Часто она представляла за границей ленты, в которых не играла даже в эпизоде, а те, кто в фильме снимался, оставались в Союзе…
Какая она? Во!
Эта актриса сыграла в четырёх десятках картин, но главных ролей было всего две, однако зритель навсегда запомнил её по одной коротенькой роли и кричащей фразе: «Не виноватая я! Он сам пришёл!», которая стала крылатой на все времена. Эта роль стала и визитной карточкой актрисы Светланы Светличной, и её проклятием на всю жизнь. Так бывает, что количество крупных планов на экране никак не влияет на качество народной любви. Это происходит тогда, когда любовь возникает с первого взгляда и навсегда. Красоту Светличная называла наказанием для актрис, а себя считала талантливее, чем про неё думали.
Детство
Светлана появилась на свет 15 мая 1940 года в Ленинакане (сегодня – Гюмри) в 120 км от Еревана. Отец, Афанасий Михайлович был военным контрразведчиком, во время войны служил в Смерш, мама, Мария Фёдоровна, занималась домом и воспитывала троих детей: у Светы был старший брат Валерий, и младший – Олег. Мама была большой модницей, и научила дочь одеваться. Иногда это было даже вызывающе: Светлана одна из первых в Москве надела мини-юбку. Отец из Германии привёз много трофеев, и Мария Фёдоровна щеголяла в платьях немецких бюргерш.
Отца часто переводили с места на место, и самые яркие детские воспоминания Светланы – вечные переезды, станции и полустанки, скудный быт военных городков, офицерские общежития, где «на 38 комнаток всего одна уборная», да и та во дворе. В школу Света пошла в захолустной Ахтырке в 80 км от Сум, в одной школе она училась не больше двух лет, и аттестат зрелости получила на самом западе страны в прусском Тильзите, то есть, Советске в 120 км от Калининграда. (В Тильзите 25 июля 1807 года на середине реки Неман императоры Франции Наполеон и России – Александр I подписали мирный договор, продлившийся, правда, всего пять лет).
ВГИК
Звучное имя Светлана выбрала дочери мама, которая сама хотела стать актрисой, но из-за постоянных скитаний не вышло. Мечты об артистической карьере мама передала дочери, и если там, где они жили в данный момент, был театральный кружок, Света обязательно туда записывалась, и не пропускала ни одной репетиции. Мама помогла Свете подготовиться к экзаменам, разучивала с ней разные литературные произведения. Отца перевели в Мелитополь, и год Светлана провела там.
В 1959-м она поехала в Москву поступать во ВГИК. Перед прослушиванием девушка попала под сильный дождь, в аудиторию вошла мокрая, короткие волосы торчали в разные стороны, великий режиссёр Михаил Ромм, только взглянув на неё, назвал воробушком, и сразу взял в свою мастерскую.
Первые роли в кино
Уже на первом курсе Михаил Калик пригласил Светличную в свой дебютный фильм «Колыбельная», но там роль у неё была очень маленькая, и в титрах она себя не увидела, зато увидели родители, а бабушка рассказывала соседям во дворе, что её внучка Светка теперь артистка. Через 10 лет Калик снял Светличную в главной роли одной из новелл своей скандальной картины «Любить…», но в то время её мало кто увидел. В 1991-м Калик снова пригласил Светличную в фильм «И возвращается ветер». Там она была камео, то есть, играла саму себя, и в титрах её снова не включили, может, потому, что все и так знали, кто это.
Первый брак
В 1959-м вышел гениальный фильм Григоря Чухрая «Баллада о солдате», собравший на разных кинофестивалях больше сотни призов. Светличная посмотрела ленту несколько раз, сперва как простой зритель, потом как будущий профессионал, каждый раз заливалась слезами, и влюбилась сначала в картину, а потом и во Владимира Ивашова, игравшего главную роль солдата Алёши Скворцова.
Впрочем, и в том, и в другом она была не одинока: по Ивашову сохла добрая половина советских, да и не только советских женщин. Ивашов был на год старше Светличной, на время съёмок он брал «академку», а когда вернулся, попал на тот самый курс Ромма, где училась Светлана. Когда он вошёл в аудиторию, и преподаватель – хотя это было совершенно лишнее – его представил, Светлана была просто ошеломлена тем, что ей посчастливилось учиться с человеком, который для неё был просто прекрасным принцем. Она, не москвичка, всю жизнь скитавшаяся по окраинам страны, была уверена, что столичные жители обитают во дворцах, или, хотя бы, в огромных квартирах в сталинских высотках с паркетом, стеклянными дверями и огромными люстрами.
А тут ещё на голливудский манер про Ивашова сняли фильм, в котором он, одетый как денди лондонский, выходил из якобы собственной «Волги», и взбегал на ступени ВГИКа. Никакой «Волги» у него тогда не было, да и одевался он в обычных магазинах. Когда Ивашов сказал Светлане, что любит её, и привёл в маленькую комнатку в коммуналке, где он жил с родителями и младшей сестрой, она решила, что это шутка, и что так он проверяет её чувства. Но ей и в самом деле нужен был он, а не московские хоромы. Они расписались, в 1961-м родился сын, которого назвали как героя звёздной картины отца. Чуть позже им дали их первую отдельную квартиру. Владимир был очень спокойный, уравновешенный, рассудительный, а Светлана, наоборот, взрывная, временами даже взбалмошная, но, живя рядом с таким человеком, со временем она свой темперамент поумерила.
«Им покоряется небо»
Пробы на картину «Им покоряется небо» проходили рядом с ВГИКом на киностудии им. Горького. Когда Татьяна Лиознова утвердила Светличную на главную роль, Светлана спросила разрешения у своего мастера, и тот сказал, что если зовёт Лиознова, сниматься надо не раздумывая.
Контакта с уже звёздным Николаем Рыбниковым, с которым Светличная должна была играть любовь, не получалось: он только на экране был обаятельным рубахой-парнем, а в жизни – холоден и неприступен. Лиознова попросила приехать жену Рыбникова ещё одну звезду Аллу Ларионову, и та объяснила мужу, что это просто работа, и ему вовсе не обязательно на самом деле влюбляться в партнёршу. Светлана играла жену лётчика Нину Колчину, потерявшую любимого мужа и отца их дочери.
Прототипом главного героя был Алексей Гринчик, разбившийся при испытании первого советского турбореактивного истребителя МиГ-9. Кто-то сказал Светличной, что в горе человек худеет, и она неделю жила на одной воде. Картина имела большой успех, её послали на фестиваль фильмов об авиации в Довиль, где он взял первую премию, а Ромм засчитал Светличной эту картину в качестве дипломной работы.
После ВГИКа Светличная и Ивашов пришли в труппу Театра-студии киноактёра. За четыре года она играла Катюшу Маслову в спектакле «Воскресение» и Анну Каренину по Льву Толстому, Элизабет Проктор в «Салемских ведьмах» по Артуру Миллеру. Ивашов на сцену практически не выходил, и позже они оба жалели, что не пошли в настоящий театр – возможно, тогда бы жизнь у них сложилась по-другому.
«Застава Ильича»
В 1964-м у известного режиссёра Марлена Хуциева в «Заставе Ильича» Светличная играла в эпизоде свою тёзку Светлану, которая на молодёжной вечеринке вдруг неожиданно, и вроде бы даже не к месту запела: «Ох, кого люблю, не дождуся…»
«Стряпуха»
В фильме Эдмонда Кеосаяна «Стряпуха» Светличная сыграла свою вторую и последнюю главную роль темпераментной, но строптивой казачки Павлины Хуторны, к которой подкатывал комбайнёр и гармонист Андрей Пчёлка в исполнении Владимира Высоцкого, но она выбрала другого комбайнёра Степана Казанца, сыгранного Иваном Савкиным. Чтобы поправиться и в упитанности не уступать настоящей казачке, Светлана пила пиво, ела халву. Снимали фильм летом 1965 года в станице Некрасовская Краснодарского края. Жара там стояла африканская, а жила съёмочная группа в настоящих куренях безо всяких удобств. Светличной довелось скакать на лошади вообще без седла. Это было больно, но она справилась.
После «Стряпухи» Светличная играла вместе с мужем в «Герое нашего времени» у Станислава Ростоцкого. На роль контрабандистки Ундины её как раз Ивашов и пристроил. У них потом было ещё две общие картины: в «Новых приключениях неуловимых» у Кеосаяна Ивашов играл поручика Перова и замечательно спел «Русское поле», а у Светличной была совсем небольшая роль, и в картине «День гнева» у Суламбека Мамилова.
«Бриллиантовая рука»
Весной 1968-го Светличная снималась в новой комедии Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука». Её коварная и расчётливая обольстительница, представившаяся Анной Сергеевной, должна была напоить и усыпить главного героя недотёпу Семён Семёныча Горбункова. Гайдай планировал на эту роль не менее яркую Клару Лучко, но на даму с пониженной во всех смыслах социальной ответственностью в тот момент лучше подошла Светличная.
Режиссёр видел героиню одной, а Светличная боялась играть то, что он хочет. Гайдаю не нравилось, как Светличная работает, и короткий эпизод, тот самый, где бюстгальтер стреляет, снимали почти пять часов. Она просто стеснялась, и даже попросила осветителей, сидящих на лесах, спуститься вниз, чтобы не видели её полуобнажённой. Светличная думала, что этот фильм изменит её судьбу, но вышло наоборот: она стала заложницей этого типажа, большие глубокие драматические роли ей почти не предлагали, опасаясь загубить картину.
Через год после «Бриллиантовой руки» вышел фильм Валерия Ускова и Владимира Краснопольского «Неподсуден», где Светличная играла стюардессу Вику, безответно влюблённую в командира самолёта Сергея Егорова, которого играл Олег Стриженов. Фильм серьёзный и очень хороший, но когда в кадре появлялась Светличная, так и хотелось крикнуть: «Не виноватая я! Он сам пришёл!»
*
Она представляла за границей киноленты
Киночиновники, несмотря на неоднозначную репутацию Анны Сергеевны, сделали Светличную лицом советского кино и витриной Советского Союза, благодаря чему она объехала полсвета. Часто она представляла за границей ленты, в которых не играла даже в эпизоде, а те, кто в фильме снимался, оставались в Союзе.
Всё это, конечно, любви коллег Светличной не добавляло: в то время выезд даже в соцстрану, не говоря уже о капиталистической, был для большинства советских людей огромным праздником, который мог случиться лишь раз в жизни. А Светличная, наоборот, зная, что её посылают на очередной кинофорум, отказывалась от ролей. За границей она, не обращая внимания на замечания «искусствоведов в штатском», многое себе позволяла из того, что у зарубежных звёзд было в порядке вещей, но строго порицалось в СССР.
На фестивале в мексиканском Акапулько Светлану прилюдно поцеловал в щёчку журналист из ФРГ. В советских газетах написали о недопустимо вульгарном поведении актрисы, а уж какие слухи после этого пошли… У многих вызывали лютую зависть и даже злобу заграничные наряды, в которых Светличная напоказ щеголяла после каждой поездки.
Говорят, увидев Светличную на кинофестивале в Венеции, великий итальянский режиссёр Лукино Висконти очень хотел снять её в своей картине, но советское начальство встало стеной и за границу Светличную не выпустили. В то же время Татьяна Самойлова с благословения того же начальства несколько месяцев снималась за границей и за валюту в картине Михая Семеша «Альба Регия», правда, в социалистической Венгрии.
Супружеская ревность
Светличная была уверена, что муж ей верен, и при этом простит ей всё, потому, что она для него самая лучшая. Они много работали, часто разъезжались на съёмки, и всегда с нетерпением ждали встречи. Но слухов и звонков «доброжелателей» становилось всё больше, всё чаще стала звучать конкретная фамилия, стали поговаривать, что Светлана благожелательно принимает его ухаживания.
Владимир мрачнел, но и жена не могла не замечать, что чем дальше, тем больше женщины буквально виснут на Ивашове, а он их не гонит. К супружеской ревности добавилась ревность творческая: Ивашов больше снимался, часто уезжал в киноэкспедиции, правда, писал оттуда жене нежные письма. В званиях он тоже жену опережал: ему Заслуженного РСФСР дали в 1969-м, а Светлане только через пять лет, он Народным стал в 1980-м, а она так и осталась заслуженной… И вот настал момент, когда казалось, что брак, который многие считали идеальным, рушится окончательно. Спас их отношения сын, родившийся через 11 лет после Алексея. Назвали его Олегом в честь брата Светличной.
«Семнадцать мгновений весны»
Через 10 лет после первой встречи Лиознова пригласила Светличную играть влюблённую в Штирлица журналистку Габи Набель в культовом телесериале «Семнадцать мгновений весны». Этого персонажа в романе Юлиана Семёнова не было. Мы ещё спорили, спал с ней Штирлиц, или после пронзительной сцены в кафе «Elephant» остался до конца верен жене. Но и после этой очень хорошей роли Светличную на большие работы не звали.
«Место встречи изменить нельзя»
В 1979 году Станислав Говорухин снял Светличную в небольшой роли Нади, сестры убитой Ларисы Груздевой в не менее культовом сериале «Место встречи изменить нельзя». Говорят, что Говорухину Светличную предложил Высоцкий.
Уход из театра
В конце 80-х в Театре-студии киноактёра начались пертурбации: он менял название и подчинённость, а, значит, и источники финансирования. Потом начался «спор хозяйствующих субъектов» за дорогущее здание на Поварской. Новые спектакли ставить было некому, за работу актёрам и раньше-то платили мало, а в условиях неразберихи зарплата стала совсем мизерной. Ивашов и Светличная в склоке принимать участия и занимать чью-то сторону не хотели, и через три года мучений из театра ушли. О том, чтобы что-то скопить на чёрный день, они не думали, и порой денег не было даже на оплату их маленькой двухкомнатной квартиры. Алексей к тому времени женился и жил своим домом, а младший сын остался с ними.
В 90-е работы не стало у обоих. Некоторое время Ивашов зарабатывал концертами: он прекрасно пел, работал на телевидении ведущим программы о русском романсе, когда не стало и этой работы, он пошёл разгружать вагоны, работал на стройке простым рабочим. Светлана сидела дома и пыталась накормить сына и мужа на те гроши, которые он приносил. Потом она стала подрабатывать дворником в том доме, где они жили
Уход мужа
23 марта 1995-го Светличная осталась одна: накануне Ивашова на «скорой» привезли со стройки в больницу, но там доктора ошиблись с диагнозом, сделали не ту операцию. Светличная рассказывала, что на 40-й день он пришёл к ней, сел в любимое кресло, положил, как делал всегда, руки между ног, грустно улыбнулся, простился, и ушёл навсегда.
Второй брак
Через три года Светличная ненадолго стала женой поэта и художника Сергея Смирнова-Сокольского, который был младше её почти на 20 лет, а потом снова осталась одна, но на мужчин внимание по-прежнему обращала.
В начале 2000-х Светличную вновь стали звать в кино, хотя и на небольшие роли. Она стала заметным медийным персонажам, часто появлялась в различных телешоу. Её визитной карточкой стали широкополые шляпы и шляпки вообще без полей, которые очень ей шли.
«Богиня: как я полюбила»
В 2004-м в свой второй режиссёрский фильм «Богиня: как я полюбила» Рената Литвинова взяла Светличную без проб. Она сыграла маму-призрака, а Литвинова, игравшая главную роль, была похожа на Светличную, как дочь бывает похожа на мать.
Олег не хотел жить в Москве, и уехал в дом на Волге, который родители купили давно, когда ещё были работа и деньги. В 2006-м при загадочных обстоятельствах он в этом доме погиб. Прощаясь, Светлана пообещала ему бросить курить, и бросила.
В 2019 году Светличная сыграла камео в фильме Евгения Бедарева «Беловодье». Это была её последняя картина.
16 ноября 2024 года Светлана Светличная умерла. Ей было 84 года.