Жила с двумя мужчинами сразу. Закулисные интриги «Пани Тереза» из «Кабачка «13 стульев»

Зоя Зелинская… Это имя знакомо каждому, кто хоть раз видел легендарный «Кабачок 13 стульев». Но мало кто знает, какой непростой путь прошла эта удивительная женщина, прежде чем стать всенародной любимицей.

А начиналось все так…

Юная Зоя, студентка ГИТИСа, днем грызла гранит науки, а вечерами… Нет, не подрабатывала официанткой, как многие ее сокурсницы. Наша героиня дефилировала по подиуму Дома моделей на Кузнецком мосту!

— Хочешь заработать? — подмигнула ей как-то подружка Аэлита.

— Не знаю… — замялась Зоя.

Но судьба уже сделала свой выбор. Вскоре в школу, где училась Зоя, приехала художница из Дома моделей:

— Ющук Зоя у вас учится?

— Да, в девятом классе.

Критический взгляд художницы оценил стройную фигуру девушки, и вот уже Зоя демонстрирует на подиуме новинки сезона. А гордая мама собирает все модные журналы с фотографиями дочери.

Но это было только начало. Настоящая слава ждала Зою впереди…

Между сценой и подиумом

Поступив в ГИТИС на факультет актеров музыкального театра, Зоя не оставила работу манекенщицей. День и ночь она занималась, успевая при этом бегать на примерки в Дом моделей. Это было непростое время, требовавшее от юной девушки невероятной самоотдачи и организованности.

— Хотя и занималась день и ночь, успевала бегать на примерки в Дом моделей на Кузнецком мосту, — рассказывала Зоя. — Это было сложно, но я понимала, что это мой шанс, и не хотела его упускать.

Именно в ГИТИСе произошла судьбоносная встреча с будущим мужем — Георгием Зелинским, студентом режиссерского факультета. Эта встреча изменила всю жизнь Зои, хотя поначалу ничто не предвещало романтического продолжения.

— Когда мы с Жорой в первый раз столкнулись у раздевалки, я была шокирована его видом: нелепое пальто до колен, а дальше сразу начинались валенки, — смеялась Зоя, вспоминая их первую встречу. — Я не удержалась и, хотя мы не были знакомы, сама подошла к Зелинскому: «Почему вы ходите в валенках? Так трудно живете?»

Георгий был явно озадачен таким прямым вопросом:

— Да нет… У нас есть хлеб и масло… Мне просто так тепло.

Эта забавная сцена положила начало их дружбе, которая со временем переросла в глубокое чувство. Зоя отмечала:

— Жора был очень обаятельный, остроумный. Он так великолепно танцевал, что педагоги всерьез советовали ему поступать в Большой театр. Мне было лестно, что он нравится всем нашим девочкам.

Интересно, что до знакомства с актрисой у Георгия был роман с Татьяной Шмыгой, будущей звездой оперетты. Зоя знала об этом:

— Я знала — до меня Зелинский часто бегал на каток со старшекурсницей Танечкой Шмыгой.

Но выбор Георгия пал на Зою, и вскоре он сделал ей предложение. Однако девушка не спешила с ответом:

— Жора, влюбившись в меня, тут же сделал предложение. А для меня это страшная тоска и скука — сразу замуж идти! Но почему-то все кавалеры хотели на мне жениться после первого же свидания!

КГБ и судьбоносное решение

Решение выйти замуж пришло неожиданно и было связано с весьма необычными обстоятельствами. Однажды Зою Николаевну вызвали в дирекцию института. Там ее ждал незнакомец с красной книжечкой работника КГБ.

— Зоя Ющук, вас приглашают в гостиницу «Москва», — сурово произнес он и назвал время и номер комнаты.

На следующее утро перепуганная девушка уже стояла в вестибюле гостиницы. В номере на пятом этаже ее встретил другой человек. Зоя так дрожала от страха, что даже не скинула шубку.

— Вы комсомолка? — спросил он.

— Да. Я вступила в комсомол во время войны.

— Очень хорошо, — человек в штатском делает значительную паузу, а затем продолжает: — Говорят, вы прекрасно танцуете?

— Не знаю… как все… — Зоя не понимала, к чему он клонит.

— Вам будет дано задание преподавать танцы в академии Фрунзе.

Зое стало ясно, что ее дела плохи. Она поняла, что ей грозит опасность стать… шпионкой! И тут ее осенило: Жорик — вот ее спасение!

— Вы знаете, — залепетала она, — дело в том, что я выхожу замуж. Отец моего жениха, генерал Зелинский, занимает большой пост заместителя командующего бронетанковых войск СССР.

Товарищ не подал виду, что его это озадачило, старательно записал что-то в блокнот, и они распрощались. Зоя дала подписку о неразглашении и пулей выбежала на улицу.

— И действительно, об этой истории никому никогда не рассказывала, даже Зелинскому, — признавалась Зоя годы спустя.

Так замужество стало для актрисы спасением от КГБ и прочих кавалеров.

Триумфы и испытания

После окончания ГИТИСа Зелинская попала в Театр Сатиры почти случайно. Изначально ее педагог Андрей Александрович Гончаров пригласил ее в Театр им. Ермоловой играть Натали Пушкину в дуэте с Якутом — Пушкиным. Но судьба распорядилась иначе.

— Я так долго и ответственно «наводила красоту», что опоздала! Прибегаю в дирекцию театра, а мне говорят: «Деточка, Андрей Александрович ушел на совещание».

Зоя бродила по пустынному фойе и со страхом ждала разноса режиссера за опоздание. Ходила-ходила и… убежала!

— Бреду понурая по Тверской и дохожу до Никитских ворот, где жили Курихины. Зашла поделиться своими переживаниями, а Елена Николаевна спрашивает: «Почему бы тебе в Театр Сатиры не пойти?»

Побежала туда показываться, и ее сразу же взяли в труппу.

— Я быстро вжилась в роль в спектакле «Господин Дюруа» и с театром поехала на гастроли в Свердловск, отказавшись от поездки в Америку с Домом моделей, — вспоминала актриса.

Но не все было гладко в театре. Зоя столкнулась с завистью коллег:

— За спиной меня в театре называли «валютной артисткой» — видимо, за то, что меня любили вводить в спектакли, с которыми театр выезжал за рубеж. «Конечно, Зелинская красивая!» — слышала я. Подтекст был ясен: красивая, но бездарная. Но я ни на кого не обижалась… Хотя поводов для обид было предостаточно.

Зоя рассказывала о случаях откровенной неприязни:

— Однажды одна артистка проколола шины моей новенькой «Победы». А еще как-то мама обнаружила под надорванной подкладкой моей шубы чей-то большой крест. Она охнула: «Ну надо же, кто-то хочет тебя проклясть!»

Особенно сложными были отношения с Татьяной Пельтцер:

— Надо сказать, что Татьяна Пельтцер очень ревниво относилась к женщинам в театре. Она любила некрасивых, необразованных актрис, отсутствие школы считала признаком таланта, а внешние данные, наоборот, — недостатком.

«Кабачок 13 стульев»: Рождение легенды

Настоящая всенародная слава пришла к Зое Николевне с появлением «Кабачка 13 стульев». И, как это часто бывает, все началось случайно. Зелинская вспоминала:

— Между прочим, своим рождением «Кабачок 13 стульев» обязан моему… «скверному» характеру! Я очень любила своего мужа Георгия Зелинского, но еще больше обожала с ним спорить.

Однажды произошел следующий диалог:

— Жорик, что это у тебя? — спросила Зоя, увидев в руках мужа какие-то листочки.

— Да так… Предложили на телевидении снять передачку. Даже не знаю, что с этим делать? По-моему, скучно…

В Зое мгновенно проснулся дух противоречия:

— Ну-ка, ну-ка, покажи… Ой, да это же страшно смешно!

Зоя рассказала об этом Ольге Аросевой, вместе они «навалились» на Георгия и уговорили его снимать «Кабачок». В результате он отдал этой передаче пятнадцать лет жизни.

Зелинская стала пани Терезой, любимицей миллионов зрителей. Но за кулисами «Кабачка» кипели нешуточные страсти. Работа над передачей была непростой:

— К съемкам нашей «несерьезной» программы подходили крайне серьезно. На собрании редакции обсуждалось все, вплоть до рекомендуемой длины юбок — выше или ниже колена?

Зоя вспоминала и забавные случаи:

— Правда, никто при этом не помогал нам искать «заграничные» наряды: выкручивайтесь сами. Моей пани Терезе писали письма зрительницы со всего Союза с просьбами выслать выкройку понравившегося наряда. В одном письме женщина буквально умоляла: «Прошу вас, покажитесь еще раз в платье с оборками. Моя дочь выходит замуж, а я не успела его перерисовать».

Но были и сложности:

— «Литдрама», которая готовила передачи к эфиру, на самом деле мечтала от нас избавиться, но поскольку Брежнев как-то обронил: «Я люблю футбол и «Кабачок», ничего не могла с нами поделать.

Зоя рассказывала о строгости главного редактора «Литдрамы»:

— Главным редактором «Литдрамы» был некий товарищ Кузаков, как говорили, незаконнорожденный сын Сталина. О том, что вождь в сибирской ссылке жил у вдовы Кузаковой, написали во всех учебниках по истории КПСС.

И вправду, наш главный редактор был удивительно похож на Сталина — суровый взгляд из-под кустистых бровей и «кремлевские» усы. Под «сталинским» взглядом Кузакова тряслись все!

Были и курьезные случаи:

— Однажды запретил мне выйти в эфир в спортивном костюме: «Это еще что за стриптиз?!»

Несмотря на популярность передачи, Зоя никогда не «тянула одеяло» на себя:

— Самая большая удача «Кабачка» в том, что собрался дружный приятный коллектив, ни одной противной физиономии. И я, хоть и была женой режиссера, никогда не «тянула одеяло» на себя, не устраивала сцен на площадке.

Однако работа над «Кабачком» часто приводила к спорам между Зоей и Георгием:

— Жора во всем со мной советовался и доверял моему вкусу. Я старалась помогать мужу, и после съемок мы с ним без конца ссорились. Помню, сидим на Соколе у дома Жориных родителей в нашей «Победе» и часами спорим: как сделать эту сцену, кого пригласить на роль.

Мы жалели его родителей и поэтому старались хотя бы «производственные» отношения выяснять в машине. «Победа» от наших криков буквально ходила ходуном.

Два брака и одна большая любовь

Брак с Георгием Зелинским продлился 10 лет. Несмотря на сложности в их отношениях, Зоя всегда с теплотой вспоминала о первом муже:

— У нас была удивительная дружба, высокие человеческие отношения. Никто не бежал в суд разводиться, делить имущество.

Однако судьба готовила Зое новый поворот. На приеме в болгарском посольстве, на вечере поэзии Назыма Хикмета, она встретила Валерия Леднева, журналиста-международника. Актриса вспоминала:

— Любовь с первого взгляда! Валерий Вадимович невероятно солнечный человек, в него невозможно было не влюбиться! Очень остроумный, живой. Я сразу же стала его называть как все — Валвал, а он меня Зезе.

Интересно, что Зоя и Валерий, оказывается, жили по соседству на Патриарших прудах, но познакомились только на этом приеме. Валерий сразу обозначил свою позицию:

— Когда мы встретились на следующий день после посольского приема, первое, что он мне сказал: «Имей в виду, у меня есть дочь!» «Очень хорошо, что у тебя есть дочь…» — Я не сразу сообразила, о чем он, уже подзабыла, что на мне всегда хотели жениться после первого же свидания.

Леднев был не просто журналистом:

— Валерий Вадимович заведовал международным отделом газеты «Известия». Много лет он работал на «тайном канале между СССР и Бонном», который открыл Андропов. Благодаря его работе между нашими странами установились дружественные отношения.

Новый роман Зои не остался незамеченным:

— Нас с Ледневым видели вместе на концертах, приемах и, конечно, доложили мужу. Жорик от ревности разорвал мою фотографию, которую сделал Никита Курихин, правда, кусочки не выбросил…

Несмотря на развод, Георгий Зелинский продолжал работать с Зоей над «Кабачком»:

— Надо сказать, что мы, расставшись с Жорой, продолжали работать вместе над «Кабачком». Он мог запросто заменить меня другой актрисой, но не сделал этого. Мало того, когда я забеременела от Леднева, Жора на съемках очень бережно ко мне относился.

Неожиданное счастье

Сын Сережа родился, когда Зое было уже 42 года. Это событие стало для нее неожиданным счастьем:

— Это теперь, когда стала одинокой, когда в театре все меньше ролей, я часто думаю: «Боже, ведь ребенок — самое ценное, что есть в моей жизни. А ведь он — чистейшая случайность!»

Беременность Зои вызвала немало разговоров в театральных кругах:

— Тогда обо мне судачили: «Слышали, Зелинская чуть не родила на сцене! И это в сорок лет-то!» Когда я забеременела, долго от всех скрывала. У меня в спектаклях не было замен, и последние три месяца беременности я провела на гастролях. Потрясающее легкомыслие!

Зелинская вспоминала забавный случай:

— Дикая жара. Киев. Я искусно маскировала живот просторным жилетом, так что никто не догадывался. Один Миша Державин однажды подкрался ко мне, пощекотал мой живот и заговорщически промурлыкал: «Зайка, Зайка, а там зайчик».

Рождение Сережи было не менее драматичным, чем вся жизнь Зои:

— Когда за десять дней до рождения ребенка я пришла в женскую консультацию, доктора стали на меня жутко кричать: «Как вы посмели? Вам сорок два года, а вы ни разу не соизволили показаться врачу! Поздравляем — у вас двойня!»

Испуганная этой новостью, актриса побежала в больницу к знакомому доктору:

— Напишите, пожалуйста, чтобы мне сделали кесарево. Я лет восемнадцать умирала на сцене от родов, мне страшно! У меня наработаны рефлексы, я точно умру, так и знайте!

Однако Сережа родился естественным путем, точно 15 сентября, как и было указано в направлении врача.

Первые дни материнства были непростыми. Зелинская с юмором вспоминала:

— Из роддома меня забирали подружки и брат. Мы привезли Сережу на Малую Бронную. Часа через два вернулся из Германии Валвал. Он застал следующую картину: на большой кровати лежит слабо попискивающий сын, а над ним в полной растерянности — я.

Валерий Вадимович, увидев эту сцену, не растерялся:

— Ну что, по-моему, прекрасные мужские кривые ноги! — бодро сказал он, хотя сам боялся подойти к ребенку.

Ситуация с официальным признанием ребенка оказалась запутанной:

— Труднее было Ледневу, которому жена не давала развода. Он смог усыновить Сережу через месяц. Я-то была еще замужем за Жорой, и нашего сына пришлось записывать на Зелинского. В семье хранятся две метрики: по одной Сережа — сын Зелинского, а по другой — Леднева.

Интересно, что Зоя и Валерий так и не расписались официально:

— А с Ледневым мы так и прожили двадцать пять лет не расписываясь. Когда муж умер и на меня накинулись родственники, решив делить имущество, я порадовалась, что мы так и не сходили в загс.

Верность и забота

После смерти Валерия Леднева Зоя не осталась одна. Ее поддерживал бывший муж, Георгий Зелинский. Их отношения были удивительными:

— Жора любил меня всю жизнь и больше не женился. Как-то Георгий Васильевич позвонил, и Сережа вместо меня взял трубку. «Передай маме, — сказал он, — что «Новый мир» я оставлю ей в театре».

Сын Зои был поражен такой преданностью:

— Как это так? Он из-за тебя остался без жены и детей. И продолжает звонить и заботиться? Журналы передает?! Не могу понять, как такое может быть. По-моему, тебе надо было голову оторвать!

Когда Георгий заболел, Зоя проявила истинное благородство:

— Я горжусь тем, что была Жорику самым близким другом. Когда он заболел, я забрала его из больницы к себе и пять месяцев спасала. Сережа помогал мне ухаживать за больным, возил продукты, таскал Георгия на себе.

Наследие Зои Зелинской

Зоя Зелинская оставила яркий след в истории советского театра и телевидения. Она была не только талантливой актрисой, но и удивительным, светлым человеком. Подводя итог своей жизни, она говорила:

— Все в моей жизни вроде случайно, но тем не менее складывалось удачно, счастливо. И то, что стала актрисой, и то, что встретила таких необыкновенных мужчин, с которыми прожила свою жизнь. Но больше всего я благодарна судьбе за слова моего сына.

Только ушел из жизни его отец, Сережа подошел ко мне, обнял и сказал: «Мамочка, если ты хочешь, чтобы Георгий Васильевич к тебе вернулся, я не против. Мне папа так много хорошего о нем говорил…» Значит, все в моей жизни не зря…

29 апреля 2024 года Зои Зелинской не стало. Она ушла на 95-м году жизни от инсульта, оставив после себя богатое творческое наследие и светлую память в сердцах миллионов зрителей. Похоронили Зою Николаевну на Троекуровском кладбище.

Оцените статью
Жила с двумя мужчинами сразу. Закулисные интриги «Пани Тереза» из «Кабачка «13 стульев»
«Стала выглядеть хуже»: Мадонна опубликовала провокационные снимки с дамской комнаты