Мама с утра что-то пекла и варила на кухне. От ароматных запахов Андрей исходил слюной.
— Мам, я есть хочу, можно хоть попробовать?- канючил он, забежав в очередной раз на кухню.
— Потерпи, скоро гости придут, сядем за стол и попробуешь.
— Когда они ещё приду? – недовольно проворчал Андрей.
— Съешь пока яблоко. От него аппетит не потеряешь, — сказала мама, кивнув на вазу с фруктами на столе.
— Ага. От него ещё больше есть захочется, — вздохнул Андрей, но яблоко всё же взял и ушёл в свою комнату, плотно прикрыв за собой дверь.
Андрею было уже девять, но выглядел он не старше первоклассника. Каждый из взрослых считал своим долгом пройтись по его росту:
— Какой ты маленький…
— Наверное, мало ешь…
— В этом году в школу пойдёшь? Уже ходишь? В третьем классе учишься? Не может быть!
И все советовали ему больше есть.
Одноклассники смеялись над ним, дразнили. Когда слишком доставали, Андрей прогуливал школу. Он притворялся больным. Но странное дело, горло становилось красным, поднималась температура. Мама вызывала врача. Но стоило пойти в школу, столкнуться с насмешками одноклассников, как всё повторялось.
Учился Андрей хорошо, но пропуски занятий сказывались на его успеваемости. Мама била тревогу, водила сына по врачам.
— Доктор, почему мой сын такой маленький? Не растёт совсем. Мы с мужем нормальные, а он…
— Отклонений в развитии нет. Все люди разные и растут по-разному. Догонит сверстников, не переживайте, — отвечал маме очередной светило медицины.
— Придёт время, и ты вырастешь. Ты же слышал о Сталлоне? В детстве над ним тоже издевались ровесники. Он стал заниматься, качать мышцы. И стал звездой, — сказал другой.
Андрею прописывали витамины, прогулки на свежем воздухе и хорошее питание.
Так бы и залечили бедного мальчишку, если бы один умный врач не объяснил состояние Андрея психосоматической реакцией организма и не посоветовал найти адекватную школу или перейти на домашнее обучение. Андрей стал заниматься дома, перестал «болеть»…
Андрей ел яблоко и смотрел, как мальчишки во дворе гоняли мяч. Его они никогда не принимали в игру.
— Не путайся под ногами. Зашибём, влетит нам от твоих родителей. Нам это надо? Уйди подобру-поздорову.
И он уходил, грустно опустив голову. А с кем ему играть? Не с малышами же. Друзей у Андрея не было.
Как же ему не терпелось скорее догнать сверстников. Никто не понимал, как он страдает. Засыпая, каждый раз надеялся, что утром случится чудо, и он проснётся заметно подросшим. Но чуда не случалось.
Не успел Андрей доесть яблоко и вдоволь настрадаться из-за своего малого роста и несправедливости жизни, как в дверь позвонили. Наконец-то гости пришли. Но он не сдвинулся с места. Вскоре в комнату заглянула мама.
— Андрей, пойдем, мы за стол садимся.
— Не пойду. Сейчас опять начнут охать и ахать: «В каком классе ты учишься? Почему такой маленький? Не ешь ничего?» Надоело.
— Никто не будет ничего говорить, обещаю. Коллега отца пришёл с женой и дочкой. Ты же голодный, пойдём.
Андрей оставил огрызок яблока на подоконнике и нехотя вышел из комнаты, потому что ужасно хотелось есть. Не каждый день мама вкусности готовила.
— Это Андрей, наш сын, — представила мама и подтолкнула его к свободному стулу у стола.
Наверное, мама всех предупредила, потому что никто ничего не сказал. Красивая женщина напротив ободряюще улыбнулась ему. Рядом с ней сидела необыкновенная девочка, очень похожая на женщину. Андрей то и дело поднимал глаза от тарелки и украдкой разглядывал её. Она была года на два старше. Иногда их взгляды встречались, и сердце Андрея замирало в груди. У неё были глаза цвета морской волны в ясный солнечный день, и светлые длинные волосы.
— Андрей, вам, наверное, не интересно слушать наши взрослые разговоры? Покажи Милене твои альбомы. Знаете, наш сын увлекается фотографией. На мой взгляд, у него хорошо получается, — сказала мама.
«Милена», – повторил про себя Андрей такое же удивительное имя, как сама девочка. А Милена уже встала и ждала, когда Андрей отведёт её в свою комнату. Она оказалась высокой и стройной.
— Садись вот сюда. – Андрей показал на диван, когда они зашли в его комнату.
Взял с полки шкафа фотоальбом и сел рядом. Он показывал Милене снимки и рассказывал, где и когда снял ту или иную фотографию.
— А почему на твоих снимках нет людей?
— Не знаю. Мне природу нравится снимать. Смотри, как закат подчёркивает каждую травинку, каждую веточку.
— Да. Очень красиво. А ты можешь сфотографировать меня? – вдруг спросила Милена.
— Могу, конечно, только свет уже плохой. Солнце ушло.
— Ничего. Сейчас. – Девочка села поудобнее, поправила волосы. — Я готова.
— Вот так и замри. – Андрей достал камеру и посмотрел в объектив. – Расслабься и чуть улыбнись. Хорошо. А теперь поверни голову к окну, — командовал он, нажимая на затвор камеры.
— А можно посмотреть, как я получилась? Ой, какая я красивая. Распечатаешь? Я вставлю в рамочку и повешу на стену. У меня ещё никогда не было такой красивой фотки.
— Я тебя потом ещё лучше сниму, — пообещал Андрей, довольный её похвалой.
Сразу стало легко. Оказывается, они любили читать одни и те же книги, смотреть одни фильмы. У Милены тоже почти не было друзей. Андрей даже перестал стесняться своего маленького роста. Милена ему очень нравилась. Когда мама заглянула в комнату и позвала её, потому что родители собирались уходить, Андрей по- настоящему расстроился.
Он скинул снимки с камеры в ноутбук, и весь вечер рассматривал, ставил разные фильтры. Не заметил, как в комнату вошла мама.
— Красивая девочка, — сказала она.
Андрей вздрогнул.
— Её родители пригласили нас в гости в следующие выходные. Пойдёшь с нами? Думаю, надо распечатать, вставить вот этот снимок в рамочку и подарить Милене. У тебя талант, — сказала мама и потрепала Андрея по волосам.
С этого дня они стали с Миленой перезваниваться.
— Когда я вырасту, женюсь на ней, – как-то раз сказал Андрей маме перед сном.
Мама грустно посмотрела на сына, но ничего не сказала, лишь поправила на нём одеяло. Она выключила бра и вышла из комнаты. А Андрей ещё долго глядел в потолок и представлял, как он станет высоким и сильным, почти как Сталлоне, и Милена тоже влюбится в него…
В шестом классе Андрей вернулся в школу, часами вытягивался на тренажёрах. А после восьмого класса родители отправили его в спортивный лагерь на две смены сразу.
— Как ты вырос! – ахнула мама, когда он вернулся.
Андрей действительно вытянулся. Он, конечно, всё ещё отставал по росту от своих сверстников, но уже не выглядел маленьким. Пришёл в парикмахерскую и попросил сделать ему модную стрижку. Волосы у Андрея были густые, каштановые. Молодая парикмахер долго примерялась, раздумывала, потом убрала ему волосы с затылка, а сверху оставила довольно длинные. Получилось объёмно и красиво.
— Какой ты взрослый, — сказала мама. – А ты куда собрался?
— К Милене. Я не могу до неё дозвониться. У неё постоянно выключен телефон.
— Постой. Не надо к ней ходить. Её нет в городе.
— Как? Через неделю ведь занятия начнутся в школе.
— Понимаешь, её родители развелись. Новая жена уговорила отца отправить её на учёбу в Англию, чтобы не мешала. Она там окончит школу и поступит в колледж. Её мама в больнице. Она очень сильно переживала развод…
— Но почему она мне ничего не сказала?
— Не до того ей было. А в колледже очень строгие правила. Разрешают звонки раз в месяц и только родителям. Так что…
— Но почему ты мне не сказала? – закричал Андрей, на его глазах выступили слёзы. Он расценил молчание мамы, как предательство.
— Послушай, ну узнал бы ты, и что? Чтобы ты сделал? Она выучится и обязательно вернётся. А если её мама поправится, то Милена сможет приехать на каникулы.
— Её мама в психушке?
— Не в психушке, а в психоневрологическом…
— Какая разница? Козёл её отец. Все вы… — голос его сорвался.
— Андрей! – прикрикнула на него мама, но он уже выскочил из квартиры, хлопнув дверью.
В классе над ним уже не смеялись. Девочки с интересом поглядывали на Андрея. Только не для них он сделал модную стрижку, а ради той одной, что теперь слишком далеко, в другой стране.
Когда он учился в десятом, неожиданно позвонила Милена.
— Ты вернулась? – обрадовался Андрей.
— Ого, какой у тебя голос. Я не узнала.
— Я уже метр шестьдесят семь, — с гордостью сказал Андрей. – Так ты вернулась?
— Кто-то идёт. – Милена понизила голос до шёпота. Андрей еле слышал её. — Извини, я звоню без разрешения, меня накажут и не разрешат позвонить в следующий раз… – в трубке раздались короткие гудки.
Но всё равно настроение поднялось. Она позвонила ему! Она помнит его!
Отец Милены больше к ним не приходил. Андрей ничего не знал о ней, спросить было некого. После окончания школы Андрей поступил в университет. По его подсчётам Милена давно должна была вернуться. Однажды она позвонила с чужого номера.
— Андрей?
— А кто же ещё? Ты ещё в Англии? — спросил он.
В телефоне застыла тишина.
— Ты где? Нас разъединили, что ли? – пробубнил он.
— Я замуж выхожу… — тихо сказала Милена.
Она ещё что-то быстро добавила, он не разобрал. В трубке раздались короткие гудки.
Андрей перезвонил, но Милена выключила телефон. «Замуж выходит… Какого чёрта? На ней должен жениться я». – Андрей чуть не плакал от обиды и бессилия.
Через два года он женился на красивой девушке, чем-то напоминавшей ему Милену. Она говорила только о тряпках, ногтях и о том, что ей нужно подкорректировать свой нос. О детях она и слышать не хотела, переживала, что фигура испортится. Готовить она тоже не любила и не умела. Бутерброды и яичница – вот и вся еда. Через год они развелись.
Мама не раз заводила разговоры о внуках, что первый опыт часто бывает неудачным, что вокруг много других девушек. Но Андрей не хотел больше слышать о женитьбе.
Он работал, родители помогли ему купить квартиру, Машину он купил сам. Однажды позвонила мама и сказала, что к ним заходила Милена. Она вернулась.
— Ну и что? – равнодушно спросила Андрей. — За столько лет она не удосужилась позвонить мне ни разу.
— Ты же не знаешь, как она жила там. Муж оказался игроком и наркоманом. Все деньги спускал, у неё на еду часто не было, не говоря о телефонных звонках. Бедная девочка. Она еле сбежала от него. Сказала, что зайдёт ещё. Извини, я не догадалась спросить у неё адрес.
— Она разве не у отца сейчас? – уже мягче поинтересовался Андрей.
— Нет. Его разорила молодая жена, отняла всё, что смогла. Он продал дом, живёт где-то в маленькой квартире…
Они встретились перед самым Новым годом в торговом центре. Оба выбирали подарки. Милена первая узнала Андрея и окликнула. Она очень изменилась, покрасила волосы, по-другому укладывала их. Взгляд стал жёстче, в уголках губ залегли горькие складки.
— Милена? – спросил он, не веря своим глазам.
— А кто же ещё? Ты очень изменился, вырос, стал представительным. А я вот вернулась. Отец ещё в детстве открыл на меня вклад в банке, я купила квартиру и забрала из клиники маму. А ты как?
— Почему ты не звонила мне? Я ждал. – Андрей и злился на неё, и одновременно радовался встрече.
— Потом как-нибудь расскажу. А ты один? – спросила она.
Андрею показалось, что она боится его ответа, смотрит настороженно.
— Один. Был женат, не срослось, — ответил он.
— Я к тебе домой заходила. Мама дала твой адрес. Но я не решилась зайти. Вдруг ты не один.
Наступила неловкая пауза. Оба не знали, что сказать.
— А ты ещё фотографируешь? – спросила Милена.
— Поедем ко мне, покажу, — предложил Андрей.
Милена не стала ломаться.
Они долго разговаривали и пили чай, забыв про время.
— А я любил тебя, — вдруг сказал Андрей. – С самого первого дня, как увидел тебя. Помнишь, вы приходили к нам в гости?
— Конечно, помню. Я с собой в Англию брала твой снимок. Помнишь, ты сфотографировал меня? Он и сейчас со мной. – Она сходила в прихожую за сумочкой и достала из неё помятую фотографию.
— Она придавала мне сил жить, когда было совсем плохо. Напоминала тот день, когда мы познакомились. Родители ещё не развелись, мы все были счастливы… Я только сейчас поняла, что тоже любила тебя. Просто не знала об этом.
Мне так плохо было там, никого рядом. И вдруг он, красивый, успешный, весёлый. Но после свадьбы его словно подменили. – Горькие складки у губ Милены стали резче.
— А откуда у тебя такое имя? – хрипло спросил Андрей.
— Родители хотели назвать меня в честь своих мам, но никак не могли решить, чьей именно. Одну звали Людмила, Мила, а другую Елена. Вот так и назвали – Милена, в честь обоих мам.
Андрей подошёл к Милене вплотную. Она стояла в колготках, без тапок, поэтому их глаза были почти на одном уровне.
— Какая разница, что у тебя и с кем было. Я никуда тебя больше не отпущу.
— А я никуда от тебя не уеду, — ответила тихо Милена.
Потом, когда уставшие и счастливые от любви они лежали рядом, Милена выдохнула ему в грудь:
— Господи, сколько времени потеряли.
— Нет, не потеряли. Вся наша жизнь была подготовкой к этому дню. Настоящее счастье не бывает лёгким. Чтобы найти одну единственную жемчужину, нужно нырять на глубину моря и открыть немало пустых раковин. А знаешь, я тогда ещё сказал маме, что женюсь на тебе.
— Ты делаешь мне предложение? Я согласна…
«Он понял, что она не только близка ему, но что он теперь не знает, где кончается она и начинается он»
Л. Толстой «Анна Каренина»
«Любовь — не зеркальный пруд, в который можно вечно глядеться. У нее есть приливы и отливы. И обломки кораблей, потерпевших крушение, и затонувшие города, и осьминоги, и бури, и ящики с золотом, и жемчужины… Но жемчужины — те лежат совсем глубоко»
Эрих Мария Ремарк «Триумфальная арка»