Светлана Карпинская родилась в 1937 году в семье Ленинградских учителей. Родители хотели, чтобы дочь получила хорошее образование и поступила в университет на филологический факультет. А Светлана мечтала совсем о другом. Она завела дневник, куда писала свои мечты. И крупными буквами написала: Я обязательно стану актрисой.
Однако перечить родителям дочь не посмела и стала готовиться к поступлению в университет. Но все-таки ей очень хотелось проверить свой талант. И однажды она отправилась в знаменитый на весь Ленинград Любительский театр. В то время на этой сцене режиссер Лев Шостак ставил спектакль “Поддубенские частушки”.
Ему так понравилась Светлана Карпинская, что он ей доверил главную роль. Шло лето 1955 года. Светлана выполнила волю родителей и стала студенткой университета. А уже осенью сыграла премьеру “Поддубенских частушек”. Хвалебные статьи о спектакле написали все ленинградские газеты. И незамысловатая комедия с песнями, танцами, шутками и прибаутками стала собирать полные залы.
Однажды посмотреть нашумевшую работу самодеятельных артистов пришел режиссер «Ленфильма», трижды Лауреат Сталинской премии Герберт Раппапорт. Он прославился еще в 40-м, сняв комедию “Музыкальная история” со знаменитым тенором Сергеем Лемешевым.
Мастер музыкального кино Раппопорт разглядел в самодеятельном спектакле отличный материал для сценария и решил снять художественный фильм “Поддубенские частушки”. Приглашать кинозвезд не стал. А взял весь актерский состав Любительского театра.
Фильм вышел на экраны страны. И произошло невероятное. Комедия, в которой не было профессиональных актеров, вырвалась в лидеры проката. Ее посмотрели 21 миллион зрителей. Взрывной успех “Поддубенских частушек” критики назвали уникальным явлением советского кино и особо отметили работу Светланы Карпинской.
Не обошел вниманием фильм и главный журнал страны о кино — “Советский экран”. Там разместили рецензию на фильм и опубликовали целых три фотографии Светланы Карпинской. Такой чести редко удостаивались даже знаменитые артисты.
Молодой режиссер Эльдар Рязанов внимательно прочел статью и отправился в кинотеатр. Он совсем недавно начал карьеру в кино. Но уже добился огромного успеха.
28 декабря 1956 года на экраны вышла его музыкальная комедия “Карнавальная ночь”. В фильме дебютировала Людмила Гурченко. И стала звездой советского экрана. Буквально за пять минут.
Но своим крестным отцом в кино Гурченко называла не Эльдара Рязанова, а директора «Мосфильма» Ивана Пырьева. Именно он посоветовал снять ее в “Карнавальной ночи”. А когда фильм триумфально прошел по экранам страны, тот же Пырьев поручил режиссеру немедленно взяться за новую музыкальную комедию “Девушка без адреса”.
Мало кто знает, но он же и утвердил на главную роль Людмилу Гурченко. Однако сняться в этой картине ей было не суждено. Именно в это время про Гурченко написали фельетон “Звезда зазвездилась”. “Девушка без адреса” как раз попала на пик этой волны.
Рязанову срочно пришлось искать другую поющую и танцующую актрису. В то время на сцене Ленинградского театра музыкальной комедии в оперетте “Мистер X” блистала Зоя Виноградова. Рязанов решил, что будет снимать ее.
И вот с «Мосфильма» директору Музыкальной комедии присылают на утверждение график съемок Виноградовой. И он видит, что его ведущая актриса должна уехать из Ленинграда в Москву на полгода. А это значит, что спектакли с ее участием нужно убирать из репертуара. Разумеется, дирекция пойти на это не захотела. И на «Мосфильм» отправили официальный отказ.
Так Рязанов во второй раз оказался без главной героини. А между тем до начала съемок оставались считанные дни. И тогда режиссер вспомнил о Светлане Карпинской.
-Где-то в интервью он говорил, что она ему напомнила его мать.
Екатерина Карпинская. Дочь Светланы Карпинской.
На сборы у Карпинской были считанные часы. Пока родственники паковали ей чемодан, Светлана съездила в университет и взяла академический отпуск. А ночью уже мчалась в скором поезде Ленинград — Москва навстречу своей мечте.
На «Мосфильме» Карпинская впервые увидела Эльдара Рязанова. И тот объявил, что на главную роль он ее уже утвердил. “Так что давайте знакомиться по-настоящему”, — протянул он ей руку.
Еще сутки назад Светлана о таком и мечтать не могла. А когда узнала, с кем из актеров ей предстоит сниматься, то насмерть перепугалась. Сергей Филиппов, Зоя Федорова, Рина Зеленая — столпы комедийного жанра. Юрий Белов, Николай Рыбников — звезды нового поколения.
Карпинская боялась, что рядом со знаменитыми актерами будет выглядеть жалко. И думала лишь о том, как бы не опозориться. Поэтому, когда ей принесли трудовой договор, она подписала его, даже не читая. В тот момент материальная сторона вопроса актрису из самодеятельности совершенно не интересовала.
Светлана готова была работать бесплатно и жить хоть в шалаше. В густонаселенной коммунальной квартире Светлане сняли комнатушку. Платили за съемочную смену меньше, чем остальным. Но эта практика была достаточно распространенной. Несмотря на то, что она была исполнительницей главной роли, она же была и дебютанткой.
В первый же рабочий день неопытная девушка умудрилась наделать глупостей. На вокзале снималась сцена, где Карпинская целуется с Николаем Рыбниковым. Ему было 26 лет. Но без грима и парика он выглядел как минимум лет на 15 старше.
Надо признаться, что из-за этого актер страшно комплексовал. После поцелуя в кадре Карпинская нечаянно задела Рыбникова за живое. А ведь была произнесена совершенно невинная на первый взгляд фраза. Она сказала: “Вы такой колючий, как мой папа”.
И он обиделся на нее, посчитав, что как-будто она сказала ему, что он старый.
Эльдар Рязанов тоже относился к тем, с кем у Светланы Карпинской контакт складывался непросто. В самодеятельности она привыкла к тому, что режиссер нянчится с ней и репетирует, не считаясь со временем. А в кино нужно было работать быстро и соблюдать производственный план.
Рязанов ставил перед Карпинской задачу и требовал ее четкого исполнения немедленно. Это неудивительно. Рязанов был человек жесткий. Работать в таком темпе Карпинская не умела совершенно. Но актеры старшего поколения в момент научили ее выполнять режиссерские задачи быстро.
Больше всех Светлане помогала Рина Зеленая. Но заботливо к ней относился и Эраст Гарин. Он играл дедушку Кати Ивановой и оставался им вне кадра. Как только звучала команда “Стоп. Мотор!” Гарин ловил момент, когда его слышит режиссер, и принимался громко хвалить работу Светланы.
Жесткий Рязанов невольно становился добрее к дебютантке. И неудивительно: ведь комплимент от великого Эраста Гарина стоил дорого. И вот наступил не самый прекрасный день. Когда Гарину пришлось отстаивать права своей экранной внучки уже всерьез.
В октябре месяце снималась сцена, в которой героиня Светлане Карпинской мокнет под проливным дождем. Актрису несколько часов поливали из брандспойта холодной водой. После смены продрогшая до костей Карпинская, как обычно, поехала на другой конец Москвы на общественном транспорте. К себе в коммуналку.
Ночью у нее поднялась температура. И тем не менее на следующее утро актриса приехала на съемочную площадку, готовая работать. О болезни она никому не сказала. Но Эраст Гарин заметил, что у девушки жар, и потребовал отменить съемку. “Да чтож такое. Вы же девчонку погубите. Давайте ее лечить. Дайте ей меду. Натрите ее чем-то”.
Неделю Карпинская проболела. А Гарин в это время полностью переустроил ее быт. Он добился, чтобы Светлану переселили в отдельный номер роскошной гостиницы “Бухарест” рядом с Кремлем. И настоял на том, чтобы на съемку девушку возил автомобиль киностудии.
В декабре 1957 года съемки “Девушки без адреса” закончились. В Ленинграде Карпинская начала ходить на лекции в университет, но было заметно, что к ним она потеряла всякий интерес. Своими тяжелыми раздумьями она решила поделиться с хорошо знакомым ей режиссером. Львом Шостаком. С тем самым, который ставил спектакль “Поддубенские частушки”.
Он не только руководил любительским театром, но был еще и педагогом Ленинградского театрального института. И, воспользовавшись служебным положением, устроил Карпинской прослушивание на кафедре актерского мастерства. Невероятно артистичная, она с триумфом прошла эти испытания. Посредине учебного года Светлану Карпинскую приняли сразу на второй курс.
А вскоре на экраны вышла комедия “Девушка без адреса”, которая сразу вырвалась в лидеры проката. Карпинская в одночасье стала звездой первой величины. Теперь уже преподаватели Театрального института гордились тем, что у них учится всесоюзная знаменитость.
После такого грандиозного успеха кинематографисты завалили девушку предложениями о съемках. Но сейчас для нее была важнее учеба. И она согласилась лишь на главную роль в фильме известного режиссера Юрия Егорова “Командировка”.
К четвертому курсу у студентки Карпинской было уже три главных роли в фильмах известнейших режиссеров. Такое начало карьеры сулило ей совершенно радужное будущее. Но вдруг неожиданно для всех Светлана сама стала отказываться от работы в кино.
Мало кто знал, что дело в семейных обстоятельствах. Светлана вышла замуж за однокурсника Дмитрия Зинченко. А у мужа были серьезные актерские амбиции и непростой характер. Не то чтобы Светлана всячески пыталась угождать и потакать, но, по крайней мере, старалась не расстраивать мужа.
С другой стороны, он ревновал. Ревновал к другим мужчинам, ревновал к ее успеху. После окончания института Карпинскую пригласили работать в престижный Ленинградский Театр Комиссаржевской. Светлана поставила условие, чтобы в труппу взяли и ее мужа. Руководство театра на это пошло.
Но муж не очень адекватно повел себя. Он начал ставить условия, требовать особого к себе отношения. Все это привело к конфликту. Мужу Карпинской предложили уволиться по собственному желанию. Светлана, как преданная жена, тоже подала заявление об уходе.
Впрочем, ее готовы были взять в несколько прославленных ленинградских и даже московских театров. Но ни один из них не согласился взять в штат еще и ее мужа-скандалиста. В результате все закончилось тем, что они в паре были приняты в областной театр Ленинграда. Это совсем не первая сцена.
В жизни Светланы Карпинской началась черная полоса. В театре интересных ролей не было. Мизерной зарплаты хватало только, чтобы еле-еле сводить концы с концами. А муж так и не мог добиться чего-либо серьезного в профессии. Выходил на сцену со словами: “Кушать подано”.
Характер актера-неудачника портился день ото дня. Он стал злобным, раздражительным. И устраивал жене бесконечные скандалы. И тем не менее Карпинская пыталась сохранить семью. К тому же муж категорически не хотел ребенка в семье. Вскоре отношения распались.
После развода Светлана попыталась вернуться в кино. Но режиссерам нечего было ей предложить. За годы, что актриса по требованию мужа отказывалась от ролей, она перешла в другую возрастную категорию. Кстати, самую опасную для актрисы.
В ролях юных девушек сниматься она уже не могла. А возраста зрелой женщины еще не достигла. К счастью, на этот трудный период пришелся взлет ее театральной карьеры.
Акимов пригласил ее в знаменитый ленинградский Театр комедии. Ее там очень высоко ценили. Светлана была на ведущих ролях. Карпинская репетировала с ведущим актером театра, первым красавцем ленинградской сцены Геннадием Воропаевым. Он много снимался в кино и играл в основном аристократов, благородных офицеров, пламенных революционеров.
А в 66-м режиссер Станислав Говорухин утвердил его на одну из главных ролей в фильме “Вертикаль”. Воропаев был женат, и Карпинская его ухаживания всячески отвергала. Ей не хотелось никаких интриг с женатым мужчиной. Хотелось только сосредоточиться на новой работе.
Но Воропаев был настойчив. Чтобы завоевать сердце Светланы Карпинской, Воропаев сделал неожиданных ход. Он предложил ей поехать вместе с ним на съемки фильма “Вертикаль”, чтобы хорошо провести время в компании Высоцкого и Лужиной. Подышать свежим воздухом и полюбоваться величественными Кавказскими пейзажами.
Карпинская предложение приняла. Их роман по-настоящему разгорелся именно там. Но роман затянулся. Карпинская забеременела. Как это часто бывает, Воропаев обещал уйти из семьи, а потом принял решение из семьи не уходить.
Светлана приняла решение порвать отношения, но дочку родила. Отец ребенка не признал. После этого Светлана не хотела его ни видеть, ни слышать.
А между тем актерам Воропаеву и Карпинской приходилось каждый вечер вместе выходить на сцену и на глазах у зрителей объясняться друг другу в нежных чувствах. Это было невыносимо. Карпинская написала заявление об уходе и перешла работать не куда-нибудь, а в Большой Драматический Театр.
Это был звездный период Товстоногова. БДТ был тогда главным театром Ленинграда, а возможно, и всего СССР. Но Карпинская там не прижилась. В первом театре страны актриса оказалась на вторых ролях. Четыре года Карпинская ждала интересных спектаклей. Но не дождалась и вновь решила сменить место работы.
Ничего остроумнее не придумала, как рассказать всему свету, что якобы к ней во время репетиций приставал ведущий актер театра Евгений Лебедев. Впрочем, ни тогда, ни сейчас в эту историю никто не верит. Возможно, таким образом Карпинская пыталась найти для себя оправдание тому, что у нее не сложилась карьера в БДТ.
Она была вынуждена вернуться в Театр комедии, где ее знали, любили и где прошли ее лучшие театральные годы. Хотя она боялась возвращения, учитывая историю с Воропаевым. Они снова начали вместе работать. Прошло много лет, взаимные обиды сгладились. В итоге Воропаев признал дочку.
Светлане снова несказанно повезло. К тому моменту, как она вернулась в Театр комедии, там работал невероятно талантливый режиссер Петр Фоменко. Он высоко ценил актерские возможности Карпинской и для начала дал ей большую роль в спектакле “Этот милый старый дом”, который в середине 70-х был самым популярным в Ленинграде. Вскоре Фоменко решил попробовать свои силы в кино.
Написал сценарий четырехсерийного фильма “На всю оставшуюся жизнь”. Одну из главных ролей предложил Карпинской. Ей впервые предстояло сыграть взрослую женщину. Острую на язык разбитную бабенку. Это было для нее возможностью полноценно вернуться в кино. Вернуться в новом качестве, в новом возрасте.
Любопытно, что эта работа над долгожданной ролью могла закончиться не начавшись. Карпинская всегда восхищалась театральными постановками Фоменко. Но почему-то вообразила, что тот не справится с многосерийным художественным фильмом.
Себя же Карпинская считала киноактрисой многоопытной. И решила режиссеру помочь. Она начала самостоятельно режиссировать свою роль. Спорила с Петром Фоменко. В какой-то момент возник конфликт, когда Фоменко дал Светлане четкую задачу, а она отказалась ее исполнять. Она вспылила и в сердцах покинула съемочную площадку, хлопнув дверью.
Светлана приехала домой. Немного остыла. И поняла, что не помогла, а наоборот, навредила режиссеру. И как минимум, сорвала съемку. За такие проступки актеров обычно снимают с роли и больше никогда не приглашают.
А ведь Фоменко вполне мог оставить Карпинскую без работы и в театре. Ночью актриса не сомкнула глаз. И чуть свет примчалась на съемочную площадку вымаливать прощения. Фоменко просто сказал ей, чтобы она одевалась, гримировались и готовилась к съемкам. А снимать будут только по его усмотрению.
Тут уже Светлана не спорила. Он простил ей эту выходку, и роль получилась просто замечательной.
После выхода фильма “На всю оставшуюся жизнь” на экраны Карпинской разом поступило три предложения о новых съемках. Режиссеры стали давать ей роли умудренных жизнью женщин.
Этот перелом произошел почти через 20 лет после ее дебюта в кино.