Екатерина Мазурова: замечательная актриса, коллекционер, меценат

В жизни Екатерина Мазурова играла простых русских женщин и вовсе не тяготилась своим амплуа. Однако мало кто мог догадываться, что скромная актриса, проживающая в крохотной квартирке, являлась обладательницей целого состояния.

У этой актрисы столько «внуков» и «сыновей» в кино, что и сосчитать сразу нельзя. Она была и мамой заведующего детсадом в «Джентльменах удачи» и бабушкой Тани в фильме «Романс о влюбленных» и бабушкой Кости Иночкина в комедии «Добро пожаловать или Посторонним вход воспрещен».

Екатерина Мазурова появилась на свет в 1900 году, в Иваново-Вознесенске (сейчас это город Иваново), в семье старообрядцев. Дед Екатерины когда-то был владельцем фабрики, но к моменту ее появления на свет он обанкротился и все потерял.

Работать девушка начала рано – жила семья трудно. Дело в том, что все деньги отец Екатерины тратил на пополнение своей коллекции – он скупал фарфоровые статуэтки, картины, керамику, различную старинную утварь. К «сокровищам» главы семьи домочадцам прикасаться было строжайше запрещено.

Молодость Мазуровой прошла в Шуе, которая навсегда осталась в ее сердце. Сначала Екатерина трудилась на фабрике, но потом заводную и компанейскую Катю назначили заведующей рабочего клуба.

Именно в этом клубе она впервые проявила себя как актриса, хотя профессионального образования ни до этого, ни после, Мазуровой получить не довелось. Талантливую завклубом вскоре заметили и пригласили в местный драмтеатр.

А спустя некоторое время Мазурова уже блистала на сценах театров Иваново, Ярославля, Кинешмы и других городов, пока в двадцатипятилетнем возрасте не оказалась в Москве, где и осела.

Там же, в столице Екатерина встретила любовь всей своей жизни – актера Николая Морозова, который и стал ее законным супругом. Жили они душа в душу, только вот детишек Господь не дал. Супруги вместе гастролировали, вместе выступали и все делали сообща, пока их не разлучила война.

Когда Николай ушел на фронт, Екатерина не пожелала уезжать в эвакуацию, и осталась в столице. Она, как и многие артисты тех лет, принимала участие в спектаклях и концертах на передовой, и в госпиталях, за что была удостоена медали.

В 1944 году Николай оказался в госпитале с тяжелейшими ранениями. Узнав об этом, Мазурова, бросив все, отправилась в Гомель, где супруг проходил лечение. Несколько месяцев Екатерина не отходила от постели мужа.

«Чтобы скрыть слезы и заглушить рыдания, я упала на колени возле его койки, уткнулась в пропахшее лекарствами одеяло и целовала забинтованные ноги, гладила худые руки. “Коленька, родной мой! Живой! Ноги мы вылечим! Я теперь с тобой рядом!”» — со слезами вспоминала актриса о тех днях.

Она как могла подбадривала его, несмотря на крайне тяжелое состояние (врачи настаивали на ампутации ног), и чудо свершилось – Николай выкарабкался и ему удалось сохранить ноги.

В столицу супруги вернулись уже вместе. Первое время Морозов работать и делать что-то по дому не мог – еле передвигался на костылях, и все заботы о семье взвалила на себя Екатерина.

Супруги жили достаточно скромно, несмотря на то, что их небольшая квартира была буквально заставлена антикварными вещами. Ни дачи, ни машины у Екатерины и Николая не было, да и одевались они, как и большинство простых советских людей. Казалось, что деньги супругов интересуют мало.

В кино Мазурова дебютировала, когда ей было уже 54 года. Актриса сыграла крохотную роль в фильме Анненского «Анна на шее». Тогда ее фамилию даже не указали в титрах, однако, актрису заметили, и начали приглашать сниматься.

В ее фильмографии появились «соседки», «мамы», »бабушки», и всегда эти роли актриса играла с полной отдачей, чтобы каждый созданный на экране образ запомнился зрителям. Муж каждый раз ждал свою Катеньку с очередных съемок и радовался ее успехам. Его карьера из-за ранений и последующих осложнений давно была закончена.

Вместе супруги прожили вплоть до кончины Николая, которого не стало в 1963 году. Мазурова очень тяжело переносила утрату и, желая хоть чем-то заполнить пустоту, интересовалась новостями, узнавала своей малой родине, желая поехать повидать родные края. Так она и узнала, что в Шуе готовится к открытию краеведческий музей.

Мазурова решила все имеющиеся у нее ценности, доставшиеся по наследству от отца, и собранные лично ею, передать в музей. А ценностей этих, к слову, было множество – уникальный фарфор, антикварная мебель, старинная вышивка ручной работы, книги и картины, среди которых были подлинники Маковского, Шильдера, Галкина, и Левитана.

«Шуя дала мне возможность стать актрисой и открыла путь в большое искусство. Собранные вещи за всю мою жизнь с глубокой любовью завещаю только городу Шуе», — отмечала Екатерина Мазурова.

Выяснилось, что актриса прекрасно разбирается в искусстве, и является большим знатоком антиквариата. Музей предложил ей сотрудничество, на что она с радостью согласилась.

Отдав все ценности музею, Мазурова продолжала жить в маленькой квартирке, тихо и скромно. Когда начался снос старых домов в центре Москвы, актриса переехала в Лефортово. Коллеги советовали ей обратиться к Юрию Никулину, ведь тот мог оказать содействие и похлопотать о предоставлении Мазуровой достойного жилья, однако Екатерина Яковлевна отказалась кого-либо обременять своими просьбами.

До конца дней Екатерина Яковлевна помогала музею, делясь своими знаниями с молодыми сотрудниками и оказывая помощь в сборе экспонатов. Это стало для нее своеобразной отдушиной, радостью в жизни.

Актриса ушла из жизни в возрасте 95 лет. Все, что она заработала за время творческой деятельности, она завещала племянникам.

Оцените статью
Екатерина Мазурова: замечательная актриса, коллекционер, меценат
Украла чужой хит, носит паль и увела женатого из семьи: что скрывает Полина Гагарина