Песни композитора постоянно звучат на радио и телевидении, а его хит «Новогодние игрушки» с удовольствием поёт вся страна вот уже больше 35 лет. Композитор, поэт, автор-исполнитель и музыкант — это всё о нём, Аркадии Хоралове, чьи композиции исполняли Валерий Ободзинский, Алексей Глызин, Алсу, Любовь Успенская и многие другие известные вокалисты.
За время своей полувековой творческой деятельности Аркадий Хоралов создал множество прекрасных песен, а сейчас, когда ему самому уже 73 года, над ним нависла реальная угроза быть оставленным без единственного жилья.
Музыка вместо моря
В детстве Аркадий (настоящие имя и фамилия — Арташес Хералов) мечтал стать моряком. Он родился в украинском городе Мелитополь, был самым обычным мальчишкой, и все его увлечения родом из детства.
По словам композитора, как и все его ровесники, он в детстве посещал множество разных кружков, занимался лёгкой атлетикой и футболом, иногда хулиганил, любил проводить время с друзьями. А вот музыкой занимался неохотно, хотя его родители, не имевшие прямого отношения к искусству, были очень музыкальными.
Отец в Великую Отечественную командовал батальоном, получил тяжёлую контузию и ранение, но на скрипке играл всю жизнь, даже после потери двух пальцев. А мама будущего музыканта прекрасно пела, у неё был очень чистый красивый голос.
Аркадий же рисовал в тетрадках корабли, собирал модели судов и представлял себя в будущем капитаном дальнего плавания. Учёба давалась ему легко, школу Аркадий Хоралов окончил с золотой медалью, а потом поступил в институт механизации сельского хозяйства.
И дело было вовсе не в том, что он хотел стать передовиком-механизатором и работать в колхозе, просто в институте был чудесный педагог Александр Иванович Чигрин, создавший на базе сельскохозяйственного вуза удивительный оркестр. И Аркадий, который к моменту получения аттестата уже не представлял свою жизнь без музыки, мечтал в нём играть.
Поэтому, став студентом, он постоянно пропадал на репетициях, в оркестре начал ещё и петь. При оркестре образовался ВИА «Грифы», и Аркадий Хоралов стал играть в нём. Тогда он уже понимал, что мечты о море утратили свою актуальность, теперь его жизнь была прочно связана с музыкой.
Музыкальная карьера
Коллектив, участником которого был Аркадий Хоралов в студенческие годы, часто выступал на танцах, и однажды в Мелитополь с концертом приехал ансамбль «Поют гитары». У музыкантов возникли проблемы с аппаратурой, и они попросили о помощи местных коллег.
Ребята, конечно, помогли, а после концерта коллектив предложил Аркадию отправиться дальше в гастрольный тур вместе с ними. С тех пор музыкант уже никогда не сидел на месте, ему нравилась его новая жизнь, он колесил по всей стране, родным привозил кучу подарков из каждой поездки. Он уже в то время был женат, жена и дочь не знали ни в чём нужды.
Через два года его уже пригласили на прослушивание в «Червону руту», коллектив, с которым выступала София Ротару. Сотрудничество с певицей продлилось всего год, просто сам Хоралов хотел петь, причём не с ансамблем, а с оркестром. Поэтому предложение стать солистом джаз-оркестра Армении он принял с радостью.
Но на этом творческие поиски музыканта не прекратились. Когда Юлий Маликов предложил ему выступать с «Самоцветами», отказаться было просто невозможно, ведь в то время ансамбль был одним из самых популярных в Советском Союзе, а его участники мгновенно становились всенародными любимцами. А когда он пел уже в «Красных маках», на Аркадия Хоралова обратила внимание Алла Пугачёва.
Она пригласила в свой коллектив весь состав участников, многие согласились, но Хоралов ответил решительным отказом. В то время он уже понял, что ему пора расти и начинать строить собственную сольную карьеру. К тому времени он уже был знаком с Андреем Дементьевым, уже вышла их первая совместная песня «Давай попробуем вернуть». Она стала хитом, и перед Аркадием Хораловым открывались огромные перспективы для творчества.
Он на самом деле был удивительно работоспособен и при этом обладал удивительным качеством — мог писать музыку буквально «на коленке». Он сочинял в автобусах и самолётах, в поездах и автомобилях, ему ничего не мешало и ничто не отвлекало.
Он ни разу не пожалел о своем отказе стать участником коллектива Аллы Пугачёвой. В нём он был бы одним из многих, а в качестве отдельной творческой единицы он мог добиться многого, что, в принципе, и произошло. Первый сольный альбом Аркадия Хоралова под названием «Бесконечность» вышел в 1985 году и стал «миллионником», его общий тираж составил 3,5 миллиона экземпляров, которые были распроданы до последней пластинки.
Спустя три года родился хит Аркадия Хоралова и Андрея Дементьева «Новогодние игрушки». Даже сегодня песня, премьера которой состоялась больше 35 лет назад, звучит современно и актуально, её исполняют многие коллективы и отдельные певцы, и без этой композиции уже давно невозможно себе представить любимый зимний праздник.
Второй альбом Аркадия Хоралова «Странный мир» тоже был очень успешным и прекрасно продавался. Но уже в 1990-е популярность певца и композитора пошла на спад. Но вот написанные им в начале творческой деятельности хиты поют до сих пор. Современные исполнители с удовольствием перепевают композиции Аркадия Хоралова, причём зрители неизменно встречают их аплодисментами. Да и многие поклонники и поклонницы композитора бережно хранят его записи.
Верный, но трижды женатый
Аркадий Хоралов с неизменной гордостью говорит о том, что даже на пике популярности не позволял себе никаких вольностей в отношениях с женщинами. Он умеет любить и хранить верность женщине. Однако судьба распорядилась так, что он сейчас женат уже в третий раз. В первый раз он вступил в брак, когда ему только исполнилось 18 лет.
С будущей женой Аллой музыкант познакомился на отдыхе на Азовском море, она была тоже студенткой, училась в Запорожье. Это был красивый и яркий курортный роман, который завершился не расставанием, а браком. Алла переехала к мужу в Мелитополь, родила ему дочь Ирину. В 21 год исполнитель стал отцом.
И тогда же его карьера стала развиваться, он ездил на гастроли, но о жене и дочери никогда не забывал, всё время чемоданами вёз им подарки в Мелитополь. Поклонниц у него, конечно, хватало, но он никогда не увлекался, мог пообщаться, дать автограф, но в свой номер никогда и никого не пускал. Со временем девушки поняли, что завоевать сердце стойкого музыканта им не получится, он всегда говорил строго о том, что женат и фривольностей не терпит.
Однако семья его всё же распалась. По словам Аркадия Хоралова, жена, жившая в Мелитополе вместе с его родителями, стала проявлять неуважение к его отцу и матери, разговаривала с ними очень грубо, а он этого вынести не мог. Он пытался изменить ситуацию, однако ничего не вышло. Это и стало причиной развода. После расставания с женой он не утратил связь с дочерью. Ирина сейчас живёт в Канаде, у неё есть дочь Натали, ей уже 16 лет. И с дочерью, и с внучкой Аркадий Хоралов постоянно на связи.
А женился во второй раз он лишь спустя несколько лет после развода. С Людмилой он познакомился в поезде, разговорились, после обменялись контактами, познакомились поближе и решили расписаться. В браке родилась дочь Анна, но и этот брак не устоял.
После у музыканта была ещё одна женщина, Оксана, с ней он прожил 16 лет, но расстался, так как они друг к другу охладели. Почти два года композитор жил один, а после пригласил на свидание фармацевта из соседней с его домом в Мелитополе аптеки. Они были знакомы больше 10 лет, но отношения были даже не дружескими, а приятельскими.
Однако довольно быстро после первого свидания вспыхнули настоящие чувства, и в этот раз Аркадий Хоралов не просто женился, но ещё и обвенчался со своей женой Светланой, решив, что встретил свою судьбу. Он всегда жил тихо и спокойно, ни в каких скандалах замешан не был, но пару лет назад вдруг оказалось, что он стал жертвой мошеннической схемы и теперь рискует остаться без жилья.
За помощью к высшей инстанции
Много лет назад Аркадий Хоралов случайно познакомился с банкиром Владимиром Романовым. Тот признался, что является давним поклонником композитора, слушает все его песни и вообще восхищается его творчеством.
Музыкант и банкир подружились, им было приятно общаться, поэтому, когда Романов в 2003 году предложил Аркадию Хоралову приобрести квартиру в Москве, последний ничуть не усомнился в благих намерениях приятеля помочь ему. Его даже не насторожила предложенная банкиром схема: он покупает квартиру в строящемся доме на себя, а Аркадий Хоралов постепенно частями возвращает ему её стоимость.
По сути, приобрёл он две стандартные квартиры, соединил их в одну большую и не мог нарадоваться своему счастью. Здесь он жил и работал в оборудованной студии с очень качественной звукоизоляцией, сюда приезжали его друзья и коллеги. После каждой внесённой суммы Владимир Романов выдавал другу расписку о получении денег, но в 2008 году заявил, что сумма квартиры выросла, и теперь композитор должен в два с лишним раза больше денег, чем изначально.
Аркадий Хоралов тогда, конечно, расстроился, но деваться ему уже было некуда, он продолжал платить деньги за квартиру, но при этом почему-то стеснялся попросить переписать её на себя. Даже когда в 2013 году он полностью выплатил долг, но расписку не получил и квартиру на себя не оформил.
Не случилось этого ни через год, ни через два, а после Романов заявил, будто Хоралов ему снова должен дать денег, чтобы квартира не ушла с торгов.
Оказалось, что «друг» уже дважды закладывал недвижимость и получал под залог весьма существенные суммы, исчислявшиеся в рублях девятизначными цифрами. Год назад Владимир Романов и вовсе был осуждён за мошенничество и отправился отбывать срок в места лишения свободы. А квартира тем временем оказалась оформлена на его бывшую жену.
Квартира находится в залоге у банка, и кредиторы хотят выселить композитора из квартиры, за которую он заплатил в сумме 450 тысяч долларов. Аркадий Хоралов уже проиграл несколько судов и теперь надеется только на то, что ему поможет президент.
Он записал публичное обращение к нему ещё год назад, но пока что его вопрос так и не решился. На нервной почве у композитора ухудшилось состояние здоровья, но он всё же надеется на справедливость, ведь он заплатил за своё жильё очень приличную сумму денег, а другого у него попросту нет.