Наверняка Ирина Куберская, как и миллионы других девчонок, выбравших призванием своим театр и кино, мечтала о большой славе. Она училась у великих мастеров: Георгия Товстоногова, Аркадия Кацмана, Александра Музиля и других. Но на родине актриса так и не обрела широкой популярности, хотя многие зрители запомнили её по роли зажигательной проводницы из фильма «Семь невест ефрейтора Збруева».
Казалось, что теперь её заметят режиссёры, однако Ирина Куберская внезапно пропала с экранов. Она уехала в Испанию и именно там получила признание, правда, уже не в качестве актрисы.
Как всё начиналось
Их было двое в семье. Игорь родился в 1944 году и стал довольно известным писателем и переводчиком. Ирина появилась на свет в 1946-м. Их родители были людьми образованными и интеллигентными.
Отец, Юрий Васильевич, был военным инженером, он воевал в Гражданскую войну в дивизии Чапаева и с первых дней Великой Отечественной находился на фронте, принимал участие в Сталинградской и Курской битвах, а День Победы встретил в Вене. Мама, Нина Васильевна, преподавала бальные танцы. А Ирина решила стать актрисой. И после окончания школы поступила в ЛГИТМиК, откуда выпустилась в 1968 году с красным дипломом.
Она уже в студенческие годы начала сниматься в кино, правда, роли ей доставались эпизодические. Дебютной её работой был фильм Юлия Файта «Мальчики, девочки», а героиня Ирины Куберской появилась в кадре всего на несколько секунд и не была удостоена даже упоминания в титрах. В следующий раз она снялась в кино через два года, но снова в эпизоде, это был короткометражный фильм «Летний дождь». А в 1969-м, уже после окончания института, актриса сыграла сотрудницу школы абвера в картине Алоиса Бренча «Тройная проверка».
После она снялась ещё в нескольких фильмах, а запомнилась она в образе проводницы, которая учила танцевать главного героя в комедии «Семь невест ефрейтора Збруева». Красавица-актриса покорила сердца зрителей и своей внешностью, и своим талантом. Поклонники ждали новых появлений Ирины Куберской на экранах, и она их не разочаровала, вскоре на экраны стали выходить новые фильмы с её участием.
В «Секундомере» она учила модному танцу старичка-учителя, который от усердия едва не заработал инфаркт, а в картине «Дон-Жуан в Таллине» она снова танцевала. После, уже в 1972 году, ей, наконец, досталась главная роль.
В детской ленте «Боба и слон» Ирина Куберская сыграла маму Бобы, мальчика, который подружился со слоном в зоопарке. Казалось, теперь её ждёт стремительный взлёт карьеры, но актриса внезапно пропала. Она вышла замуж за испанца и уехала на родину мужа.
Другая жизнь
Долгое время об Ирине Куберской не было известно ничего. Но в начале 2000-х она приехала в Санкт-Петербург вместе с театром Tribueñe, который сама создала и возглавила.
По словам актрисы, после переезда западные журналисты не раз пытались взять у неё интервью, но быстро потеряли к ней интерес как к эмигрантке, потому что она переехала вовсе не ради спасения от советской действительности, а просто потому, что полюбила мужчину, который родился и вырос в Мадриде, и не видела другого способа сохранить свою любовь и счастье.
На новом месте она, в первую очередь, начала изучать испанский язык. А когда достигла в этом определённых успехов, вернулась в профессию, стала ходить на кастинги. Правда, и за рубежом она снялась всего в нескольких фильмах, причём три из четырёх были венгерскими, а один, «Жена министра», дебютный в зарубежной карьере актрисы, был испанским. Но она всегда больше тяготела к театру, чем к кино, поэтому вскоре Ирина Куберская сосредоточилась именно на этом направлении.
В 2001 году она организовала свой собственный театр Tribueñe. Сегодня Tribueñe называют самым динамичным и авангардным театральным пространством Мадрида.
Он получил награду «Критический взгляд на театр» Национального радио Испании, является местом постоянных поисков и инноваций, а также восстановления культурных и сценических корней, где зритель имеет возможность насладиться прекрасными постановками, созданными с любовью к публике, новаторским подходом и с уважением к лучшим традициям театрального искусства.
На сцене театра Ирина Куберская ставила спектакли по произведениям русских и испанских классиков, на испанском языке для мадридской публики и на русском – для питерской. Одно время она сама выходила на сцену, но позже уступила дорогу молодым, оставив за собой руководство театром и режиссёрскую работу.
В Питере она активно сотрудничала с Молодёжным театром на Фонтанке, куда привозила спектакли, поставленные по пьесам известного испанского писателя Рамона дель Валье-Инклана. Ирина Куберская очень любит его творчество, а переводить его произведения ей помогал брат Игорь Куберский.
На сцене в Мадриде она показывала спектакли по произведениям разных авторов, в том числе Чехова и Набокова, Цветаевой и Сервантеса, Гуэрры и многих других. Вот уже больше полувека Ирина Куберская хранит верность выбранной когда-то профессии и с благодарностью вспоминает тех людей, у которых ей посчастливилось учиться. И в первую очередь, конечно, Георгия Товстоногова, чьи спектакли, поставленные на сцене легендарного БДТ, зрители до сих пор вспоминают с восторгом.