Заперлась дома, ни с кем не общалась, питалась сухарями: трагичная судьба самой многообещающей актрисы СССР Изольды Извицкой

Изольда Извицкая – талантливая и красивая актриса, которая подавала большие надежды в кино. Казалось, что на небосклоне советского кино зажглась новая звездочка, чье имя даже спустя десятилетия будет на слуху у всех. Все были уверены, что ее ждет хорошее будущее, полное новых открытий и радостей.

Однако все сложилось совсем иначе: Извицкая умерла в молодом возрасте, пролежав после своей смерти еще неделю в пустой квартире, и все это время никто о ней даже не вспоминал.

Многие зрители теперь даже не знают ее имени, хотя в 50-60-е годы Извицкая получила оглушительную популярность после выхода картины «Сорок первый» режиссера Григория Чухрая, которая позже даже получила специальный приз каннском кинофестивале. Сама же Извицкая даже появлялась после этого на обложке New York Magazine.

Как актриса потеряла свой шанс, и в какой момент ее жизни что-то пошло не так? Неужели красота и талант – не гарант счастья?

Ранние годы

Извицкая родилась 21 июня 1932 года в небольшом городе Дзержинске (ныне Нижегородская область) в семье отца-химика и матери-педагога.

Имя Изольда, которым одарили девочку, в переводе с кельтского означает «красавица» и «та, которой любуются». Некоторые считают, что родители назвали дочку именно в честь кельтской принцессы из средневекового романа «Тристан и Изольда».

Однако бытует версия, что все было куда проще: девочка с рождения была с бледной кожей, будто прозрачной. Когда Изольду привезли из роддома, кто-то даже воскликнул: «Да она как будто изо льда!». В итоге решили дочку так и назвать.

Изольда была веселой, активной и творческой девочкой, и любила проводить свой досуг во Дворце пионеров, где работала ее мать.

Уже с ранних лет она мечтала играть в кино, но держала свои желания в тайне, так как была не уверена в своих силах.

«Все говорят, что я хорошо читаю и играю в самодеятельности. Но если бы все это когда-нибудь пригодилось! Ой, дура я. Даже мечтать об этом не смею. Как можно: из меня – и вдруг артистка?!», — писала как-то 16-летняя Изольда в своем дневнике.

После окончания школы девушка все же решила попытать свое счастье и поступить во ВГИК, и у нее это получилось. Там она училась вместе с Надеждой Румянцевой, Татьяной Конюховой, Юрием Беловым, Руфиной Нифонтовой и Леонидом Пархоменко.

Уже на третьем курсе она получила первую роль в фильме «Богатырь идет в Марто», который вышел в 1954 году.

Пик популярности и резкий спад

Однако настоящий успех ее ждал чуть позже – в 1956 году, когда она получила роль в драме «Сорок первый». Интересно, что сначала актрису не хотели брать в эту ленту из-за того, что у нее «не советская внешность».

Этом фильм обрел огромную популярность, и его посмотрели 25 миллионов зрителей. В 1957 году картина удостоилась специальной награды на X Международном Каннском кинофестивале «За оригинальный сценарий, гуманизм и высокую поэтичность».

После этого фото Извицкой появлялось на обложках популярных изданий, в том числе в New York Magazine и «Советский экран». Более того, даже одно из парижских кафе было названо именем актрисы.

Казалось бы, после этого Извицкая будет обеспечена работой до конца жизни. Сначала все и правда шло неплохо: ей выделили квартиру в столице на Мосфильмовской улице, но уже на самом пике популярности ее сосем перестали приглашать в кино.

Всего на счету актрисы было 23 фильма, а последний раз на экране она появилась в 1969 году. Помимо кино, какое-то время артистка работала в Театре киноактера.

Причиной такого резкого спада востребованности в кино стала, как ни странно, ее популярность.

«То, что Извицкую после «Сорок первого» стали приглашать на вторые, а то и на третьестепенные роли, связано с серьезными недостатками нашей социальной системы в кино. Многие крупные, да и молодые режиссеры не хотели работать с известными артистами, стремясь из эгоистических побуждений открыть свою собственную кинозвезду», — вспоминал режиссер Григорий Чухрай.

По словам режиссера, именно по этой причине многие уникальные по своему таланту актеры снимались в кино крайне редко, когда как на Западе все обстояло наоборот: успех в одной киноленте обеспечивал дорогу ко многим другим хорошим ролям в кино.

Из-за такого подхода к подбору актеров у Извицкой начался затяжной творческий кризис. Совсем скоро ее перестали звать даже на роли второго плана, что не могло не расстраивать красивую и талантливую артистку.

Если актер никогда не получал всеобще признание, он, возможно, не будет разочарован в профессии настолько сильно, как тот, кто уже успел вкусить славу и осознал, насколько может быть успешен на этом поприще. Вот и Извицкой было труднее всего привыкнуть к мысли, что она возможно больше никогда не вернет былую славу.

Неудавшаяся личная жизнь и алкогольная зависимость

В 1954 году актриса вышла замуж за своего коллегу по цеху – Эдуарда Бредуна, которого она встретила на съемках фильма «Первый эшелон».

Брак их был несчастливым, так как Бредун славился своей грубостью и был достаточно завистливым человеком. Многие очень сильно удивлялись, почему такая светлая девушка, как Изольда, выбрала себе в мужья такого человека.

«Как ты могла связать свою жизнь с человеком, который ниже тебя по уровню развития, по всему?». А она в ответ: «Лида, а кому я такая нужна?» — вспоминала их разговора подруга актрисы Лидия Степанова.

Вскоре брак совсем затрещал оп вас после того, как Эдуард начал выпивать. Сначала он грешил этим один, а потом втянул в это и Изольду. И это при том, что впервые она попробовала алкоголь только в 23 года на своей свадьбе, и это был бокал шампанского.

«Влияние алкоголя на ее хрупкий организм было разрушительным. Уже скоро она неожиданно для окружающих начала терять «координацию движений», уходить в «небытие». Актеры рассказывали, что во время кинофестиваля в Горьком из комнаты гостиницы, которую занимали Бредун и Извицкая, был слышен такой разговор: «Мне плохо, Эдик… Я больше не могу пить эту гадость». — «А ты опохмелись, легче будет», — вспоминал киновед Арон Бернштейн.

Если сначала работа помогала актрисе отвлечься, так как там не было застолий и компании людей, то потом она стала выпивать одна, и это уже стало началом конца.

Известно, что Эдуард поднимал руку на жену. Многие друзья советовали девушке срочно бежать от человека, который ее не любит и не уважает. Сама же Извицкая уверяла, что не может покинуть мужа, ведь иначе он без нее просто погибнет.

«Да ты что, как я могу его бросить, ведь он без меня погибнет!» А он лупил ее», — вспоминала Людмила Касаткина.

Если сначала актрисе удавалось как-то скрывать следы от побоев, то потом ситуация только усугубилась.

«В 1968 году я, моя приятельница, известная актриса Людмила Марченко, и ее муж, театральный администратор Виталий Войтенко, пришли в гости к Изольде. Мы были потрясены, увидев, что она сильно избита. Она показала нам множество ссадин на руках и теле, синие подтеки под глазами, но не сказала, кто это сделал…», — вспоминала Татьяна Гаврилова.

Муж настолько сильно избивал Изольду, что ни один гример уже не мог замаскировать ее травмы. Сниматься в таком виде в кино было уже невозможно.

Актрисе не раз предлагали помощь и хороших специалистов, которые помогли бы ей справиться с зависимостью, но Изольда отказывалась.

Начальник актерского отдела «Мосфильма» вызывал ее к себе, предлагал обратиться за помощью к наркологу, но актриса отказалась. В доме продолжились пьянки с побоями.

Однако муж никогда не ценил ее чувства и всего того, что она для него делала. Более того, в январе 1971 года он просто собрал свои вещи и ушел к подруге Изольды – продавщице ковров. Но самое странное здесь то, что горе-актер еще и умудрился обобрать Извицкую до последней копейки, оставив ее ни с чем

Это стало настоящим ударом для актрисы, с которым ей не удалось справиться. Она заперлась дома, ни с кем не общалась неделями и питалась только сухарями. Рассудок артистки стал мутнеть, что привело ее в психиатрическую больницу.

Однако это ей не помогло, и после выписки она вновь начал выпивать. Смерть Извицкой наступила 1 марта 1971 года от голода. Ей было всего 38 лет. Она лежала одна на полу в своей московской квартире, но нашли ее лишь спустя неделю.

Обнаружил ее в квартире муж, после того как ее знакомые стали бить тревогу и попросили ее благоверного помочь. Сначала он не сразу понял, что случилось и начал громко кричать, заставляя Изольду встать.

«Уже набралась, вставай!» — кричал Бредун.

«Ты что, не видишь, она же мертвая!» — ответил слесарь, который помогал взломать дверь.

Похоронили Извицкую на Востряковском кладбище на окраине столицы. Так и закончилась история одной из самых многообещающих актрис в Советском союзе.

Оцените статью
Заперлась дома, ни с кем не общалась, питалась сухарями: трагичная судьба самой многообещающей актрисы СССР Изольды Извицкой
«Был лишен последнего шанса коллегой»: яркая актерская карьера Юрия Демича, о котором все быстро позабыли