В браке актера Ивана Лапикова и актрисы Юлии Фридман не было никаких проблем. Они любили друг друга, понимали с полуслова и никогда не ссорились. Растили дочку, служили в одном театре. А потом жена внезапно исчезла. Забрав вещи и не оставив даже записки.
Спустя много лет они вспоминали эту историю со смехом. Но тогда Лапикову было не смешно: от переживаний он буквально сходил с ума.
Что же случилось в ту ночь и как на самом деле складывалась жизнь актеров?
Иван Лапиков стал знаменит достаточно поздно — в 42 года. Тогда на экраны вышел фильм “Председатель”, где актер исполнил роль одного из братьев Трубниковых.
Однако мое знакомство с Иваном Герасимовичем началось с картины “Они сражались за Родину”. Старшина Поприщенко почему-то сразу привлек мое внимание. Даже больше, чем герой Василия Шукшина. Было в нем что-то знакомое, даже родное.
А потом оказалось, что такие чувства актер вызывает не только у меня — многим он кажется “своим”. А за характерной внешностью, серьезным взглядом и огромным актерским талантом скрывается человек с непростой и интересной судьбой.
Слишком разные
Иван Лапиков родился в большой крестьянской семье. Детей с детства приучали к труду: вместе с братьями парень с пяти лет целыми днями работал в поле.
Нужно сказать, что жила семья достаточно неплохо: дети всегда были одеты, обуты и накормлены. В доме часто готовили угощения — торты, блины, оладьи. Сам Иван рассказывал, что в детстве у него было все, чего он хотел.
Единственное, чего не хватало — свободного времени.
После школы парень вместе с братом работал на заводе в Сталинграде, позже поступил в театральное училище в Харькове. Однако, доучиться не успел: началась война. Лапиков вернулся домой и практически сразу ушел на фронт.
Актер принимал участие в обороне Сталинграда: строил противотанковые заграждения, помогал переправлять в тыл раненых.
А когда война закончилась, так и не получив образования, устроился в Сталинградский драматический театр. Здесь актер и встретил свою будущую жену.
Юлия Фридман же напротив, имела дворянское происхождение.
До революции ее семья жила очень богато. И хотя самой Юлии не досталось ни дворянского титула, ни состояния предков, на мир она смотрела с высока, даже с презрением. У такого простого, деревенского парня, как Иван не было, казалось, ни единого шанса.
И все-таки из многочисленных поклонников он один сумел привлечь ее внимание. Правда, на ухаживания актера она сначала отвечала холодно.
— Дружить можем, но не более. Ты мне не ровня!
Только через три года Лапиков смог добиться расположения своей избранницы.
Иван тогда уже отчаялся и преподнес Юлии “прощальный подарок” — золотое кольцо. Актер пообещал больше не докучать своими чувствами и признаниями — отныне между ними будут только профессиональные отношения.
А Фридман неожиданно пригласила молодого человека на свидание. Так началась их история любви.
Идеальный брак и неожиданное исчезновение
Юлия была совсем не простым человеком. Она часто вела себя высокомерно по отношению к мужу, неизменно отказывалась готовить и стирать.
— Я тебе в кухарки не нанималась!
Все домашние дела легли на плечи Ивана Герасимовича. Немногие мужчины пошли бы на такое, тем более в то время. Но Лапиков обладал героическим терпением.
Он принял девушку такой, какая она есть и окружил ее теплотой и заботой. И Юлия стала меняться. Готовить она так и не полюбила, но научилась уступать, идти навстречу супругу и довольствоваться тем, что имели.
А было тогда у актеров совсем немного. Сталинград был практически полностью разрушен войной. Город фактически строился заново.
Поначалу Ивану и Юлии даже негде было жить и они занимали одну из комнаток в подвале театра. Здесь же у них родилась дочка. Какое-то время они даже укладывали малышку спать в чемодане с оторванной крышкой — не могли достать детскую кроватку.
Но вскоре дела стали налаживаться. Супругам выделили просторную квартиру.
Проблемы невостребованности у актеров не было никогда. Они всегда были заняты работой в театре. Юлия играла ведущие роли, Ивана Герасимовича периодически приглашали и в кино. А после “Председателя” на него прямо посыпались новые роли.
Их жизнь была бы идеальной, если бы не одно но: у Юлии начал ухудшаться слух.
Она только похоронила мать, и, видимо, накопившийся стресс вылился в проблемы с ушами. Женщина долго скрывала недуг даже от мужа, не говоря уже о коллегах по сцене.
Однако, болезнь прогрессировала. Когда Фридман поняла, что играть она уже не сможет, она решилась на отчаянный шаг. Утром ее просто не оказалось дома.
Понял и простил
Иван Герасимович не знал, что думать. Супруга рано утром уволилась из театра и исчезла без следа. Артист писал заявления в милицию, искал по знакомым и родственникам.
Только спустя полгода стражи порядка сообщили Лапикову новый адрес жены. Она была в Москве. Актер не раздумывая отправился в столицу вместе с дочкой.
Оказалось, Юлия живет у двоюродной сестры, преподает актерское мастерство в одном из училищ. Разговор у супругов получился непростой. Фридман объясняла свое исчезновение тем, что не хотела быть обузой.
— Зачем я вам глухая нужна?
Здесь не выдержало даже железобетонное терпение Ивана Герасимовича. Он впервые повысил голос на жену. Высказал все, что думает о ней и ее поступке и в сердцах добавил:
— Проблемы у тебя не со слухом, у тебя с мозгами проблемы!
Лапиков вернулся домой с огромной обидой. Но долго обижаться он не умел. Скоро актер снова помчался в Москву — мириться.
И остался в столице на всю жизнь
Юлия была рада воссоединению с мужем, но возвращаться в Сталинград отказалась категорически. Ей было стыдно за свое исчезновение перед бывшими коллегами и друзьями. Лапиков согласился и на это: уволился из родного театра и переехал к жене.
Супруги снова зажили душа в душу. Исчезновение Юлии стало семейной историей, которую часто вспоминали со смехом. А ведь все могло закончиться намного хуже.
Ивана Герасимовича не стало в 1993 году. Он умер смертью артиста — его сердце перестало биться во время выступления.
Он был великим актером и человеком с необъятной душой. Его не испортила ни слава, ни деньги. До конца жизни он оставался простым, скромным и честным. Благодаря ему такой стала и Юлия Фридман — единственная любовь гениального артиста.