«Я никогда не была собственницей. Для меня важнее любить самой», — признаётся Елена Шанина, вспоминая ту судьбоносную любовь, которая навсегда изменила её жизнь. Это история женщины, которая любила без условий и ожиданий, и нашла своё счастье в дочери, родив её от мужчины, с которым не могла быть вместе.
Для многих зрителей Елена остаётся хрупкой и трогательной Кончитой из «Юноны и Авось». Актрисе недавно исполнилось 72 года, но в её жизни по-прежнему кипят яркие эмоции. Особенно в этом году, когда она впервые стала бабушкой. Но обо всём по порядку.
«Запрыгнула в последний вагон»
Елене исполнился 21 год, когда после дипломного спектакля Марк Захаров пригласил её в «Ленком». Молодая актриса сразу получила первые роли. Но настоящим триумфом стала её Кончита в «Юноне и Авось». Голос, взгляд, хрупкость — она будто создала эталон образа, который зрители помнят до сих пор.
«Когда на сцене звучала “Я тебя никогда не забуду”, я видела в глазах зрителей слёзы», — вспоминает актриса.
А вот кино оказалось к актрисе менее благосклонным. Её считали слишком «европейской», из-за чего в фильмографии осталось всего несколько значимых ролей. Но Елена не жаловалась. «Я всегда знала: если двери закрываются, значит, где-то открывается окно. Главное — верить в это», — признавалась она.
Но за личную жизнь Шанина боролась. После развода с первым мужем, актёром Михаилом Поляком, она осталась одна.
Как-то в интервью Елена поделилась: «К сорока годам я уже отчаянно мечтала о ребёнке. Я где-то прочитала, что, если после сорока в доме не появятся детские голоса, он наполнится кошмарами. Это про меня».
И тогда в её жизни появился Александр Збруев.
Любовь, которая «не спрашивает разрешения»
Они познакомились в «Ленкоме», Збруев уже был женат на Людмиле Савельевой, той самой Наташе Ростовой из «Войны и мира». Их брак считался идеальным. Но жизнь часто бросает вызовы, между Еленой и Александром вспыхнули чувства, которые невозможно было скрывать или игнорировать.
«Это была настоящая любовь. Такая, что не требует, не просит, а просто есть», — вспоминает Шанина. Они вместе быть не могли, но Александр стал частью её жизни. Роман стал тайной для публики, но не для коллег.
В 1992 году, когда Елене исполнилось 40, она родила от Александра дочь Татьяну. Это был её осознанный выбор: «Я ухватилась за судьбу в последний момент. Успела стать матерью — и это главное».
«Папа у нас приходящий»
Елена никогда не требовала от Збруева уйти из семьи. «Я не хотела разрушать то, что для него важно. Мне было достаточно, что Таня — это наша общая радость». Александр стал для дочери «приходящим папой».
Он не отказался от ребёнка, поддерживал Елену и Татьяну, но продолжал жить с женой. У актёра фактически появилась вторая семья.
«Я всегда была честна с Таней. Никогда ничего не скрывала. Она росла в любви, и это сделало её мудрой», — вспоминает Елена.
Людмила Савельева тяжело переживала ситуацию, но держала себя с достоинством. Она избегала громких слов, оставаясь в стороне от слухов, которыми бурлила пресса. Когда её однажды спросили, как Збруев общается с дочерью от Елены Шаниной, она ответила коротко: «У него одна семья. И дочь у нас одна – Наташа. Про других я ничего не знаю».
Татьяна стала актрисой, как и родители, она окончила ГИТИС и служит в «Ленкоме». Марк Захаров даже настоял, чтобы она взяла фамилию отца, продолжив театральную династию.
Не так давно Таня по-настоящему осчастливила и мать, и отца.
Долгожданный внук
Весной 2024 года у Татьяны и её мужа Александра Заикина родился сын Лев. Для Елены настал долгожданный момент: «Левочка тут же стал нашим всеобщим любимчиком».
Для Александра Збруева рождение внука стало особенным событием. В свои 85 лет он впервые стал дедушкой. «Это вдохновляет. Левочка — наша радость», — признаётся он.
Татьяна и её муж Александр Заикин занимались карьерой и не спешили с рождением ребёнка. Но теперь, когда Лев родился, вся семья сплотилась вокруг малыша. «Теперь у нас появился смысл нового уровня», — говорит Елена.
Одна роль, одна любовь, одна дочь
Шанина никогда не гналась за успехом или признанием. Её жизнь состояла из большого чувства, важного выбора и дочери, которая стала её гордостью.
«У меня была одна большая роль, одна настоящая любовь и одна дочь. Но разве этого мало?» — признаётся она.
Она продолжает преподавать в ГИТИСе, иногда выходит на сцену, но большую часть времени посвящает внуку: «Я не боюсь одиночества, я люблю быть свободной. Но теперь у меня есть Левочка, ради которого хочется жить».