— Коль, что будем делать? Что скажет Лариса Андреевна? Мы ведь даже не расписаны!
Неожиданная новость не обрадовала мужчину.
— Как считаешь сама?
— Я хочу этого ребенка. Очень хочу.
Когда об известии узнала свекровь, ее негодование достигло наивысшей точки кипения.
— Я же тебя предупреждала! О чем ты думала! Мало того, что бесприданница, так еще и на шею нам сядешь. Николай и так платит уже одной алименты. Не вздумай записать ребенка на его имя.
В 20 лет Лиза впервые увидела море.
Русоволосая девушка смотрела на водную стихию.
— Подумать только! – крутилось в ее голове– с малых лет жить в Краснодарском крае, и только сейчас насладиться красивейшим пейзажем и невероятным воздухом.
Возможно, Лизе до сих пор не удалось бы попасть в курортную зону, но подвернулся случай. Ее и еще нескольких выпускников технологического колледжа, в качестве кухонных работников, отправили сюда на практику в один из пищеблоков. Парни и девушки освоили профессию повара-кондитера и им предстояло показать свое мастерство.
В кафе-столовую, где работала Лиза с сокурсниками, приходила обедать бригада электриков. Среди разновозрастных рабочих выделялся статный, черноволосый мужчина, лет 35. Как выяснилось позже, симпатичного посетителя звали Николай.
Очень быстро у молодых людей возникла взаимная симпатия, переросшая в романтические отношения. В свободное от работы время, пара гуляла по набережной, посещала местные достопримечательности, ходила в кино.
Быстро пробежало время. Николаю нужно было возвращаться домой в Ростов. Его возлюбленная через две недели собиралась ехать в Тимашевск. В небольшом городке она проживала вместе с подругой в съемной квартире, ранее подрабатывая официанткой. Теперь, после окончания учебы и прохождения практики, девушка хотела устроиться работать на Кондитерский комбинат.
Но, не успела Лиза распаковать вещи после дороги, как явился Николай:
— Собирайся, поедем ко мне. Надеюсь, ты не против.
Молоденькая девушка всю жизнь хотела иметь семью. С малых лет она воспитывалась в детском доме. Однажды ее взяла к себе бездетная пара. Через год названным родителям предложили хорошую работу в другом городе. Лизу они обратно вернули в детский дом, обещая забрать, как только устроятся на новом месте. Девочка долго ждала и много плакала, но мама с папой так и не объявились.
С тех пор она получила среднее образование и выучилась на повара. Руководство интерната выделило выпускнице однокомнатную квартиру. Но жилье было слишком запущено и, кроме ремонта, требовало замены труб, сантехники. Подобную недвижимость получила и подружка Лизы. Вот девушки и решили снимать квадратные метры, пока не накопят сбережения на благоустройство собственного жилья.
Визит и предложение Николая и обрадовало Лизавету, и сильно удивило.
— Ты делаешь мне предложение? – спросила она дрожащим голосом.
— Если захочешь, давай распишемся. А пока предлагаю жить вместе в квартире моей мамы.
Конечно, девушка согласилась. Сложив вещи в две дорожные сумки, Лиза отправилась с любимым на вокзал. По дороге она представляла – «Как встретит ее мама Коли? Как пройдет знакомство?». «Я обязательно буду ей во всем угождать. Мы обязательно с ней подружимся» — мечтала девушка, глядя в окошко автобуса.
Переступив порог нового места жительства, гостья невольно вдохнула затхлый спертый воздух с запахом лекарств.
Николай завел Лизавету в гостиную, где на диване сидела тучная женщина неопрятного вида.
— Здравствуйте – сказала девушка – Я Лиза.
Хозяйка квартиры злобно провела взглядом по незнакомке.
— Если ты думаешь, что я пропишу тебя здесь, то очень ошибаешься. И детей не вздумай рожать. У Коленьки уже есть дочка. Моей внучке Настеньке 10 лет. В будущем квартира останется ей.
Николай взял Лизу за руку и провел в другую комнату.
— Почему ты мне не сказал, что твоя мама против меня?
— Да, не обращай внимания. Она никак после инсульта отойти не может. Вот и нервничает.
— Но, как же мы сможем пожениться, если Лариса Андреевна возражает?
— Так, давай, пока повременим с росписью. Когда мама привыкнет к тебе, тогда и заявление подадим.
На работу в местную кулинарию Елизавета устроилась после того, как навела порядок в квартире свекрови. Целый месяц девушка была занята стиркой белья, вещей и штор; мытьем окон, стен и пола; перетиранием посуды и предметов в шкафах; чисткой кастрюль, сковородок, мисок; отмыванием ванны, умывальника, газовой плиты.
Год назад в связи с болезнью, у Ларисы Андреевны парализовало одну сторону тела. Однако у Лизы сложилось впечатление, что уборка в доме не делалась более 10 лет.
Понемногу пожилой женщине становилось лучше. Она самостоятельно могла себя обслуживать. Но было видно, что чистота ее не интересовала.
Вначале Лизавете было жаль свекровь. Девушка постоянно предлагала свою помощь. Только скоро ей надоели незаслуженные унижения.
— Лариса Андреевна, давайте я помогу Вам искупаться – обращалась невестка к хозяйке квартиры.
— Не надо мне указывать, что делать в собственном доме! Ишь, раскомандовалась!
— Ну, давайте, я хоть постельное белье и одежду вашу закину в машинку.
— Когда скажу, тогда и постираешь – слышала он в ответ.
Находясь в такой обстановке, Лиза вспомнила свою квартиру. Теперь она не казалась девушке запущенной. Лиза так и не успела рассказать Николаю о недвижимости в Тимашевске. Сначала не было времени, позже – желания. Не о такой жизни мечтала приезжая.
Радовал тот факт, что при хорошем уходе, Лариса Андреевна быстро шла на поправку и вскоре самостоятельно могла выходить на улицу. Но ее положительное самочувствие никак не отразилось на отношении к невестке. Изо дня в день она продолжала оскорблять бедную девушку, находя все новые и новые придирки.
— Почему так поздно с работы пришла?
— В магазин за продуктами заходила. Я зарплату получила.
— Знаю, я, в какой магазин! Наверное, опять что-то из вещей себе прикупила! Что за манера такая, деньги на ветер бросать.
— Да не покупала я ничего. Вы же сказали, что будем откладывать деньги нам с Колей на квартиру. Вот, только бутылку постного масла взяла. Хлеб, пирожки и немного фарша принесла с работы. Сейчас котлеты вам на пару сделаю.
Работникам кулинарии, где работала Лиза, начальство разрешало забирать домой нарезанный, но не использованный хлеб и остатки портящихся блюд. Таким образом, часто еда обходилась даром.
— Конечно, у каждой семьи должно быть свое жилье – не унималась Лариса Андреевна – Ты же свалилась нам на голову без роду и племени. Сирота казанская. Куда глаза моего Коленьки смотрели.
Шло время. С приближением весны многие ощущают внутри себя какую-то радость, воодушевление, надежду на лучшее будущее. Лиза ничего такого не испытывала. Наоборот, последнее время ее стало беспокоить собственное здоровье. Появилась сонливость, тошнота. Подозрение девушки подтвердил тест на беременность.
— Коль, что будем делать? Что скажет Лариса Андреевна? Мы ведь даже не расписаны!
Неожиданная новость не обрадовала мужчину.
— Как считаешь сама?
— Я хочу этого ребенка. Очень хочу.
Когда об известии узнала свекровь, ее негодование достигло наивысшей точки кипения.
— Я же тебя предупреждала! О чем ты думала! Мало того, что бесприданница, так еще и на шею нам сядешь. Николай и так платит уже одной алименты. Не вздумай записать ребенка на его имя.
— Но, как же! У малыша должен быть отец.
— Будешь одинокой матерью. Я так сказала. Иначе отправишься туда, откуда приехала.
Выросшая в детском доме, Лиза, очень хотела растить своего ребенка в полноценной семье. Поэтому ее очень огорчал тот факт, что еще не родившегося малыша лишали, пусть и на бумаге, отца.
В середине лета к ней обратился Николай.
— Настю нужно свозить к морю. Я съезжу на две недельки в Анапу.
— А я? – не удержалась Лиза.
— Путевка на троих человек. Девочка должна быть с мамой. Да и на кого я свою мать оставлю? Опять нанимать помощницу по дому? Нам и так предстоят расходы, когда родится ребенок. Давай, лучше ты доработаешь до декретного отпуска, тогда и отдохнешь.
А у нас тобой все впереди. Успеем еще с и малышом нагуляться, и на море с ним съездить. Вот купим машину, и буду вас каждые выходные вывозить в курортную зону.
Лиза была очень расстроена, но старалась себя утешить.
— Значит, он хороший отец, если продолжает заботиться о дочке даже после развода с женой. Когда родится наш малыш, он будет также его любить.
Полмесяца в компании со свекровью оказались для девушки вечностью. Не делая поблажек беременной невестке, Лариса Андреевна продолжала требовать выполнять Лизу все ее бредовые запросы.
Каждую ночь женщина будила невестку, ссылаясь на плохое самочувствие. То вода у нее в стакане закончилась, то давление нужно померить, то таблетка от бессонницы понадобилась.
Утром не выспавшаяся Лиза, готовила завтрак Ларисе Андреевне и отправлялась на работу. Она еле выстаивала смену и чуть ли не приползала домой. Но отдыхать не приходилось. Свекровь желала вкусно поесть, затем прогуляться в парке, куда без сопровождения не выходила.
И если ранее она отправлялась в компании подружек, то в отсутствие сына, дышала свежим воздухом строго с невесткой. По возвращению в квартиру, до поздней ночи пожилой женщине, обязательно, было что-нибудь нужно.
К концу осени Лизавета родила замечательного мальчика. Она мечтала принести ребенка домой, положить его в новенькую постельку, катать малыша в красивой коляске по слегка заснеженным дорожкам, одевать в разноцветные ползунки и распашонки.
Мираж развеялся, когда молодая мама с младенцем на руках, переступила порог комнаты. Возле двери под стеной находился пошарпанный детский манеж. На тумбочке и стульях возвышались горы помятых детских вещей.
— Что это? – Лиза вопросительно посмотрела на Николая.
— Одежда для малыша. Ее нужно перестирать и перегладить. Это кроватка. Застелишь, как будет нужно. В кладовке еще коляска лежит. Чуть позже ее соберу.
— Но мы же откладывали на малыша деньги. Почему здесь это старье?
— Мама сказала, что покупать вещи младенцу нет смысла. В этом возрасте дети быстро растут. Зачем тратиться, если через несколько месяцев понадобится новая одежда. Коляску скоро нужно будет заменить другой. Манеж будет в применении года 3-4. Кстати, мама договорилась с соседями по дому. Они насобирают еще вещей. На вырост.
В душе у Лизы теплилась надежда, что вскоре Лариса Андреевна и Николай полюбят малыша. Но, шло время. Ни бабушка, ни отец не проявляли к мальчику никаких чувств. Наоборот, с каждым днем в семье летал один негатив.
— Ты долго будешь сидеть на шее со своим крикуном? – все чаще стала доставать Лариса Андреевна.
На самом деле, Лиза постоянно подрабатывала в режиме онлайн. Вместе с детскими выплатами ей с малышом могло бы хватить на продукты и необходимые вещи. Но время для работы оставалось мало. Когда засыпал ребенок, приходилось обслуживать свекровь. Затем нужно было обстирывать мужа, убирать в квартире, готовить на всех еду.
Сашеньке (так назвали мальчика) исполнилось 2 года, когда его отдали в ясли. Лиза хотела побыть с сынишкой дома дольше, но, ее, почти, что выперли на работу. Не только Лариса Андреевна, но и Николай каждый вечер рассказывал о проблемах с деньгами.
В итоге, Лиза вернулась в кулинарию. Она снова стала приносить домой любимую еду свекрови.
— Завтра не забудь прихватить мне жареных пирожков с горохом и абрикосовым повидлом.
— Лариса Андреевна, Вам нельзя жареное и сладкое. Давайте лучше рыбные тефтели приготовлю.
— Ты мне еще указывать будешь, что можно, что нельзя! Лучше свари картофельное пюре и поджарь к нему свинины.
Александру исполнилось 4 года. Лиза вернулась с мальчиком из поликлиники. После недели болезни, парнишка немного покашливал.
Молодая мама собралась отправиться на кухню готовить обед, как услышала голос свекрови.
— Сбегай в аптеку, купи мне мазь для ног. Суставы ломит. Тот гель, что ты прошлый раз покупала, не годится.
— Почему сразу не сказали? Аптека же рядом с поликлиникой находится.
— Ничего с тобой не случится. Ходить полезно.
— Да, уж! Вам бы Лариса Андреевна не помешало больше двигаться и меньше есть. Тогда бы и нагрузка на ноги не такая была. Возможно, и мазь не понадобилась бы – подумала Лиза, но вслух ничего не сказала.
Молодая женщина взяла вещи сына.
— Сашенька, собирайся. Еще раз пройдемся.
— Зачем его тащить с собою. Так вы и за час не справитесь. А дома работы много. Пусть со мной побудет.
Когда Лизавета вернулась, свекровь смотрела телевизор, включенный на всю громкость. Сына нигде не было.
— Где Саша? – обратилась она к матери Николая.
— В ванной сидит. Невозможный мальчишка. Что из него вырастит!
Лиза кинулась к закрытым дверям. В темноте, на холодном кафельном полу сидел ее заплаканный ребенок и, не переставая, всхлипывал.
— Что случилось? – обратилась девушка к свекрови.
— Мой любимый сериал начался, а этот сорванец стал кубиками играться перед экраном.
— Да, вы хоть понимаете, что творите! Мальчик только после болезни, а вы его на холодном полу оставили, да еще и в темноте.
Сама Лиза могла выдержать любые обиды, но наблюдать, как издеваются над ее ребенком, была не в силах. На следующее утро она отправилась с сыном сначала к нему в садик, затем к себе на работу. Через несколько часов женщина с мальчиком и саквояжем села в автобус.
— Ничего, малыш, теперь у нас будет все хорошо. Я тебе обещаю.
Открыв ключом собственную квартиру, Лиза не испугалась унылой обстановки. Все можно изменить в лучшую сторону. Было бы желание и свобода действий. Девушка похвалила себя за смекалку. Проживая рядом с неблагодарными людьми, ей удалось понемногу отложить личных сбережений. Теперь эти деньги очень пригодились.
Когда, через полгода позвонил Николай, Лиза с сынишкой и подружками загорали на морском пляже.
— Ты нам очень нужна. Приезжай – произнес Коля, забыв поздороваться – У мамы снова инсульт.
— И тебе, здравствуй – спокойно ответила Лиза – Нужно было придерживаться рекомендаций врача и не злоупотреблять сладкой и жирной едой.
— Что теперь говорить, если все уже случилось. Мама сказала, что ухаживать за ней должна ты. Она тебе доверяет больше.
— А меня вы с мамой не забыли спросить? Может, я не хочу? Так вот, что я отвечу. Мы с Сашей только нормально жить стали. Нужно быть круглой идиоткой, чтобы возвратиться в рабство и лишить детства собственного сына. У вас должны остаться накопления, в том числе и все мои зарплаты. Так что, найми ей сиделку. А сюда больше не звони…