Её небесной красотой восхищались Михалков и Герасимов, Гайдай и Панфилов. В неё были тайно влюблены все мужчины Советского Союза. Сама же она десятилетиями хранила верность единственному избраннику.
Она могла сыграть и первую красавицу, и забитую простушку. Но всегда оставалась собой — гордой, цельной, несгибаемой. Какова она — Валентина Теличкина? Женщина-эпоха, женщина-легенда. Сегодня я попробую разгадать её секреты. И рассказать вам про удивительный путь из нищеты к всенародной любви.
В далеком 1945 году в селе Красном Арзамасского района Горьковской области в семье Ивана Фёдоровича Теличкина, бывшего раскулаченного крестьянина, появилась на свет седьмая по счету дочь Валентина. С ранних лет девочка проявляла недюжинные артистические способности: лихо отплясывала, звонко пела частушки, с выражением декламировала стихи, самозабвенно бренчала на гитаре.
— Ну чисто артистка! — посмеивались домочадцы, глядя на её забавные представления.
Сама же юная Валя, при всей своей одаренности, искренне считала себя самой обычной сельской девчонкой. Но провидение уже начертало ей иную стезю — путь к вершинам актерского мастерства.
Покорение столицы
Повинуясь зову сердца, в 20 лет Валентина решается на отчаянный шаг — в одиночку отправляется покорять Москву. С первого же захода ей удается поступить во ВГИК. И тут началась совсем другая жизнь! Провинциалка в огромном мегаполисе, без денег и связей. Спасали лишь скудная стипендия да бесплатный хлеб — на это и приходилось выживать.
Но бесстрашная покорительница столицы не унывала. Жадно впитывала знания, крепко сдружилась с однокурсницей Екатериной Васильевой, по-матерински опекала менее приспособленных к жизни сокурсников — подкармливала обедами, подстригала. А сколько счастья приносили ей бесплатные походы в театры, музеи! Валентина купалась в атмосфере большого города, предвкушая свой звездный час.
Уже на втором курсе Валентина Теличкина дебютирует в кино — в картине «Таёжный десант». Но подлинным прорывом становится роль в фильме мэтра Сергея Герасимова «Журналист». Ей всего 20, а она уже снимается у живого классика! Это ли не удача?
Дальше — больше. Режиссеры наперебой предлагают ей роли непосредственных простушек, наивных провинциалок, идейных комсомолок. Чистый типаж! Но амбициозная актриса жаждет большего. Постепенно она расширяет диапазон, блистая в «Зигзаге удачи», «Чайке», незабываемом «Не может быть!» Леонида Гайдая.
К концу 60-х Теличкина уже признанная звезда. Её называют одной из самых красивых актрис Союза. А впереди — культовая роль в «Пяти вечерах» Михалкова, где она произносит фразу, ставшую крылатой: «Саша, а у меня идея: давай поцелуемся!» Ею грезит вся страна.
При всем этом Валентина Ивановна крайне разборчива. Тщательно выверяет каждый сценарий, многое отметает. Царица в «Иване Васильевиче»? Скучно, отказ. Селянка в «Москва слезам не верит»? Увы, не её амплуа. Снимается только у признанных мастеров: Герасимова, Михалкова, Панфилова, Кулиджанова.
Сердечные тайны
В вихре съемок и поклонников у Теличкиной нет времени на личную жизнь. В юности, правда, поговаривали о мимолетном романе с неким турком. Но дальше дело не пошло. Валентина интуитивно сторонится вольных нравов богемы, избегает сомнительных связей с женатиками и ловеласами.
Судьба посылает ей настоящую любовь в середине 70-х. На вечере в клубе советско-болгарской дружбы она знакомится с импозантным архитектором Владимиром Гудковым. Вспыхивает роман. Влюбленные начинают жить вместе, не считая нужным оформлять отношения.
В 34 года, «поздно» по меркам того времени, Валентина рожает сына Ваню. И лишь спустя год, в 1980-м, пара официально регистрирует брак.
— Все важные события в моей жизни случались с опозданием, — с улыбкой признается актриса.
Бури и штили
90-е годы стали суровым испытанием для Валентины Теличкиной. Кинематограф переживал кризис, стоящих ролей не предлагали. От съемок в боевиках и постельных сценах принципиальная актриса гордо отказывалась. Даже когда сильно нуждалась.
Всё это не могло не сказаться. Валентина Ивановна впала в затяжную депрессию. Почти ни с кем не общалась, страдала от жесточайших мигреней.
— Ни дня без слёз и головной боли, — вспоминает она. — Никого не хотелось видеть. Это называется уныние, смертный грех.
От отчаяния спасли сын, нуждавшийся в материнской заботе, и … живопись! Да-да, по совету психотерапевта актриса вдруг начала рисовать. И не просто рисовать, а приносить доктору акварели на каждый сеанс. Так, мазок за мазком, болезнь и отступила.
Триумфальное возвращение Теличкиной на экран состоялось в начале нулевых. Роль мамы Саши Белого в культовом сериале «Бригада» вновь сделала её любимицей зрителей. Потом были яркие работы в «Есенине», «Третьей мировой», «Журавле в небе».
Но главный успех ждал Валентину Ивановну в 78 лет. За роль в фильме «Огород», где её героиня обретает любовь на закате лет, актриса удостоилась приза фестиваля «Алафейская гора». Однако после смерти мужа её редко видели на публике. Силы теперь черпала лишь в вере да общении с сыном Иваном и внуком Колей.
Секреты мастерства
На протяжении всего творческого пути Валентина Теличкина хранила верность своим принципам. Не шла на компромиссы с совестью, отвергала пошлость и похабщину, какие бы гонорары ни сулили.
— Лучше ужаться в желаниях, чем опошлить себя недостойными ролями, — говорит она. — Всегда можно прожить на актерскую пенсию.
Успех и всенародную любовь Валентина Ивановна объясняет не своей красотой (хотя до сих пор выглядит потрясающе), но верностью профессии:
— Называли секс-символом СССР? Право, не знаю, за что. Я ж самый обычный человек (смеётся). Важнее человеческие качества, а не смазливость.
И ведь не кокетничает! В свои годы актриса сохраняет кипучую энергию, обаяние, жизнелюбие. Её секреты просты: никаких диет-уходов, лишь любовь к ремеслу и близким. Вот что помогло выстоять в лихие года и не сломаться.