Кстати, статью об изобретении Нурали тогда опубликовали в журнале «Юный техник».

Но не только чтение и изобретательство входили в круг интересов Нурали Латыпова в детстве. По словам знатока, уже в два года он нарисовал первую карикатуру, а в семь написал первый фантастический рассказ.

При этом свою увлечённость он сохранил и во взрослом возрасте, как и пытливый ум. После окончания школы он поступил в Ростовский государственный университет, причём учился сразу на двух факультетах, физическом и биологическом.

А ещё он окончил очную аспирантуру кафедры философии естественных наук МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности нейрофизиолог (нейрокибернетик), защитил кандидатскую диссертацию по философии. В интервью газете «Труд» в 2006 году он рассказал о том, что в университете прошел курс хирургии.

Молчаливая легенда

В «Что? Где? Когда?» он попал, в общем-то, случайно. Он писал и публиковал рассказы, участвовал в карикатурных конкурсах, в которых неоднократно получал награды, причём не только в Советском Союзе, но и за рубежом.

На просмотр телепередач, даже очень популярных, у него никогда не было времени. Но однажды в его квартире в Фергане раздался телефонный звонок.

Редактор телепрограммы «Весёлые ребята», увидевший его карикатуры в «Литературной газете», позвонил Нурали Латыпову, чтобы предложить ему сотрудничество, и сказал, что пропуск на Центральное телевидение его уже ждёт.

Нурали Латыпов тут же взял билет на самолёт и отправился в столицу, решив, что далеко не каждый день ему делают столь интересные предложения. Тем более, там он мог проявить себя как художника-карикатуриста.

Нурали Латыпов стал рисовать для передачи. И однажды, сидя вечером в телередакции, он включил монитор и увидел в первый раз программу «Что? Где? Когда?». С интересом посмотрел от начала и до финала, а после помчался в бар телестудии, откуда велась трансляция, хотел лично поздравить игроков с победой.

Тут же состоялось его знакомство с редактором Наталией Стеценко, которая и пригласила его поучаствовать в отборочном туре. Так начался новый этап в его жизни – «Что? Где? Когда?».

В 1980-е он буквально жил в самолётах между Москвой и Ферганой. Он блестяще играл в отборочных турах, но совершенно растерялся в первый раз перед телекамерами. Свою первую игру он бесславно завалил, за что подвергся критике со стороны земляков из Ферганы, которые засыпали его гневными письмами и телеграммами.

Но слава его всё же нашла. Нурали Латыпов обладал поразительной способностью: он почти не участвовал в обсуждениях, но иногда выдавал единственно правильные ответы, хотя в процессе даже близкие версии не звучали.

Первая слава пришла к нему после ответа на вопрос о «медных трубах», которые внесли в студию, а потом Владимир Ворошилов задал вопрос о том, почему валторна так закручена. Нурали мучительно думал и вдруг вспомнил узбекский музыкальный инструмент — сурнай-карнай.

Он очень длинный и выдаёт при этом очень низкий звук. Ему пришло понимание, что тональность звука зависит не от формы трубы, а от её длины.

Когда Нурали Латыпов вызвался отвечать, вся команда считала, что он озвучит версию, ставшую главной в обсуждении: закручена валторна для того, чтобы было удобно переключать регистры. А он вдруг — про тональность. И выиграл балл в копилку команды знатоков. Впоследствии так было ещё не раз.

Ему было важно поймать первое мгновение решения задачи. Он молчит во время обсуждения не потому, что хочет показаться самым умным, а лишь потому, что собственные версии он сначала просеивает через своё внутреннее сито и лишь потом озвучивает ту, что кажется ему правильной. Но иногда случается и по-другому.

Однажды прозвучал вопрос, ответ на который он точно знал, но забыл. И с ударом гонга, возвещавшим об окончании минуты обсуждения, вспомнил. Конечно, он взялся отвечать и выиграл. Вот почему он так часто молчал во время обсуждения и был при этом одним из лучших.

Как игра усложнила жизнь

Сам же Нурали Латыпов признаётся: игра значительно усложнила ему жизнь. И дело было вовсе не в популярности, а в том, что его слава стала лакмусовой бумажкой его собственных отношений с людьми. По мнению Нурали Латыпова, в его жизни с приходом славы ничего не изменилось, он не стал зазнаваться, всё также много и упорно работал, но ещё и азартно играл.

Но не зря говорят, что друзья познаются не в горе, а в радости. В горе легко прийти на помощь, хоть и способны на это далеко не все. А вот разделить радость, искренне, от чистого сердца поздравить, как показала жизнь, сумели немногие.

И Нурали Латыпов искренне огорчался по этому поводу. К тому же после получения «Хрустальной совы» его вдруг почему-то стали друзья (теперь уже бывшие, конечно) обвинять в каких-то блатных связях, а в родной Фергане перекрывали кислород.

Нурали Латыпов однажды сказал, что после того, как он стал знаменит, на родине на него налипло много грязи. Именно так он воспринимал шквал обрушившихся на него телефонных звонков.

Причём одни над ним издевались и даже откровенно насмехались, другие почему-то делили знатоков по национальному признаку, и ему было крайне неприятно слышать слова о том, что он «утёр нос русским».

Дело ведь было не в том, человек какой национальности сидел за игровым столом. Каждый из них имел свои достоинства и недостатки, но при этом во время игры никто не думал о том, какой народ представляет игрок.

А ещё популярность доставила ему определённые неудобства. Он всегда был скромным и даже стеснительным человеком, к тому же время в поездках он обычно использовал для того, чтобы читать, писать, рисовать, то есть заниматься теми вещами, на которые у него не хватало времени.

Но, став известным, Нурали Латыпов теперь не знал покоя, у него просили автограф, фотографию на память и рассказ об игре. Но легендарный игрок не жалуется, слава не только усложнила ему жизнь, но ещё и открыла новые двери.

Нурали Латыпов играл в «Что? Где? Когда?» не так уж долго, всего несколько лет. И ушёл из клуба фактически на пике славы. Он искренне всегда считал, что уходить надо вовремя и непобеждённым.

Он показал и себе, и другим, на что способен, и пошёл по жизни дальше, с новым багажом впечатлений и знаний. Впоследствии он работал советником правительства России, советником вице-премьера по региональной политике и советником Юрия Лужкова по инновационным технологиям.

Нурали Латыпов сменил множество должностей, причём на каждой из них он занимался поиском творческих, нелинейных решений разных задач.

В настоящее время он возглавляет ООО «Институт Системного Мониторинга», заведует «Лабораторией нелинейных решений» и является консультантом «Фонда содействия технологиям XXI века».

А ещё Нурали Латыпов по-прежнему рисует карикатуры, занимается изобретательством (на его счету несколько изобретений в сфере коммуникаций), иногда принимает участие в телепрограммах в качестве эксперта и пишет научные статьи и книги.

Как автор, он учит читателей тренировать свой мозг, развивать интеллект и творчески решать любые задачи. Ему уже 70 лет, а он по-прежнему бодр, полон сил и способен найти ответ на самый каверзный вопрос.

Оцените статью
Почему земляки отвернулись от самого молчаливого знатока «Что? Где? Когда?» Нурали Латыпова, как игра осложнила его жизнь и что с ним теперь
Один из самых непонятных персонажей в советском кино