Татьяне Бурковой отец сказал: «Если ты намерена дальше с ним общаться, уходи. От нас не получишь ни рубля и дорогу сюда забудь!»

Родился Георгий Иванович Бурков в Перми в 1933 году. Мама Мария Сергеевна и отец Иван Григорьевич единственного ребенка не просто любили — он был для них смыслом жизни. В детстве Георгий заболел брюшным тифом в тяжелой форме и когда врачи решили, что он безнадежен, мать забрала его из больницы и выходила его.

В детстве Георгий записался в школьный драмкружок и мечтал стать артистом:

«Десятилетним мальчиком со своими сверстниками выступал в госпиталях и, видя повеселевшие лица раненых солдат, слыша аплодисменты, он замирал от счастья».

Георгий окончил среднюю школу № 11 Перми.

В 1952 году он поступил в Пермский государственный университет. Бурков учился на юридическом факультете и одновременно занимался в вечерней студии при Пермском драматическом театре. Через пару лет он бросил институт и с головой ушел в театр.

Как-то на один из спектаклей с его участием пришла московский критик Ольга Пыжова. По возвращении в столицу она поделилась впечатлением с Львовым-Анохиным: «Какого актера я видела! Во рту полная каша, страшненький, но играет как бог!»

Вскоре в Москву Буркова пригласил сам Борис Львов-Анохин, режиссер Театра Станиславского. Он поверил в него, несмотря на отсутствие у Буркова актерского образования.

Со стороны Бориса Александровича это было авантюрой — пригласить в Московский драматический театр самоучку, трижды провалившегося на экзаменах в ГИТИС и Школу-студию МХАТ. Члены приемных комиссий говорили одно и то же: «Молодой человек, вы, конечно, можете пытаться поступать еще, но просто жаль вашего времени… Советуем поискать себя в другой профессии».

И вот в 1965 году он появляется в театре. Компания молодых актрис, узнав про новенького, стала подтрунивать над юной Танечкой Ухаровой.

«Танюшка, ты еще этого красавца не видела? Длинный, сутулый, губастый. И ни одной буквы не выговаривает! Герой-любовник — одним словом, все главные роли его будут, — сказала актриса Лида Савченко, жена драматурга Михаила Рощина. — Знакомься, а то опередят! Он из Перми, московская прописка нужна, так что женится сразу. Используй шанс — хватит в девках сидеть!»

И давясь от смеха, подруги вытолкали Таню в коридор, где у расписания стоял новенький. Ей ничего не оставалось, как направиться к нему.

Видок у него был еще тот — мешковатые брюки из матросского сукна, клетчатый пиджак, под ним — ярко-красный в белую крапинку свитер, а на голове — кок, уложенный при помощи лака.

Таня нашла свою фамилию на стенде и ткнув пальчиком в нее, улыбнулась парню: «Я — Ухарова. Значит, вместе будем в этом спектакле играть, вы отца, а я — дочку!»

Он посмотрел сверху вниз на миниатюрную девушку и, смущенно улыбнулся. На улицу они вышли вместе и разговорились. Смешная парочка.

Он — высокий денди с налаченым коком, она — пигалица ростом метр пятьдесят, весом 38 килограммов, с детской прической — два хвостика. На автобусной остановке они уже перешли на «ты» и обсудили репертуар половины московских театров. Жора предложил пройтись пешком и проводить Таню до дома.

«У нас с Жорой с первого взгляда возникло какое-то человеческое притяжение. Знаете, как собачники советуют собаку выбирать: в глаза ей посмотреть — и сразу становится понятно, твоя или не твоя… » — вспоминала Татьяна.

Как потом выяснилось, у него не было денег на транспорт. Львов-Анохин взял его в театр со ставкой полтора рубля за спектакль и ему еще пока не выдали зарплату. Жора снимал комнату на «Бауманской». Так что, проводив девушку, он отправился пешком домой. Бурков не был эталоном мужской красоты, но сумел завоевать любовь Тани своей необыкновенной эрудицией и чувством юмора.

Они встречались уже больше месяца, когда Бурков пригласил Татьяну в гости и она впервые у него осталась ночевать. Комната Жоры была светлой, убранной и вся была заставлена книгами.

Утром она, открыв глаза, тихонько выскользнула из-под одеяла, и решила быстро сбегать в магазин за шоколадным молоком, которое так любил Георгий. Когда Таня вернулась, проснувшийся Бурков обрадовался: «Ты куда уходила? Открываю глаза, а тебя нет…» и был приятно удивлен заботливостью возлюбленной — ведь шоколадное молоко было его любимым лакомством.

Девушка поставила на стол молоко и сказала, что ей срочно с утра надо заехать к бабушке, предупредить, чтобы та сказала родителям, что внучка ночевала якобы у нее. Жора сказал: «Зачем врать? Выходи за меня замуж!»

Невесте только исполнилось девятнадцать, жених был старше на тринадцать лет. Родители Тани были против ее брака с Бурковым — ему уже тридцать два года, из провинции. Таню с детства воспитывал отчим, Сергей Ухаров, который дал ей свою фамилию и отчество. Она считала его отцом.

Ухаров, парторг одного из НИИ, остерегал ее от опрометчивого шага — есть мол такие субъекты, которые кружат девушкам головы, прописку московскую получают, а потом обирают до нитки. После очередного скандала отец сказал Тане: «Если ты намерена и дальше с ним общаться, уходи. От нас не получишь ни рубля и дорогу сюда забудь!»

Татьяна уехала к любимому, которому к тому моменту выделили комнату в общежитии. Церемонию бракосочетания назначили на двадцать пятое июня 1965 года. За две недели до торжества из Перми приехала мама Жоры знакомиться с будущей невесткой. Мария Сергеевна везла молодой семье ложки с вилками, постельное белье, полотенца и просила встретить ее на вокзале.

Выйдя из вагона и увидев Таню, она сначала остолбенела, а потом принялась причитать: «Жорочка, у тебя глаз, что ли, нет? Она же даже не родит тебе никого! Неужели получше найти не мог? Папа же не переживет!» Когда сын сообщил, что женится на актрисе, она представила себе кого-то типа Татьяны Дорониной, но никак не субтильную девятнадцатилетнюю девчонку.

Придя к сыну домой, Мария Сергеевна решительно хлопнула ладонью по столу: «Значит, так, сынок, выбирай — или мы с папой, или она…» Таня готова была провалиться от стыда. Но Жора уверенно встал за спинкой Таниного стула, положив ладони ей на плечи: «Мама, я хочу, чтобы ты поняла и объяснила папе: я ее люблю и женюсь на ней!»

Разъяренная мать уехала, прихватив привезенные подарки с собой, как и деньги, которые они с отцом собирались подарить на свадьбу. Родителей ни со стороны жениха, ни со стороны невесты на свадьбе не было. В общежитии накрыли свадебный стол с купленным в соседнем кафе люля-кебабами, закусками и бутылками дешевого портвейна.

Молодая жена ревновала своего Жорика к коллегам и друзьям, особенно если он задерживался набанкете, а он только смеялся: «Ну что ты, Танюрочка!» Для него не было других женщин, кроме любимой. Они друг друга трогательно называли — «Жорик» и «Танюрочка».

Через год родилась дочь Мария, названная в честь матери Георгия. Зять с тестем познакомились в день выписки Тани с малышкой из роддома. Рождение дочери примирило, к сожалению, не всех.

Георгий и отец Тани сразу прониклись симпатией друг у другу и было удивительно, как тесть защищал зятя перед дочкой в последующем. Когда Таня жаловалась на Жору, отец отвечал: «Вбить гвоздь любой дурак сможет, а вот сыграть, как Георгий! Таких актеров с десяток не наберется. Ты, Таня, его береги…» Бурков, кроме как пожарить яичницу и сварить кофе в турке он ничего из домашних дел не умел.

Марию Сергеевну с выбором сына не примирило даже рождение внучки и то, что дочь назвали в ее честь. Посмотреть на малышку она все же приехала, пробыла у молодых родителей только ночь, которую они проговорили с Георгием, сидя на кухне.

Невестку свекровь демонстративно игнорировала. «Наверное, она больше внука хотела, — оправдывал маму Георгий. — Вот в другой раз родим мальчика — увидишь, как она переменится».

Оба они мечтали о сыне, только осуществление этой мечты долго приходилось откладывать. В крошечной комнате, где супруги с дочкой ютились втроем, вторую детскую кроватку даже некуда было поставить. Квартиру, самыми последними из соседей по общежитию, они получили только в 1973 году.

Спустя полгода Таня забеременела, но выносить ребенка не смогла — на шестом месяце случился выкидыш. Врачи советовали больше не рисковать Татьяне с беременностью.

Георгий Иванович говорил: «Не переживай, Танюрочка! Смотри, какая у нас дочка замечательная. Взрослая совсем, лет через десять дедом и бабкой нас сделает!» Но упрямая Татьяна решилась и забеременела снова.

Муж очень оберегал беременную супругу и когда был на гастролях или съемках, то в женскую консультацию Татьяну сопровождали подруги. Ей запрещалось что-то носить тяжелее буханки хлеба .

За три недели до родов Татьяна подскользнулась на улице и упала. Болела поясница, ныл копчик, живот налился свинцом… Она поехала в роддом и сразу попала в родильное отделение, практически теряя сознание от боли. Когда она пришла в себя, одними губами прошелстела: «Кто у меня родился?» и услышав ответ: «Мальчик…» снова провалилась в беспамятство.

Утром, когда соседкам по палате привезли малышей на кормление, она спросила: «А мой где?» Медсестра отвела глаза и ответила: «К вам сейчас придет врач…» Ожидание показалось вечностью. Пришел врач и буднично сказал: «Ваш ребенок погиб…» Татьяна еле добралась до телефона и набрала домашний номер, услышав от мужа радостное: «Алло!», она сползла по стенке и зажала рот рукой.

«Танюрочка, это ты? Почему молчишь? Мы еще вчера звонили, в справочной сказали: «Мальчик». Спасибо тебе! Я такой счастливый!»- услышала она в трубке.

Татьяна попросила, чтобы Георгий забрал ее из роддома как можно скорее. Он приехал встречать ее с абсолюто черным лицом. Больше детей у них не было.

Дочь Маша радовала родителей успехами, девочка ходила в специализированную французскую школу.

Вскоре Георгий Иванович потерял отца, скончавшегося от инсульта и перевез маму в Москву, в квартиру на Фрунзенской набережной. С тех пор Мария Сергеевна жила с ними и по-прежнему соперничала с Татьяной за любовь сына.

Татьяна полностью занималась бытом. Однажды сама поклеила обои во всех комнатах, а Георгий, работавший за столом в кабинете, даже не заметил, пока она сама не сказала. «Танюрочка, — удивился он, — ты все сама сделала?»

Их семейная жизнь была гармоничной и счастливой. Жена следила, чтобы праздники отмечались как положено, варила-пекла-жарила, к Новому году готовила холодец, сациви, запекала свиные ноги, настаивала «клюковку», которой увлекались все во МХАТе Олега Ефремова, где одно время работал Бурков.

Сособность Буркова не обращать внимание на материальное доходила до смешного. Например, жена красилась в блондинку, а однажды нанесла оттеночный шампунь, но передержала смесь, и волосы стали фиолетового цвета, как разведенные чернила.

Буквально спиной Татьяна почувствовала, что муж на нее смотрит. Оглянулась — и правда. «Танюрочка, — робко спросил Георгий Иванович, — а это… все время так будет?» Таня засмеялась: «В кои-то веки заметил, что я волосы покрасила, и именно в такой неудачный момент!»

У них в семье всегда были собаки. Мальтийская болонка Джина была любимицей Георгия Ивановича и всей семьи. Джина не подпускала к себе никаких собак, поэтому щенков у нее не было, но каждый раз после течки у нее наступала так называемая «ложная щенность». Тогда Джина находила где-то детскую резиновую игрушку, свинью-копилку, и «кормила» ее.

Видя это, Георгий Иванович тихо и с умилением говорил домашним: «Т-с-с…» Ночью, когда все спали, в доме неожиданно раздавался писк, потому что собака неизменно подкладывала своего «ребенка» Буркову в тапок, который он, вставая ночью, пытался надеть. И вздрагивая от резкого звука, он ворчал: «Да что это такое? Отец я этой свиньи, что ли?»

Георгия Ивановича отличало необыкновенное чувство юмора. Дочь Маша вспоминала, что подростком она была длинная, худющая и сутулая, что служило предметом насмешек одноклассников. Девочка не жаловалась родителям, решала свои проблемы со сверстниками сама.

Но Бурков почувствовал, что она недовольна своей фигурой, и сказал: «Маш, не переживай. Есть старая шутка: ничего, что грудь впалая, зато спина горбатая». А у Маши и вправду был сколиоз. «Стрепетова, продолжал он, — тоже была с горбом, и ничего, выходила на сцену.

Тебе еще и в пинг-понг играть будет удобно». И, согнувшись, уморительно изобразил горбунью, прыгающую с теннисной ракеткой. Маша засмеялась и переживание прошло, она всерьез занялась спиной и избавилась от сколиоза. Бурков с дочерью постоянно друг друга подкалывали, соревнуясь в остроумии.

Однажды семья Бурковых — Георгий Иванович, Татьяна Сергеевна и Маша были на даче и сидели за деревянным столом в саду. Жена Татьяна все говорила, говорила, отчитывая мужа за что-то. Буркову надоело ее слушать, он наклонился к ней и сказал проникновенно, словно по секрету: «Тань, хочешь правду? Машка — не от тебя!»

Бурков иногда смотрел на дочь и задумчиво произносил: «Так. Нос у тебя мой, фигура в меня… Маш, замуж ты не выйдешь». Оба смеялись.

Мария вышла замуж за сына Петра Вельяминова — Сергея, с которым была знакома с детства. Они росли в одном дворе, учились вместе в Школе-студии МХАТ, только на разных курсах. Георгий Иванович мечтал о внуках, но понимал, что Маша и Сергей не подходят друг другу. К сожалению, он не дождался рождения внука.

В 1990 году Георгий Иванович воспрял духом, кино практически не снимали, а Рязанов пригласил его в свой фильм «Небеса обетованные». Бурков должен был играть роль Президента, но, даже не успев получить сценарий, сломал ногу.

По словам самого режиссера, «кто-то из съемочной группы пошутил: «Так ведь Президент у нас хромой. Бурков и сыграет его на костылях». После травмы Буркова отвезли в Первую градскую, операция шла около четырех часов и прошла удачно.

Когда Бурков отходил от наркоза и врач в реанимации спросил: «Вы меня слышите? Где вы сейчас?» — «В кубрике я… Тут со мной Эдик Стрельцов, нападающий из «Торпедо». Мой любимый футболист…» На следующий день Буркова не стало, произошло осложнение после операции — тромбоэмболия.

Это случилось 19 июля 1990 года. Ему было 57 лет. А через три дня умер и знаменитый футболист — Эдуард Анатольевич Стрельцов в Онкоцентре на Каширке.

Внук — Георгий Сергеевич Бурков родился через два года после смерти Георгия Ивановича. Его родители — Сергей Вельяминов и Мария Буркова расстались до его рождения. Сына Сергей видел лишь однажды — при выписке из роддома. Вельяминов принял сына из рук медсестры, донес до машины, пожелал всего хорошего и больше знать о себе не давал.

Рождение Жорика, так в семье называли мальчика, вернуло смысл жизни Татьяне Сергеевне Ухаровой-Бурковой, вдове Георгия Ивановича. В доме звучал детский смех и имя внука — Жора Бурков произносили без прежней боли. Татьяна Сергеевна и Георгий Иванович были вместе четверть века.

Мать Георгия Ивановича пережила сына на семь лет. В конце жизни у нее началась деменция, она потеряла рассудок. И все эти годы Татьяна ухаживала за свекровью, несмотря на то, что отношения их были непростыми.

Подруги, видя как она измучилась, советовали отправить старушку куда-нибудь. Татьяна отвечала: «Нет, она останется со мной!» Перед смертью Марии Сергеевны они попросили друг у друга прощения за все.

Из множества фильмов, в которых сыграл Георгий Иванович Бурков, сложно выделить какие-то особые. Каждая роль актера была особенной, в каждую он привносил свое исполнение, свой колорит.

Но все же больше всего зрители любят такие фильмы как «Ирония судьбы, или С легким паром», «Гараж», «Они сражались за родину», «Хождение по мукам», «Каратель», «Наши знакомые», «Освобождение», «Случай с Полыниным», «Егор Булычев и другие», «Старики-разбойники», «Калина красная», «Беда», «Подранки», «Так начиналась легенда»,» Профессия-следователь», «Зимний вечер в Гаграх», «Из жизни отдыхающих», «Служебный роман».

Каждый может продолжить список любимых работ в исполнении Георгия Ивановича. Всего в фильмографии Георгия Ивановича более 80 ролей.

В кино Георгий Бурков был любимцем двух режиссеров — Эльдара Рязанова и Василия Шукшина. Последний был его лучшим другом.

Так получилось, что его амплуа — это второстепенные роли пьяниц и недотеп. Многим запомнились герои Буркова — техник Виталий Фетисов в «Гараже» с фразой: «Да я за машину Родину продал!» или «Зигзаг удачи» — ретушер Петя: «Устроим гигантский сабантуй, пропьем эти шальные деньги, зато потом будет что вспомнить…»

Режиссер Эльдар Рязанов дал Георгию Ивановичу характеристику: «У Буркова лицо спившегося русского интеллигента». Как ярлык приклеил и вовсю это амплуа использовал. Бурков мог сыграть и комедийного, и острохарактерного, и драматического героя. Георгий Иванович также сумел проявить и свой режиссерский талант.

Бурков поставил спектакль «В стране лилипутов» и снял фильм «Байка». Успел поработать и в качестве сценариста в фильме «Хоровод» и в спектакле «Потомству верное преданье». Еще актер занимался озвучиванием мультипликационных фильмов, которые так нравились его дочериМаше.

Его голосом говорят такие персонажи как пес в «Жил-был пес», медвежонок в «Зимней сказке», матрос Вася в «Мореплавании Солнышкина», продавец в «Чебурашка и крокодил Гена» и другие.

Его дочь Мария и внук Георгий продолжают дело отца и деда возглавляя «Культурный центр имени Георгия Буркова» и дают нам возможность узнать лучше всеми любимого актера через его книги и фильмы!

Оцените статью
Татьяне Бурковой отец сказал: «Если ты намерена дальше с ним общаться, уходи. От нас не получишь ни рубля и дорогу сюда забудь!»
«Эстония его считала предателем, потому что песни исполнялись на русском»: жизнь Яака Йоала, которого на родине не любили