— Коль, а Коль, — Вера Петровна осторожно тронула мужа за плечо, пока тот изучал газету за воскресным чаем. — У меня тут идея появилась…
— М-м? — промычал Николай Иванович, не отрываясь от статьи про новые правила садоводства.
— Помнишь, как Машка, невестка наша, всё причитала, что дача ей от бабки досталась? Ну та, в Озёрном? — Вера Петровна придвинула стул ближе. — А что если…
Юля замерла у приоткрытой двери кухни, где собиралась попросить у свекрови форму для кекса. Рука так и застыла на дверной ручке.
— Что если нам помочь им её продать? — продолжала Вера Петровна. — А на вырученные деньги купим себе квартирку в Геленджике. Или в Анапе. Помнишь, как нам там понравилось в прошлом году?
Юля почувствовала, как земля уходит из-под ног. Дача Маши, жены младшего сына свекрови Петра, была для той единственной памятью о бабушке. Там прошло всё Машино детство, каждый куст смородины был высажен её руками…
Юля тихонько отступила от двери. В голове вихрем проносились мысли. Как свекровь может так поступать? И ведь не с чужим человеком — с невесткой, женой младшего сына! Первым порывом было немедленно позвонить Маше, предупредить. Но Юля сдержалась. Сначала нужно во всём разобраться.
А разбираться было в чем. Отношения в их большой семье всегда складывались непросто. Юля, жена старшего сына Андрея, честно пыталась соответствовать негласному статусу «главной невестки». Работала учительницей в школе, воспитывала троих детей, держала дом в чистоте, каждое воскресенье пекла фирменный яблочный пирог для семейных обедов.
Маша была полной её противоположностью. Художница-иллюстратор, она вечно витала в облаках, забывала про важные семейные даты и могла заявиться на ужин с опозданием на час, потому что «так красиво закат над городом разливался, не могла не зарисовать». Но свёкры почему-то всегда относились к её чудачествам снисходительно.
«Творческая натура», — говорила Вера Петровна, когда Маша в очередной раз пропускала семейный праздник из-за какой-нибудь художественной выставки.
«Весь в бабку пошла», — добавлял Николай Иванович, с гордостью показывая гостям Машины иллюстрации в детских книжках.
Юлю это задевало. Она-то, в отличие от золовки, всегда была идеальной невесткой. Вовремя приходила на семейные сборища, помнила про дни рождения, возила детей к бабушке с дедушкой каждые выходные. А благодарности не видела.
Особенно обидно было за мужа. Андрей, старший сын, работал на заводе инженером, брал дополнительные смены, чтобы обеспечить семью. А младший, Пётр, устроился каким-то креативным директором в рекламное агентство, целыми днями придумывал слоганы для йогуртов и шампуней. И ничего — родители гордились обоими одинаково.
Когда год назад Машина бабушка умерла, оставив внучке в наследство дачу в Озёрном, Юля думала — ну всё, теперь-то свекровь поймёт разницу между невестками. У Маши ни дети, ни нормальная работа не предвиделись, одни только картинки в книжках. Какой из неё дачник?
Но получилось иначе. Маша неожиданно увлеклась садоводством. Каждые выходные пропадала на участке — полола грядки, сажала цветы, реставрировала старую беседку. Пётр только посмеивался:
— Моя жена в любом деле художника найдёт. Видели, как она забор раскрасила? Теперь вся улица любоваться приходит.
И действительно, простой деревянный забор Маша превратила в произведение искусства — расписала сценками из деревенской жизни. Тут тебе и котики на завалинке, и птички на ветках, и румянолицые бабушки с пирогами.
«Александра Сергеевна так любила народные мотивы», — объясняла она всем, кто спрашивал про забор. Александрой Сергеевной звали её бабушку, тоже художницу.
Вера Петровна часто ездила к Маше на дачу — помогать с огородом, как она говорила. Возвращалась вечером уставшая, но довольная:
— Машенька такую красоту наводит! И помидоры уже цветут, и клубника поспевает. А какие у неё георгины — прямо как у Александры Сергеевны!
Юля только хмыкала про себя. Подумаешь, пару грядок прополола. А то, что она, Юля, каждый день готовит, стирает, проверяет уроки у троих детей — это как будто и не считается.
И вот теперь этот разговор… Юля металась по квартире, не находя себе места. Рассказать Маше? Промолчать? С одной стороны, та имеет право знать. С другой — вдруг она всё неправильно поняла?
Вечером позвонил Андрей:
— Представляешь, родители на семейный совет всех собирают. В следующую субботу, прямо с утра. Говорят, важный разговор.
— Какой ещё разговор? — насторожилась Юля.
— Не знаю. Мать загадочно улыбается, отец в газету прячется. Что-то затевают.
Всю неделю Юля жила как на иголках. На работе рассеянно отвечала на вопросы учеников, дома механически проверяла тетрадки. В голове крутились обрывки подслушанного разговора.
В субботу они приехали к свёкрам первыми. Дети сразу убежали в сад — качаться на старых качелях. Юля помогала свекрови накрывать на стол, искоса поглядывая на неё. Вера Петровна была непривычно оживлена, то и дело поправляла новую брошку на блузке.
Пётр с Машей опоздали — как всегда.
— Простите! — Маша влетела в комнату, рассыпая листки из папки. — Я тут такое придумала! Сейчас покажу…
— Сначала поговорим, — неожиданно твёрдо сказала Вера Петровна. — Садитесь все.
Юля затаила дыхание. Сейчас начнётся… Сейчас свекровь объявит о своих планах, и разразится скандал…
— Мы с отцом должны вам кое-что рассказать, — начала Вера Петровна. — Точнее, признаться…
— Дело в том, — Вера Петровна расправила несуществующую складку на скатерти, — что мы с Александрой Сергеевной… В общем, мы дружили.
— С моей бабушкой? — удивлённо переспросила Маша. — Но почему вы никогда…
— Не говорила? — Вера Петровна грустно улыбнулась. — Потому что это долгая история. Мы познакомились ещё до твоего рождения, в художественной школе. Я там уборщицей работала, подрабатывала после основной смены на заводе. А она преподавала живопись.
Юля почувствовала, как напрягся рядом Андрей. За двадцать лет совместной жизни свекровь ни разу не упоминала об этой работе.
— Я тогда только-только в город переехала, — продолжала Вера Петровна. — Молодая была, глупая. Всё мечтала выучиться на художника. Александра Сергеевна заметила, как я на уроки её заглядываюсь. Предложила позаниматься после занятий.
— Мама, ты рисовала? — изумлённо протянул Пётр.
— Пыталась, — махнула рукой свекровь. — Да только таланта не хватило. Зато подружились мы крепко. Она меня на этюды с собой брала, пленэры устраивала… А потом я забеременела Андрюшей, пришлось бросить. Работа, дом, дети — не до живописи стало.
Николай Иванович впервые за вечер подал голос:
— Я её тогда еле от этой блажи отговорил. Куда нам художества? Детей поднимать надо было.
— Да, — кивнула Вера Петровна. — Правильно всё сложилось. Но Александра Сергеевна… Она не бросила меня. Всё приходила, рассказывала про выставки, про учеников своих. А потом и внучку стала приводить — Машеньку.
— Погодите, — Маша подалась вперёд. — Так вот почему у вас дома была моя детская работа! Тот натюрморт с подсолнухами… Я всё думала — откуда?
— Бабушка подарила, — улыбнулась Вера Петровна. — Сказала — талант у девочки, далеко пойдёт.
Юля почувствовала, как к горлу подступает комок. Она-то считала, что свекровь просто по необъяснимой прихоти выделяет младшую невестку. А тут такое…
— Но при чём здесь дача? — спросил Андрей.
— А при том, — Вера Петровна достала из серванта старый альбом. — Что у нас с Александрой Сергеевной была общая мечта. Мы хотели открыть художественную студию. Не простую — для детей из детских домов, из малообеспеченных семей. Чтобы учились бесплатно.
Она раскрыла альбом — на пожелтевших страницах теснились эскизы, наброски, какие-то расчёты.
— Видите? Мы даже план составили. Александра Сергеевна говорила — выйду на пенсию, продам московскую квартиру, куплю дом у моря. Там и студию откроем. Я ей: какая из меня учительница? А она смеялась — будешь директором, организатором. У тебя же всё по полочкам…
— И что? — тихо спросила Маша.
— А ничего, — вздохнула Вера Петровна. — Не успели. Она заболела, потом я с работой закрутилась, с внуками… Так и осталась мечта мечтой.
— А дача? — напомнила Юля.
— Дача… — свекровь переглянулась с мужем. — Понимаете, мы с отцом подумали… Может, не просто так всё сложилось? Машенька теперь художница известная, опыт преподавания есть. Мы с дедом на пенсии, можем помочь. А на юге студию открыть куда проще — и жильё дешевле, и дети круглый год на пленэры ходить смогут…
— Вы хотите продать дачу? — Маша как-то странно улыбнулась.
— Если ты согласна, конечно, — поспешно добавила Вера Петровна. — Это же твоё наследство, твоя память…
Маша молча встала, подошла к своей брошенной папке, достала листы:
— А теперь смотрите, что я принесла показать.
На листах были эскизы — десятки эскизов. Прибрежное кафе, переоборудованное под художественную студию. Светлые классы с мольбертами. Дети рисуют на набережной. Вывеска: «Художественная студия ‘Озёрное'»…
— Я уже месяц об этом думаю, — призналась Маша. — Бабушкин дом… он хороший, тёплый. Но в нём слишком много прошлого. А она всегда говорила — художник должен идти вперёд.
— Так значит… — Вера Петровна растерянно заморгала.
— Значит, будем открывать студию, — твёрдо сказала Маша. — У меня уже и помещение присмотрено в Геленджике. Как раз на набережной, с видом на море. И договорённость с местным детским домом есть.
— И с интернатом надо связаться, — неожиданно для себя добавила Юля. — У меня в школе столько талантливых детей из малообеспеченных семей…
Все посмотрели на неё с удивлением.
— А что? — Юля упрямо вздёрнула подбородок. — Я, может, тоже о чём-то таком мечтала. Надоело тетрадки проверять. Хочу… хочу быть директором. Организатором. У меня же всё по полочкам.
Вера Петровна всхлипнула и крепко обняла обеих невесток.
— Ну вот, разревелась, — проворчал Николай Иванович, украдкой вытирая глаза. — Женщины…
— Пап, а ты что молчишь? — спросил Андрей.
— А чего говорить? — хмыкнул отец. — Я давно понял — если в семье три художницы, сопротивляться бесполезно. Поехали смотреть ваше помещение.
— Какие три? — удивился Пётр. — Маша и мама…
— И Юля, — подмигнул Николай Иванович. — Ты её школьные стенгазеты не видел? Настоящие произведения искусства.
— Точно! — оживилась Маша. — Юль, а помнишь, как ты в прошлом году декорации для школьного спектакля делала? У тебя же настоящий талант к оформительству!
Юля почувствовала, как краска заливает щёки. Она думала, никто не заметил, сколько труда она вложила в те декорации…
— Так, — Вера Петровна решительно встала. — Предлагаю завтра же ехать смотреть помещение. Надо же понять, куда мольберты ставить будем.
— А дача? — спросил Андрей.
— А дачу пока оставим, — сказала Маша. — Будем приезжать летом. Устроим там творческую базу для пленэров.
— И огород не пропадёт, — проворчал Николай Иванович. — Я только помидоры посадил…
Все рассмеялись. Напряжение последних дней растаяло без следа.
А через полгода на набережной Геленджика появилась новая вывеска: «Художественная студия ‘Озёрное'». В светлых классах стояли мольберты, на стенах висели детские рисунки, а в директорском кабинете соседствовали два стола — аккуратный Юлин, с идеально разложенными папками, и творчески захламлённый Машин, с разбросанными эскизами и кисточками.
Вера Петровна часто приходила в студию по утрам, когда занятия ещё не начались. Садилась в уголке с чашкой чая, наблюдала, как невестки готовятся к новому дню. Юля просматривала расписание, раскладывала методички, проверяла наличие материалов. Маша развешивала новые работы учеников, подправляла композиции на мольбертах.
— Представляешь, — сказала как-то Юля, — к нам сегодня комиссия из департамента образования приезжает. Хотят наш опыт изучать — как частная студия может работать с детскими домами и интернатами.
— А что тут изучать? — пожала плечами Маша, протирая палитры. — Просто надо детей любить. И верить в них.
Юля хмыкнула: — Ага, а ещё уметь составлять сметы, писать программы, согласовывать графики. Думаешь, почему к нам очередь на полгода вперёд?
— Потому что у нас лучшие преподаватели! — гордо заявила Маша.
— И это тоже, — согласилась Юля. — Кстати, об учителях. Помнишь Светлану Николаевну из третьего интерната? Она предлагает провести совместную выставку — их детские работы и наши.
— О, отличная идея! — оживилась Маша. — Можно в городской галерее, я договорюсь. А ещё…
— Так, стоп, — перебила Юля. — Сначала комиссия, потом выставка. Всё по порядку.
Вера Петровна улыбнулась, слушая их перепалку. Кто бы мог подумать, что эти две такие разные женщины найдут общий язык? А ведь поначалу было непросто.
Первый месяц работы студии выдался особенно тяжёлым. Юля с её перфекционизмом требовала идеального порядка во всём. Маша, привыкшая к творческому хаосу, не понимала, зачем заполнять десятки бумажек и составлять подробные планы занятий.
— Нельзя загонять творчество в рамки! — возмущалась она.
— Нельзя работать с детьми без системы! — парировала Юля.
Дошло до того, что однажды вечером обе невестки приехали к свекрови — жаловаться.
— Я так больше не могу! — заявила Юля. — Она срывает все сроки, теряет документы, а потом ещё и возмущается, что я её контролирую!
— А ты превращаешь студию в казарму! — возмутилась Маша. — Детям нужна свобода самовыражения, а не твои графики и отчёты!
Вера Петровна молча слушала их препирательства, а потом достала из серванта старую фотографию:
— Узнаёте?
На снимке две девушки — совсем молоденькие, лет по восемнадцать — стояли у мольберта. Одна что-то увлечённо рисовала, вся перепачканная красками, другая аккуратно записывала что-то в блокнот.
— Это… это же бабушка! — ахнула Маша. — А рядом…
— Я, — кивнула Вера Петровна. — Знаете, мы тоже не сразу сработались. Александра Сергеевна всё порывалась нарушать школьное расписание — то свет особенный, то настроение у детей творческое. А я, как завхоз, требовала соблюдать правила. Однажды так разругались, что неделю не разговаривали.
— И что потом? — спросила Юля.
— А потом поняли — мы друг друга дополняем. Она учила меня видеть красоту в беспорядке, а я её — находить гармонию в правилах.
Маша с Юлей переглянулись.
— Точно как мы с тобой, — хмыкнула Маша. — Ты меня всё время организуешь…
— А ты меня учишь быть гибче, — улыбнулась Юля.
С того дня дела пошли на лад. Юля взяла на себя всю организационную работу, а Маша полностью сосредоточилась на творческом процессе. И неожиданно оказалось, что именно такое сочетание и нужно было студии.
Дети это чувствовали. Они знали — если нужно решить какой-то практический вопрос, идти надо к тёте Юле. Она всё разложит по полочкам, найдёт выход из любой ситуации. А если хочется помечтать, пофантазировать, обсудить новую идею — тут поможет Маша Сергеевна.
Постепенно у каждой появились свои особые ученики. К Маше тянулись мечтатели и фантазёры, те, кто хотел выразить в рисунках свой внутренний мир. К Юле — прагматики, будущие дизайнеры и архитекторы, те, кому важна была техническая сторона творчества.
А потом случилось неожиданное. Юля, всегда считавшая себя человеком исключительно практическим, вдруг увлеклась батиком. Началось всё с того, что она помогала Маше готовить реквизит для занятия по росписи ткани.
— Слушай, а это интересно, — сказала она, разглядывая причудливые разводы красок на шёлке. — Тут же можно целую систему создать — как краски смешиваются, как ткань себя ведёт…
— Ага, — усмехнулась Маша. — А ещё можно просто получать удовольствие от процесса.
Юля фыркнула, но кисточку не отложила. А через месяц её работы уже висели в выставочном зале студии наравне с Машиными акварелями.
— Смотри-ка, — сказал как-то Андрей жене. — А ведь ты изменилась.
— В каком смысле?
— Ну, раньше ты всё пыталась соответствовать какому-то образу идеальной жены и матери. А теперь…
— А теперь что?
— Теперь ты просто счастлива. И нам с детьми от этого тоже хорошо.
Юля задумалась. Действительно, когда она последний раз переживала из-за того, что кто-то может осудить её домашние обеды или не идеально выглаженные рубашки? Теперь у неё были другие заботы — и другие радости.
Дети тоже изменились. Раньше она требовала от них только отличных оценок и идеального поведения. Теперь появилось что-то более важное — умение видеть красоту в мелочах, радоваться творчеству, верить в себя.
А на днях старшая дочь вдруг заявила:
— Мам, а я, кажется, поняла, кем хочу быть.
— И кем же?
— Хочу открыть свою художественную школу. Как вы с тётей Машей. Только в другом городе.
— Почему именно в другом? — удивилась Юля.
— Потому что здесь у вас уже всё есть. А где-то ещё есть дети, которые тоже хотят рисовать, но не могут себе этого позволить.
Юля обняла дочь, пряча навернувшиеся слёзы. Всё-таки Вера Петровна была права — мечты имеют свойство передаваться. Как эстафетная палочка — от Александры Сергеевны к Маше, от Маши к ней, а теперь вот и к следующему поколению.
Прошло три года. Художественная студия «Озёрное» превратилась в настоящий культурный центр Геленджика. Теперь здесь не только учились рисовать — проводились выставки, творческие встречи, мастер-классы. Два раза в год устраивались большие пленэры, на которые съезжались дети со всего края.
Дача в Озёрном не пустовала. Летом там действительно организовали творческую базу — с мастерскими в старых хозяйственных постройках, с уютными беседками для занятий на свежем воздухе. Николай Иванович с Андреем всё-таки взялись за ремонт — постепенно, без спешки обновили крышу, укрепили фундамент.
А недавно Маша обнаружила на чердаке старый сундук с бабушкиными вещами. Среди пожелтевших газет и старых рамок нашёлся альбом с набросками — проект той самой художественной студии, о которой мечтали Александра Сергеевна и Вера Петровна.
— Представляешь, — сказала Маша Юле, листая альбом, — они ведь тогда придумали почти то же самое, что мы сделали. Даже расположение классов похожее.
— Значит, правильно всё придумали, — отозвалась Юля, не отрываясь от составления нового учебного плана. — Слушай, а может, пора филиал открывать? А то у нас уже очередь на год вперёд.
Вера Петровна, по обыкновению сидевшая в своём уголке с чашкой чая, только улыбнулась. Она давно поняла — иногда нужно просто не мешать. Пусть даже для этого придётся придумать историю про продажу дачи.
— Мам, — окликнула её Маша, — а ты ведь специально тогда так громко с отцом разговаривала? Знала, что Юля услышит?
— Да кто ж теперь упомнит, — лукаво отмахнулась Вера Петровна. — Дело-то житейское…
Юля подняла голову от бумаг:
— А я вот думаю… Может, и правильно, что так получилось. А то бы до сих пор друг друга настороженно разглядывали — идеальная невестка и творческая личность.
— Ага, — хмыкнула Маша. — А теперь у нас идеально творческая студия. Или творчески идеальная?
— Главное, что наша, — сказала Юля. — И детям в ней хорошо.
За окном шумело море, в классах слышался детский смех и звон кисточек в стаканах с водой. На стенах висели новые работы учеников — яркие, смелые, непохожие друг на друга. Совсем как их авторы.
А на самом видном месте в директорском кабинете стояла фотография: две девушки у мольберта — одна с кистью, другая с блокнотом. И рядом с ней — снимок двух женщин на фоне вывески «Художественная студия ‘Озёрное'» в тех же позах.
Потому что мечты сбываются. Пусть не всегда так, как планировалось. Пусть иногда для этого требуется хитрость свекрови, упрямство невестки и немного везения. Главное — не бояться идти за своей мечтой.
И да, дача в Озёрном всё-таки осталась в семье. Теперь там подрастают новые художники, а по вечерам в старой беседке собираются все вместе — пить чай, строить планы и любоваться закатом над озером. В такие минуты Вера Петровна достаёт старый альбом, и начинаются рассказы — о двух подругах, которые когда-то придумали эту историю. О том, как мечты передаются по наследству. И о том, что иногда самые важные перемены в жизни начинаются с подслушанного разговора на кухне.