Прошло уже больше 22 лет со времени авиакатастрофы, которая унесла жизнь легендарного генерала Лебедя, а его до сих пор помнят и любят. Имя Александра Ивановича Лебедя вписано в историю России не только как человека, сделавшего успешную и стремительную карьеру, но ещё и как военачальника, сумевшего остановить две войны.
Для близких же он остался лучшим в мире мужем, отцом и дедом. Он познакомился со своей женой Инной ещё в молодости, прожил с ней всю жизнь, не дав ни единого повода усомниться в своей верности.
Служебный роман
Александр вырос в простой рабочей семье, в детстве о военной карьере вовсе не мечтал. Правда, мама его говорила, будто он ещё в пятилетнем возрасте объявил о том, что непременно станет генералом, тогда его младший брат Алексей заявил – он будет полковником.
Но всерьёз задумался Александр Лебедь о будущем уже в 14-летнем возрасте, когда увлёкся боксом и вдруг понял: его тянет в небо. Подал после окончания школы документы в Качинское лётное училище, но его забраковал отоларинголог из-за увеличенных гланд и искривлённой носовой перегородки.
Пока юный Александр Лебедь устранял выявленные недочёты, приём документов закончился. И оказался он вместо лётного училища на заводе постоянных магнитов в родном Новочеркасске, где стал шлифовщиком. Именно там он и познакомился с Инной Чирковой, своей Лебёдушкой, как называл он свою жену.
Она работала в том же шлифовальном цехе, но у девушки уже был опыт, к тому же Инна была секретарём комсомольской организации, причём относилась к своим обязанностям, и рабочим, и общественным, очень серьёзно.
Она не помнила, как именно познакомилась с высоким крепким новичком, пришедшим в её смену. Зато в памяти отложился момент, как возмущённо она его отчитывала за неприбранное после смены рабочее место. Александр Лебедь тоже запомнил этот день.
Он отработал первую рабочую смену, с гордостью оглядывал гору своих заготовок, когда к нему подошла красивая девушка и заявила, что у них принято рабочее место за собой убирать, ибо уборщиц в цехе не держат.
У Александра Лебедя не возникла даже мысль о том, что он может отказаться и не убрать за собой. Но Инна удивилась, она за время работы успела всякого повидать, были и такие работники, кто с ходу начинал ей хамить. Но это парень убрал и лишь потом пошёл переодеваться.
После коллеги обратили внимание на то, что Ермак, как прозвали новенького в бригаде, Инне симпатизирует. Она сама этого долго не хотела замечать, всё убеждала себя в том, что они просто друзья. А он дарил ей роскошные букеты роз, ухаживал трогательно и нежно.
Спустя год, перед очередным поступлением в лётное училище, Александр Лебедь признался Инне Чирковой в любви. Инна не отказала, но пообещала ждать и выйти за него замуж, когда он получит диплом. Однако судьба внесла свои коррективы.
Лебедь и его Лебёдушка
Он дважды пытался поступить в Армавирское лётное училище, но медицинская комиссия оба раза его не допустила. Он понял, что лётчиком ему не стать, но о небе мечтать не перестал, поэтому поступил в Рязанское десантное училище. Он каждый день писал Инне письма, она в то время уже ушла с завода и работала в школе старшей пионервожатой.
Она поступила на заочное отделение в педагогический институт в Рязани, чтобы быть поближе к Александру. После первого курса они решили свадьбу больше не откладывать, в феврале расписались, а через год уже появился на свет их первенец Сашенька, ещё через год – Катюша.
К месту распределения лейтенанта Лебедя они уехали уже с двумя детьми. Сложно было, конечно, с учётом того, что зарплата у главы семьи была небольшой, но Инна тоже работу не бросала, успевала и учиться (она из-за академических отпусков из-за детей окончила институт позже), и работать, ещё шила и вязала, за домом следила, кулинарными изысками старалась мужа порадовать.
Они вообще жили легко и весело, друг друга не пилили, напротив, старались во всём поддерживать и помогать. А когда Инна получила диплом, супруги решили, что им непременно нужно родить ещё одного сына. И у них появился ещё и Ванечка.
Они меняли места службы, только успевали обустроиться на новом месте, и снова Александра Ивановича переводили, и семья ехала за ним. Трудно было, когда он попал в Афганистан. В то время выстоять Инне помогали дети. Она запрещала себе думать о плохом, прижимала их к себе и твердила: «Всё будет хорошо». Только в 1992-м они получили свою первую «неслужебную» квартиру на Рублёвке.
После было ещё Приднестровье, где армия под командованием Александра Лебедя смогла остановить войну. Пройдёт ещё несколько лет, и генерал Лебедь, который уже вышел к тому времени в отставку, сумеет предотвратить эскалацию конфликта в Чечне.
Какими бы ни были сложности на службе или в политике, вовремя участия в президентских выборах или подписании Хасавюртовских соглашений с Чечнёй, он никогда не приносил в семью плохое настроение. Он уставал, иногда буквально падал без сил, но не срывался на жене, детях и внуках.
Это на службе он был грозным генералом, а рядом с Инной, как вспоминали современники, он превращался в домашнего котёнка. Но при этом Александр Иванович никогда не был подкаблучником, просто он слишком уважал женщину, делившую с ним все жизненные тяготы и сложности, понимал, насколько ей бывает непросто, и старался поддерживать.
Он называл её ласково Лебёдушкой и за все годы совместной жизни не дал ни единого повода для ревности.
Даже став губернатором Красноярского края, на банкетах, если его приглашала на танец другая женщина, он вежливо, но очень твёрдо говорил, что танцует только со своей женой. Сам же он супругу ревновал и готов был броситься в драку, если вдруг кто-то решался пригласить её потанцевать.
Генерал Лебедь нравился женщинам, но он никогда не позволял себе даже невинного флирта. Когда однажды молоденькая журналистка спросила его о том, какой надо быть, чтобы ему понравиться, Александр Иванович ответил коротко и ясно: «Надо просто быть моей женой».
Все 30 с лишним лет, что супруги прожили вместе, они были единым целым. Их попросту невозможно было отделить друг от друга. И слова «только смерть разлучит нас» были для них не пустым звуком. Генерал Лебедь погиб в авиакатастрофе в конце апреля 2002 года.
Инне Александровне нужно было учиться жить заново, без человека, которого она преданно и нежно любила. Их дети были уже взрослыми, у каждого были свои заботы, а вдова генерала, его верная Лебёдушка, осталась одна.
Второго Лебедя быть не может
Инна Лебедь всегда вспоминала о том, как муж исполнил её давнюю и, как казалось, несбыточную мечту, отвёз её в Париж. Они отправились туда по приглашению французского правительства, но Александр Иванович устроил всё так, будто они приехали в свадебное путешествие.
Он привёл её в крохотный ресторанчик, который располагался на корабле и медленно плыл по Сене, а они танцевали, и Инна Лебедь поймала себя на мысли о том, что она — самая счастливая женщина во всём мире. Но в 2002 году для неё эпоха счастья закончилась.
Однажды в кратком телефонном разговоре с журналистами Инна Лебедь сказала о том, что она не смирилась и никогда не смирится со смертью мужа, как никогда больше не выйдет замуж, потому что «второго Александра Лебедя в мире не существует».
Вдова генерала Лебедя после его гибели категорически отказывалась спекулировать его памятью. Она отвечала категорическим отказом на предложения издательств выпустить книгу мемуаров о муже, ни разу не ходила на всякого рода телешоу. Даже когда ей самой пришлось несладко, она не стала взывать к общественности.
Незадолго до авиакатастрофы, унёсшей жизнь генерала, супруги закончили обустройство своей усадьбы в лесу у озера Щучье на стыке Тверской и Смоленской областей. Все постройки были сделаны в русском стиле: резная избушка для гостей, двухэтажный деревянный дом, даже хозяйственные помещения.
После гибели мужа именно там и укрылась от всех Инна Лебедь. Спустя полгода она открыла бизнес неподалёку, деревообрабатывающее предприятие, заботы о котором помогали Инне Александровне отвлечься от горестных воспоминаний.
Её цех начал выпускать половую доску, шпон, евровагонку, работали на «Девелопмент плюс», в основном, местные жители, буквально боготворившие Инну Лебедь. Полторы сотни человек у неё трудились, зарабатывали неплохо, да к тому же сама она к сотрудникам относилась хорошо, добрые слова находила, знала, кто чем дышит, кому помочь надо, кого поддержать.
Предприятие неплохо развивалось, но кому-то вдова генерала со своей деревообработкой, видимо, перешла дорогу. Её цех поджигали раз за разом. Сначала всё восстанавливали, но после шестого поджога Инна Александровна фирму продала, устала бороться неизвестно с кем, ведь никаких претензий к ней никто не выдвигал, просто поджигали по-тихому.
Говорили, будто так вдове генерала мстили деятельность мужа, который боролся с коррупцией и преступными схемами в бизнесе.
В результате уехала она жить в свой дом в дальнем Подмосковье, где закрылась от всего мира. Она общается теперь только с родными и друзьями, посторонних в свою жизнь не допускает, интервью не даёт. Поддерживает связь с друзьями мужа, с кем общалась ещё со времён молодости.
Закрытый образ жизни порождал множество слухов в отношении вдовы генерала, ей всё пытались приписывать какие-то несуществующие романы, в том числе и с молодым охранником, служившим у неё. Инна Александровна даже не пыталась развенчивать домыслы о себе, считала это ниже своего достоинства. Со временем клеветники оставили семью Лебедя в покое.
Дети генерала уже взрослые состоявшиеся люди. Старшему, Александру Александровичу, уже 52 года. Он в детстве мечтал пойти по стопам отца, но проблемы со зрением заставили его поставить крест на желании стать офицером. Он окончил Тульский политехнический институт, много лет работает по специальности инженером-кибернетиком, стал инженером-кибернетиком, живёт в столице.
Екатерина Александровна отпраздновала в этом году 51-й день рождения. Она училась в том же институте, что и её старший брат, но на математическом факультете. Можно сказать, что она пошла по стопам матери, тоже стала женой офицера, правда, не десантника, а артиллериста.
Младшему сыну генерала Лебедя уже 45 лет. Он окончил легендарную «Бауманку», живёт и работает в Москве. Дети генерала, как и мать, не стремятся к публичности и отказываются от общения с журналистами. Память о дорогом человеке они бережно хранят в своих сердцах и не хотят, чтобы имя отца было предметом спекуляций.