«Это же Америка! — горячо шептал муж ей на ухо. — Ты только представь: магазины под завязку, дефицита нет! В Голливуде будем играть, звездами станем». Людмила слушала и не верила ушам: неужели Саша, ее дорогой Саша все-таки решился на такой поступок?
«Там рай, родная, там рай, все для человека», — шептал Александр как заведенный.
Его отец был инженером-строителем — уважаемая профессия в СССР. Борис Илларионович Годунов-Водуков познакомился с будущей супругой, Лидией Николаевной Студенцовой, в блокадном Ленинграде, можно сказать, под бомбами.
Борис Илларионович занимался восстановлением зданий и коммуникаций, поврежденных немецкими авианалетами, Лидия Николаевна, окончившая Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта, была назначена помощницей инженера. Так и состоялось знакомство.
Вскоре сыграли свадьбу. Незадолго до Победы Лидия родила супругу первенца, сына Олега.
В 1946 году Бориса Илларионовича направили на работу в Южно-Сахалинск, и уже на острове в 1949 году у супругов Годуновых-Водуковых родился второй мальчик, которому дали имя Александр.
На Сахалине семейная жизнь Годуновых-Водуковых начала рушиться. У Бориса Илларионовича появилась молоденькая любовница, чего Лидия Николаевна терпеть не стала.
В 1952 году последовал развод. Дети остались с матерью. Лидия Николаевна не хотела жить на Сахалине, однако, она должна была отработать контракт, до завершения которого оставался год. В результате женщина приняла решение отправить мальчиков в Ригу, к своему брату.
Через год Лидия Николаевна приехала к Ригу и устроилась на Прибалтийскую железную дорогу. Государство тут же выделило семье отдельную жилплощадь — три смежные комнаты в коммуналке в самом центре Риги.
В Риге Саша пошёл в школу. Учители отмечали недостаточную физическую форму хрупкого мальчика — матери говорили, что сына надо отдать в спорт.
В 1958 году Лидия Николаевна отвела Сашу в Рижское хореографическое училище, и мальчик поступил, выдержав большой конкурс. Педагоги Юрис Капралис и Артур Экис отобрали на свой курс только лучших — самых гибких, пластичных и талантливых ребят.
Особо педагоги выделяли двух учеников — Сашу Годунова-Водукова и еще одного мальчишку по имени Миша Барышников.
В 1967 году 18-летний Саша окончил училище, и по распределению был зачислен в труппу Латвийского театра оперы и балета. При этом, Годунов (от второй фамилии «Водуков» артист отказался), имел на руках и приглашение из Москвы. Знаменитый балетмейстер Игорь Моисеев пригласил талантливого танцовщика в недавно созданный Государственный хореографический ансамбль «Классический балет», известный также под названиями «Молодой балет» и The Moscow Classical Ballet.
Годунов, которого в Латвийском театре ставили лишь в кордебалет из-за малого роста, всей душой хотел отправиться в столицу. Однако руководство театра не отпускало. Александр добился аудиенции у министра культуры Латвийской ССР В.И. Каупужа, просил отпустить его, но получил отказ.
Парень не готов был распрощаться со своей мечтой: взяв билет на поезд, Александр самовольно уехал в Москву. В Латвии случился скандал, который, впрочем, предпочли замять. Так Годунов стал артистом «Молодого балета».
В Москве Годунова приняли с распростертыми объятиями. Игорь Моисеев познакомил начинающего танцовщика с элитой отечественного балета. Александр был зачислен в группу Александра Руденко и Азафа Мессерера, где оттачивал технику танца до филигранности.
Но главное, Годунову сразу же стали доверять сольные партии. Александр солировал в таких знаменитых постановках, как «Гран-па» Мессерера, «Поэзия чувств» Моисеева, «Мимолетности» Голейзовского.
Однако Александр всей душой желал стать артистом Большого театра. Проблема с низким ростом неожиданно решилась — в Москве Годунов вытянулся, возмужал и прибавил в росте несколько сантиметров.
Предложение от главного театра страны не заставило себя долго ждать.
В 1971 году главный балетмейстер Большого Юрий Григорович пригласил Александра в труппу театра в качестве ведущего солиста — поразительное достижение для 22-летнего парня.
Дебютом Годунова на сцене Большого стала классика — бессмертное «Лебединое озеро». Публика неистово рукоплескала новому солисту.
*
*
Мир балета — это не только чарующий танец и люди, полностью отдающие себя искусству. Вскоре Александр оказался втянут в противостояние трех «группировок» Большого театра — балерины Майи Плисецкой, балетмейстера Владимира Васильева и главного балетмейстера Юрия Григоровича.
Годунов, не знавший особенностей подковерных игр театра, принял приглашение Майи Плисецкой стать ее партнером, что привело к конфликту с Григоровичем. Юрий Николаевич сократил количество сольных партий Александра, что весьма огорчило танцовщика.
Зато Годунов не был ограничен в зарубежных гастролях: Александр регулярно выезжал за рубеж, зарабатывая на этом хорошие деньги. Молодой рижанин получил в Москве прекрасную квартиру, у него были дача, машина, друзья.
В Москве у Александра появилась и любовь.
Александр знал Людмилу Власову со студенческой скамьи. Правда, тогда он видел ее только по телевизору. Людмила была на семь лет старше Годунова, и к моменту его прихода в Большой театр, она уже была настоящей «звездой».
Познакомились Александр и Людмила во время съемок телепередачи о балете. Людмила была замужем за балетмейстером Станиславом Власовым, но, не имея сил противиться вспыхнувшим чувствам, оставила мужа.
Вскоре Годунов и Власова стали жить вместе, а затем и поженились. В СССР история их любви стала романтической сенсацией, — Александра и Людмилу называли самой красивой парой страны.
Супруги, действительно, очень любили друг друга. Это был нежный, трогательный брак, без конфликтов и ссор. Всюду Александр и Людмила появлялись вместе, держась за руки.
Вместе они снялись в мюзикле 1978 года «31 июня». Первый в СССР музыкальный фильм в жанре фэнтези понравился зрителям, а впоследствии стал классикой отечественного кино.
Сольные партии в Большом театре, роли в кино, финансовое благополучие, большая любовь — в СССР у Александра Годунова было все. Однако в какой-то момент артист стал «пугать» свою супругу разговорами о бегстве на Запад.
Александр ругал страну, жаловался на отсутствие в СССР свободы, мечтал, что в Америке он сможет построить актерскую карьеру в Голливуде. Власова, у которой в Москве жила пожилая мать, не могла понять, как можно вот так враз все бросить — и страну, и родных людей, и работу.
Годунов постоянно твердил о Мише Барышникове — его друг по училищу еще в 1974 году стал так называемым «невозвращенцем».
Александр жадно искал любую информацию о Михаиле. Когда узнал, что Барышникова номинировали на «Оскар», страшно побледнел.
Разговоры-разговорами, но Людмила все же не верила, что Александр решиться все бросить. Тем более, Власова однозначно дала понять мужу: она не желает бежать с ним в Америку.
В 1979 году труппа Большого театра отправилась на очередные гастроли в США с одной из лучших своих постановок — «Ромео и Джульетта».
19 августа с огромным успехом балет был показан в Нью-Йорке, в «Метрополитен-опера». Александр и Людмила сразу после спектакля отправились в отель «Мэйфлауэр», чтобы отдохнуть. Власова уснула, и на следующее утро не обнаружила мужа рядом.
Спустившись в лобби отеля, Людмила увидела на столе свежий выпуск New York Post, где была опубликована крупная фотография Александра, а над ней — надпись:
«После Барышникова, Нуреева и Макаровой ещё одна звезда советского балета осталась на Западе».
Людмила признавалась впоследствии, что, прочтя это, она едва не лишилась чувств.
Вскоре Александр Годунов дал пресс-конференцию, на которой он сидел рядом с поэтом Иосифом Бродским.
Бродский по-английски сказал, что знаменитый советский танцовщик Александр Годунов просит у американских властей политическое убежище.
Было очевидно, что политическое убежище Годунову дадут, как когда-то Михаилу Барышникову. Для США подобные «бегства» из СССР были настоящей конфеткой — можно было выставить геополитического врага в худшем свете.
Однако Александр хотел, чтобы вместе с ним в США осталась и Людмила. Не спросив разрешения у жены, Годунов заявил агентам ФБР, что их коллеги из КГБ силой удерживают Власову. Сама Людмила заявила, что хочет вернуться в СССР, где ее ждет мать.
Американцы сообщили советской стороне, что Людмила должна находиться на территории США до собеседования с представителями местных властей. У входа в гостиницу «Мэйфлауэр» появились манифестанты с плакатами «Free Ludmila».
Обстановка накалялась и, опасаясь за безопасность балерины, сотрудники советских спецслужб доставили Власову в советское консульство.
24 августа Минюст США выдал ордер, запрещающий Людмиле покидать территорию США до выяснения всех обстоятельств. Для собеседования с артисткой из Вашингтона в Нью-Йорк вылетели два сотрудника Госдепартамента — Джеффри Смит и Эдвард Гурвиц.
Между тем, советские дипломаты тайно доставили Власову в Международный аэропорт им. Кеннеди и посадили в самолет Ил-62 авиакомпании «Аэрофлот».
Однако в тот день самолет так и не взлетел. Когда лайнер двигался по рулежке к взлетно-посадочной полосе, путь был прегражден множеством полицейских машин с включенными сиренами. Самолет задержали, по словам госсекретаря США Уоррена Кристофера, «исходя из национальных интересов страны».
Начался дипломатический скандал, в который оказались втянуты президент США Джимми Картер и генсек Леонид Брежнев.
Людмила на «собеседовании» с представителями Госдепа, состоявшимся прямо внутри самолета, заявила:
«Я люблю своего мужа. Но он принял решение остаться здесь, а я — уезжаю».
Американцы посчитали, что заявление было сделано под давлением. Дипломатический поединок продолжался три дня, и все это время 55 пассажиров рейса ожидали взлета.
В конце концов, американцы сдались. Ил-62 вылетел из Нью-Йорка с более чем 73-часовым опозданием.
Людмила Власова улетела домой. В аэропорту Шереметьево балерину встречала огромная толпа, в том числе, ее мама, плакавшая от счастья, и директор Большого театра Станислав Лушин.
Пока продолжалась история с задержанным рейсом, Александр Годунов сидел в фургоне ФБР неподалеку от самолета. Людмила видела этот автомобиль из окна.
Годунов со слезами на глазах убеждал американцев в насильственном удержании Власовой советской стороной. Когда план танцовщика не сработал и самолет взлетел, Александр зарыдал.
Он понимал, что больше никогда не увидит Людмилу.
Но вот началась американская жизнь Годунова. Первые месяцы танцовщик прожил в доме друзей Иосифа Бродского. Все это время Александр пытался вернуть жену — искал адвокатов, писал письма влиятельным людям. Однако сделать уже ничего было нельзя, и Годунову пришлось смириться.
Облегчить потерю должно было воссоединение со старым другом Михаилом Барышниковым. На первых порах все так и произошло. Михаил, возглавлявший труппу Американского театра балета, с радостью принял Александра на работу.
Увы, очень скоро выяснилось, что дружба с Барышниковым была довольно иллюзорной. Михаил понял, что у него в театре появился сильный конкурент, и в 1982 году не продлил с Годуновым контракт.
Для Александра это был тяжелейший удар, но он смог с ним справиться. Годунов собрал собственную труппу и отправился на гастроли в Европу. В Италии танцовщик познакомился с британской актрисой Жаклин Биссет, которая была старше его на пять лет.
Длинноволосый русский танцовщик-красавец покорил Жаклин с первого взгляда. Между мужчиной и женщиной начался страстный роман.
Именно Жаклин поспособствовала окончательному развороту Годунова от балета — к кино. После знакомства с Биссет Александр стал брать уроки актерского мастерства, а в 1985 году ушел из балета и начал свою американскую кинокарьеру.
Первой ролью Годунова стал фермер-амиш Дэниэл Хохляйтнер из фильма «Свидетель» с Харрисоном Фордом.
Дебют оказался удачным, и Александр вместе с Жаклин переехали из Нью-Йорка в Лос-Анджелес.
В 1986 году Годунов сыграл небольшую, но запоминающую роль в комедии «Долговая яма».
Звездный час американской кинокарьеры Александра случился в 1988 году. В боевике «Крепкий орешек» с Брюсом Уиллисом, Годунов воплотил на экране образ террориста Карла.
«Крепкий орешек», несмотря на то, что за него Годунов получил немалый гонорар, сыграл с актером злую шутку. Теперь режиссеры видели в Александре только разного рода террористов и бандитов из Восточной Европы.
Годунов стал отказываться от ролей и, в целом, разочаровался в Голливуде. Последней ролью Александра стал все тот же террорист в боевике 1995 года «Зона».
К тому времени Годунов расстался с Жаклин Биссет и жил один в своей квартире в Лос-Анджелесе. Александр утратил старые связи, растерял друзей и полностью разочаровался в Америке. Именно в этот период Годунов в интервью произнес фразу, ставшую крылатой:
«Везде всё одинаково».
Немногочисленные друзья Александра в Америке утверждали, что он жестоко страдал из-за потери Людмилы Власовой. На вопросы журналистов, кто его жена, Годунов неизменно отвечал:
«Моя жена осталась в СССР».
Еще одной большой проблемой стало то, что в США Годунов стал очень много пить. Алкоголем Александр «заливал» неудачи в карьере, проблемы в отношениях, с помощью выпивки он боролся с чувством вины и дурными воспоминаниями.
Игорь Морозов, одноклассник Александра по рижской школе, вспоминал:
«В Америке Саша стал алкоголиком натуральным. Когда мы встретились через много лет в Риге, я его с трудом узнал. Было больно видеть во что превратила жизнь этого молодого мужчину».
Годунов, и правда, побывал в Риге, городе, где прошло его детство. Он отправился в Латвию 4 апреля 1955 года. Встретился с мамой, с братом и его семьей, с одноклассниками, с коллегами по Рижскому театру, с преподавателем Юрисом Капралисом.
9 апреля, попрощавшись со всеми, Александр вылетел в Америку. Как оказалось, он летел навстречу своей смерти.
С 15 мая 1995 года Александр Годунов перестал выходить на связь с кем бы то ни было. Встревоженные друзья танцовщика обратились в полицию. Дверь квартиры артиста была вскрыта.
Александр лежал на полу. 45-летний артист был мертв и, судя по всему, уже немало дней.
Медики установили, что причиной смерти стали осложнения гепатита на фоне хронического алкоголизма. О том, что у Александра — гепатит, не знали даже его ближайшие знакомые.
Прах танцовщика был развеян над Тихим океаном…
Но что же Людмила Власова, главная любовь в жизни Александра Годунова?
Вернувшись в Москву, артистка продолжила танцевать в Большом театре. В 1982 году, сразу после «заочного» развода с Годуновым, вышла замуж за певца, солиста Большого театра Юрия Статника.
Александр, узнав о свадьбе, позвонил Статнику из США и грустно сказал: «Надеюсь, ты будешь счастлив с моей женой».
Еще одной большой проблемой стало то, что в США Годунов стал очень много пить. Алкоголем Александр «заливал» неудачи в карьере, проблемы в отношениях, с помощью выпивки он боролся с чувством вины и дурными воспоминаниями.
Игорь Морозов, одноклассник Александра по рижской школе, вспоминал:
«В Америке Саша стал алкоголиком натуральным. Когда мы встретились через много лет в Риге, я его с трудом узнал. Было больно видеть во что превратила жизнь этого молодого мужчину».
Годунов, и правда, побывал в Риге, городе, где прошло его детство. Он отправился в Латвию 4 апреля 1955 года. Встретился с мамой, с братом и его семьей, с одноклассниками, с коллегами по Рижскому театру, с преподавателем Юрисом Капралисом.
9 апреля, попрощавшись со всеми, Александр вылетел в Америку. Как оказалось, он летел навстречу своей смерти.
С 15 мая 1995 года Александр Годунов перестал выходить на связь с кем бы то ни было. Встревоженные друзья танцовщика обратились в полицию. Дверь квартиры артиста была вскрыта.
Александр лежал на полу. 45-летний артист был мертв и, судя по всему, уже немало дней.
Медики установили, что причиной смерти стали осложнения гепатита на фоне хронического алкоголизма. О том, что у Александра — гепатит, не знали даже его ближайшие знакомые.
Прах танцовщика был развеян над Тихим океаном…
Но что же Людмила Власова, главная любовь в жизни Александра Годунова?
Вернувшись в Москву, артистка продолжила танцевать в Большом театре. В 1982 году, сразу после «заочного» развода с Годуновым, вышла замуж за певца, солиста Большого театра Юрия Статника.
Александр, узнав о свадьбе, позвонил Статнику из США и грустно сказал: «Надеюсь, ты будешь счастлив с моей женой».
На вопросы журналистов об Александре Годунове Людмила Иосифовна отвечает, что ей невероятно жаль своего талантливого мужа, который однажды принял неправильное решение…