Людмила Иванова. Сын:»Мама. Просто живи. У тебя больные не голова, не легкие. Подумаешь, ноги. Ты же не балерина…»

И в кино, и в театре ей довелось играть энергичных, неугомонных теток. Этаких Шурочек, которые порой мешают, кажутся нелепыми, но, по сути, необычайно правдивы и обнажают самую соль нашей жизни.

Актрису многие путали с созданными ею образами. Хотя на деле она была намного тоньше, умнее. Но было и нечто общее. Людмила Ивановна, как и ее героини, стремилась сделать что-то для людей, помогать.

Большинство зрителей знают Людмилу Иванову по ролям в кино.

Но на деле ее призванием была сцена. Она всегда так стремилась туда, что однажды едва не погибла. Как-то во время репетиции в “Современнике” Людмила так устала, что прилегла на кушетку за кулисами. И вдруг услышала: «Иванова! На сцену!«

Она играла фанатично верующую старуху в длиннополом одеянии. Людмила резко вскочила, побежала, наступила на юбку и грохнулась на лестнице так, что ступенька въехала ей в бок, сломав два ребра. Через неделю Иванова сбежала из больницы с забинтованной грудной клеткой.

Ей поставили в кулисах раскладушку. Актриса лежала на ней и выходила на сцену только на свои реплики.

Когда Людмила Ивановна уже в пожилом возрасте снова получила травму на сцене, отделаться легко ей не удалось. Инвалидность и смертельная болезнь. Вот та цена, которую ей пришлось заплатить за тягу к сцене. В конце 90-х на репетиции в театре Иванова неловко упала и подвернула ногу. В травмпункте сустав вправили плохо.

В результате он от ходьбы вскоре стерся. Нужно было заменить его на искусственный. Но денег у артистки на дорогую операцию не было. Помогла Галина Волчек. Она выхлопотала бесплатную имплантацию суставов в Кремлевской больнице. Казалось, дело шло к выздоровлению. Но ей натерло ногу, и заражение попало не в кровь, а в кость.

Последние пять лет она мучилась от остеомиелита. Врачи помогали ей немного восстановиться, и она возвращалась к работе даже в инвалидной коляске.

Людмила Иванова родилась в Москве в семье известного географ и полярника Ивана Маркеловича Иванова. Ее детство было совершенно безоблачно. Когда Миле исполнилось 8, в день ее рождения, 22 июня 1941 года, они были с мамой на даче.

Утром пошли покупать конфеты на станцию Лосиноостровская. А там из репродуктора объявили о начале войны. Отец в это время был начальником геологической партии на Урале. А дедушка работал на Ярославском вокзале, что помогло ему отправить дочь и внучку в эвакуацию. Они обосновались в Миассе Челябинской области. Сняли полдома, купили бочку груздей, козу, чтобы выжить.

Жена и дочь известного полярника прежде не знали таких явлений, с которыми столкнулись по дороге в Миасс: воровство, взятки, дезертирство. В Миассе мальчишки дразнили эвакуированных трусами. Мила как-то не сдержалась и дерзко ответила матом. Тут у матери случился нервный срыв, и она отстегала дочку веревкой.

Мила не обиделась, даже когда ее любимую куклу пришлось поменять на 500 граммов масла. Огромным событием в жизни Милы Ивановой был фильм “Свинарка и пастух”. Девочка отстояла двухчасовую очередь за билетом и все-таки попала на сеанс.

На экране была любимая довоенная Москва. Вернуться в нее довелось в 1943 году. Жилось тогда сложно. Все время хотелось есть. Мечтой Милы был белый хлеб с повидлом. И еще кино.

Утром 9 мая 1945 года московских школьников отпустили по домам праздновать. Мила не могла усидеть дома. Она надела розовое шелковое платье, новые босоножки на деревянных подметках и пешком пошла к Площади Ржевского. Идти надо было километра два. Девочка в кровь стерла ноги новыми босоножками. Тогда она сняла их и пошла босиком.

Мила прихватила с собой песенник. И когда она вышла на вокзальную площадь, то встала у магазина, открыла первую страницу песенника и стала петь. Площадь была полна народу. Люди пели, выпивали, качали на руках военных. Песню Милы подхватили. И вскоре огромная толпа во главе с маленькой босоногой девочкой радостно распевала советские песни.

Это событие навсегда врезалось девочке в память.

Училась Мила на одни пятерки. Любимый учитель математики советовал поступить на мехмат. Но рыжая веснушчатая девушка уже грезила театром. Мила посмотрела множество спектаклей и осознала, что хочет блистать на сцене. Школу Людмила окончила с золотой медалью.

Иванову приняли в Школу-студию МХАТ. Это было невероятное счастье, которое омрачила трагедия.

В этот момент от инсульта умер ее любимый папа. Мила часто ходила к отцу на кладбище. Однажды шла, задумавшись, по деревянному мосту над железной дорогой и вдруг почти на середине моста поняла, что идет по какому-то бревну.

Настил разобран, мост ремонтируют. Если бы пала духом и повернула назад, то непременно бы сорвалась. Но девушка собрала волю в кулак и пошла вперед. С тех пор она всегда поступала именно так.

*

После окончания Школы-студии МХАТ два года отработала в Детском Музыкальном Театре Наталии Сац. А в 1957 году поступила в театр “Современник”, который тогда создавал Олег Ефремов.

-С 1957 года до ее смерти ее трудовая книжка лежала в “Современнике”. Там же она много лет была Председателем месткома и парторгом.

Иван Миляев. Сын.

Иванова помогала Ефремову в высоких кабинетах добиваться разрешения высоких постановок.

Кроме того, Людмила Ивановна взвалила на себя ношу общественной работы, то есть заботы об актерах: пробивала, доставала, отстаивала интересы.

Ни о каких закулисных интригах, склоках, актерской зависти и соперничестве среди актеров того “Современника” и речи быть не могло.

Именно в те годы она начала писать стихи, а позже и песни, которые актеры исполняли со сцены. Если бы Людмила Иванова не стала артисткой, она все равно оставила бы о себе след своими песнями.

В начале 60-х Иванову пригласили вести театральный кружок в Физическом институте Академии наук. С одним из физиков, Валерием Миляевым, который тоже писал песни, у Ивановой случился роман.

В итоге образовался семейный и творческий союз. Будущий муж покорил Людмилу необычным подарком.

Дело было 8 марта. Валерий и Людмила гуляли по улице Горького. Зашли в магазин погреться. Вдруг Миляев вытащил из кармана коробку: «Я хочу сделать тебе подарок». Иванова открыла, а там довольно аляповатая советская пудреница с музыкальной шкатулкой. На крышке нарисованы балерины, танцующие танец маленьких лебедей.

Людмила решила, что шкатулка играет танец маленьких лебедей. Валерий увидел ее разочарование и сказал: «Ты заведи, заведи».

Она завела. И — о чудо! Услышала свою песню “Улица Горького”. Восхищению Милы не было предела. Оказывается, Миляев вынул механизм шкатулки и выточил новый, исполняющий мелодию, сочиненную любимой женщиной. С тех пор эта шкатулка стала семейной реликвией.

На момент знакомства с Миляевым Иванова была замужем за директором “Современника” Леонидом Эрманом. Но, по словам Эрмана, он был слишком занят делами театра и просмотрел, как жену увлек молодой ученый.

Иванова и Миляев стали жить вместе с 1963 года. У них родился первый сын Иван. Сначала обитали в коммуналке. Ссорились и мирились всегда очень быстро.

Лучшим доказательством семейного счастья Ивановой и Миляева служит написанная ими песня, которая стала в те годы необыкновенно популярной. «Приходит время, с юга птицы прилетают…..Приходит время — люди головы теряют. И это время называется весна!

Во второй половине 60-х годов Иванова стала часто сниматься в кино. Особым успехом пользовались комедийные ленты с ее участием. Актриса поражала своей естественностью и искренностью, так что ее любили приглашать в детское кино. В своей непосредственности она ничуть не уступала маленьким актерам.

Своей самой знаменитой роли Шурочки из “Служебного романа” Людмила Иванова могла и не сыграть. Она хотела отказаться из-за мизерного гонорара: за шесть месяцев съемок — 360 рублей. Однако муж, прочитав сценарий, отрезал: “Ты должна сниматься в этом фильме даже даром! Черт с ними, с деньгами. Этот фильм принесет тебе удачу и славу!” Как в воду глядел.

Роль общественницы Шурочки стала самой большой творческой удачей и принесла ей небывалую популярность на долгие годы.

*

С тех пор режиссеры эксплуатировали этот типаж: бытовой тетки в исполнении Ивановой. И все же Людмила каждый раз была разной. Как в комедии “Самая обаятельная и привлекательная”. Там она казалась зрителям уже родной и очень мудрой.

В 90-е, когда кинематограф переживал не лучшие времена, Иванова продолжала сниматься. Правда, запоминающихся ролей в те годы было немного. Разве что “Зависть богов”, где ее трижды целовал Жерар Депардье.

*

Иванова переживала, что в это время практически не стало спектаклей для детей. Тогда она решила создать собственный театр. Так на Чистых прудах возник “Экспромт”.

Иванова говорила, что театр — дело круглосуточное. И занималась своим “Экспромтом” с утра до поздней ночи.

В этот трудный и счастливый период жизни ее не покидало вдохновение. Она могла за неделю написать пьесу и за месяц поставить ее. Для каждой постановки Людмила Иванова с мужем сочиняли песни. Он — музыку, она — стихи.

Резкое сужение круга возможностей после травмы и болезни стало для энергичной Людмилы Ивановны нелегким испытанием. Почти все, что она так любила прежде, теперь казалось невозможным. Спасением для актрисы стала необыкновенная преданность близких. Врачи посоветовали актрисе плавать. И муж каждое лето увозил ее в Коктебель, к теплому Черному морю.

В 2010 году Людмилу Ивановну постигло страшное материнское горе. На ее глазах умер младший сын Александр. Он перенес тяжелый грипп. Это привело к тяжелому сердечному приступу. Все произошло мгновенно. Он схватился за сердце и сел. Никто даже не понял, что произошло. Приехавшие врачи уже ничем не смогли помочь.

-Папа плохо пережил. Хуже. Он не мог поехать на кладбище. Она была не то что сильнее. Видя, что папе еще хуже, не позволяла себе расклеиться.

Иван Миляев. Сын.

Ровно через год эта трагическая ситуация повторилась. После перенесенного гриппа остановилось сердце мужа. Валерия Миляева. Людмила Ивановна в это время в очередной раз лежала в больнице и не знала, что произошло.

-Это был самый страшный день в моей жизни, когда я должен был сказать, что умер папа. Я сказал: -Я не переживу смерти вас обоих. Если ты меня любишь, прошу собраться и написать книгу про папу. И вообще. Просто живи. У тебя больные не голова, не легкие. Подумаешь, ноги. Ты же не балерина.

Иван Миляев. Сын.

*

Людмила Ивановна без преувеличения совершила подвиг. В инвалидной коляске она продолжала играть в Театре “Экспромт”.

7 октября 2016 года организм, измученный тяжелой болезнью, не выдержал.

Постскриптум

Как настоящая женщина, Людмила Иванова всегда мечтала о ролях роковых красавиц, властных императриц, загадочных шпионок. Но так случилось, что в ее актерском багаже оказались только тетки и старухи.

15 Клавдий, 6 Марий, 4 Зинаиды, 3 Шуры, Анфиса, Ефросинья, Василиса….

И каждая из них неповторима, каждая любима зрителями за тот уникальный набор качеств, которыми одарила их замечательная актриса Людмила Иванова.

Оцените статью
Людмила Иванова. Сын:»Мама. Просто живи. У тебя больные не голова, не легкие. Подумаешь, ноги. Ты же не балерина…»
«Выплачивать кредит буду до 2036 года»: Ирина Безрукова приобрела коттедж в Подмосковье