Актриса Ирина Мазуркевич: встреча с Высоцким в 16 лет и запретная любовь с женатым Анатолием Равиковичем

Ирина Мазуркевич в 16-летнем возрасте начала сниматься в роли Наташи Ртищевой в исторической мелодраме «Сказ про то, как царь Петр арапа женил». К тому времени она окончила первый курс Горьковского театрального училища и снялась в роли юной гимнастки в фильме «Чудо с косичками» Виктора Титова.

Детское увлечение гимнастикой помогло юной артистке «вжиться» в роль. Она сыграла Ольгу Корбут. Восемь лет подряд Ирина занималась художественной гимнастикой и некоторые упражнения в фильме делала сама, без дублеров.

Интересно, что «Чудо с косичками» появилось в прокате почти одновременно с «Арапом». Однако, фотография девушки уже была на «Мосфильме» и режиссер Александр Митта вызвал ее на пробы. К тому времени Митта пересмотрел не один десяток претенденток.

На пробах с Владимиром Высоцким Ирине пришлось прорепетировать сцену, когда арап пробирается к Наташе в спальню. Позже Высоцкий рассказал Ирине, что Митта долго не мог выбрать между Мазуркевич и другой претенденткой и спросил у него: «С кем ты хочешь сниматься?» Владимир Семенович выбрал беззащитно-трогательную Ирину.

Ирина позже вспоминала, что совершенно не знала кто такой Высоцкий. Его песни можно было послушать только в записях или на концертах в закрытых НИИ. Юная Ирина за год до этих событий приехала в Горький из Мозыря, небольшого белорусского городка.

В ее семье даже магнитофона не было, а телевизор появился незадолго до ее отъезда в Горький. Девушке мало что говорили имена артистов, с которыми предстояло работать: Золотухин, Петренко, Глузский, Табаков. Высоцкий, например, сразу попросил называть его Володя.

Рассказав подружке, что она будет сниматься с Высоцким, Ирина не ожидала от той такой реакции: «С кем? С самим Высоцким!?» Подруга чуть не лишилась дара речи. И принялась рассказывать, что и поет он потрясающе, и песни пишет, и в кино снимается, и в театре играет, и жена у него француженка — «Колдунья».

То, что Ирина не испытывала к Владимиру никакого пиетета определило их дальнейшие отношения. Она не заигрывала с ним, не пыталась понравиться, что видимо, и подкупило его. Ему было 37 лет.

Съемки длились девять месяцев и проходили в Москве и Юрмале. Высоцкий написал несколько песен для фильма («Разбойничья» и «Купола»). Эти песни Митта обещал ему включить в картину, и когда от них отказались из-за политической остроты, Высоцкий очень обиделся.

Ирина вспоминала, что Владимир Семенович водил ее по друзьям, они посещали выставки, он всячески опекал и покровительствовал. И делал подарки… В 1975 году трудно было достать импортную косметику, а Владимир Семенович преподнес Ирине французскую. Дарил пластинки, книги.

Девушка жила на стипендию — повышенную, между прочим, 33 рубля. Конечно, родители помогали. Но особо рассчитывать на их помощь не приходилось. Папа работал инженером, мама — учительницей, а в семье росли еще двое мальчишек.

На рынке в Горьком она купила себе ношеные джинсы «Levis» за 110 рублей и очень гордилась приобретением. Ирина хорошо всегда шила и это выручало.

Однажды, вернувшись с гастролей, Высоцкий зашел к Ирине в гримерную и подарил красивую кофточку со словами: «Потому что я купил тебе кофточку, потому что я люблю тебя, глупая». Мазуркевич не знала этих стихов и смутилась.

«Честно говоря, я не могла по-настоящему оценить его творчество. Понять масштаб личности, дар большого поэта. Знаю только, что ему нужен был человек, который находился бы рядом и слушал», — призналась она.

Когда они снимались, он нередко приглашал Мазуркевич на «Таганку» на свои спектакли — «Гамлет», «Добрый человек из Сезуана». Высоцкий ненавязчиво передавал небольшие посылочки через Кирилла Ласкари — вещи, книги, приглашения в театр.

Едва Ирине исполнилось 19 лет, как она влюбилась. Ее избранник был на 21 год старше и женат. А случилось это так… Ирина заканчивала обучение в Горьковском театральном и к ним из Ленинграда приехал Игорь Петрович Владимиров, главный режиссер Театра Ленсовета.

Он увидел Мазуркевич в выпускном спектакле «Много шума из ничего» и тут же пригласил ее в свою труппу. Шутя он сказал: «Ты до сорока лет девочек будешь играть!» Ирине было очень лестно, что ее пригласили в популярный театр с такой звездной труппой: Алиса Фрейндлих, Михаил Боярский, Леонид Дьячков, Алексей Петренко, Анатолий Равикович. Театр был на пике популярности.

Так Ирина попала в город на Неве. Долго жила в общежитии, пока не получила от театра комнату на Гороховой. Первоначально Ирине приходилось играть и в массовках. Она даже по очереди с Ларисой Луппиан танцевала блоху в спектакле «Левша», а также изображали на заднем плане народ.

Ирина встретилась с Анатолием Равиковичем в театре. Как любой новичок бросилась пересматривать весь репертуар. Вначале Мазуркевич из зрительного зала наблюдала за ним во время спектакля «Интервью в Буэнос- Айресе». Она смотрела и плакала от восхищения.

Потом они встретились на репетиции спектакля «Малыш и Карлсон». Тогда между ними проскочила искра. Она была в той самой импортной зеленой кофточке с белой полоской, которую во времена съемок фильма «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» ей подарил Высоцкий.

На новогоднем вечере в театре, когда Анатолий Юрьевич пригласил Мазуркевич на танец, Ирина наконец услышала слова о его чувствах. На что ответила: «А я знаю это. И вы мне тоже нравитесь».

Равикович в сорок лет играл «возрастные» роли в седых париках, с усами — Мармеладова, Санчо Пансу, Фирса в «Вишневом саде». Мазуркевич думала, что ему лет сто. Но когда увидела его озорные, молодые глаза, то влюбилась. У Равиковича была жена-актриса Елена Добрососедова и дочь Маша.

С женой Равикович прожил двадцать лет, они были однокурсниками, долго мыкались по провинциальным театрам, наконец устроились в Ленинграде, влезли в долги и купили долгожданную квартиру. В первом браке он и стирал, и убирал, и посуду мыл.

Он говорил себе, что смешон в роли ухажера, что никакой надежды на взаимность нет: «Ты стар, коротконог, у тебя лысина просвечивает. В отцы ей годишься!» и всячески отгонял мысли о возможном романе с молоденькой Ириной.

Анатолий Юрьевич так отчаянно боролся с нахлынувшими чувствами, что старался найти в Мазуркевич изъяны. «Да она же пьет!» — убеждал его внутренний голос. Надо сказать, что на театральных банкетах она действительно эпатировала публику. Могла набрать в рот водки, прополоскать ею горло, а потом проглотить не поморщившись. И это с такой ангельской внешностью!

Два года они скрывали свой тайный роман. Бродили по городу, ездили на трамвае, сидели на скамейках на Волковском кладбище, гуляли по набережным. Равикович был дружен с Алисой Фрейндлих. Фрейндлих тогда рассталась с Владимировым и вышла замуж за Юрия Соловья, артиста их театра.

Они часто бывали на даче Алисы Бруновны в Комарово. Равикович принял решение уйти из семьи в двенадцатиметровую комнатку Ирины. Ирина никогда не требовала от любимого развода. Спустя какое-то время он сам все решил и переехал к ней с одним чемоданом.

Летом 1980 года они поженились. Быстро расписались в ЗАГСе и поехали к Алисе Фрейндлих домой праздновать. На свадьбе не обошлось без казусов. На глазах Ирины Равикович любезничал с одной гостьей и поцеловал ей руку. Мазуркевич устроила сцену ревности, безутешно рыдала и заперлась в ванной. Ей было себя безумно жаль.

Позже Ирина узнала, что Высоцкий в это время умирал в своей квартире на Малой Грузинской. Она вспомнила, как герой Высоцкого, арап Петра Великого, говорил ее героине в фильме: «Наташенька, счастье мое, никому тебя не отдам до самой смерти». Мистика какая-то… Утром позвонил Кирилл Ласкари и сообщил, что Высоцкого не стало.

В 1981 году у супругов родилась дочка Лиза. Равикович в это время снимался в сцене на катке в «Покровских воротах». А в июне следующего года они с полугодовалой Лизой отправились на гастроли в Красноярск.

В 22 года Ирина Мазуркевич была уже настоящей звездой. Ее фильмография насчитывала несколько интересных работ, которыми каждый актер может гордиться. До сих пор ее визитные карточки — «О бедном гусаре замолвите слово» и «Трое в лодке, не считая собаки».

Анатолий Равикович — актер, сочетающий в себе и комедийный дар, и трагический, и лирический. Жаль, что в кино актер был мало востребован и зрителю, в основном, запомнился как Лев Евгеньевич Хоботов из «Покровских ворот», а всего на его счету более 40 ролей в кино, сам Анатолий Юрьевич кино недолюбливал, считая, что оно для него — не творческая работа, и больше любил работу в театре.

В 1988 году Мазуркевич с мужем перешли на работу в Театр комедии по приглашению главного режиссера Юрия Аксенова.

В девяностых кризис в отечественном кинематографе привел к тому, что карьера Ирины была поставлена на паузу. Да, были несколько фильмов, но они не спасали положения. Да и в театре практически не было работы.

Тогда Ирина надевала шапочку и темные очки и подрабатывала частным извозом. Поначалу ей было очень непривычно, но когда в первый рабочий день она получила столько, сколько в театре за месяц, поняла, что ее семья голодать не будет.

Анатолий Юрьевич, кстати, прекрасно готовил и его коронным блюдом была фаршированная рыба. Еще он был страстным грибником. В Комаровском доме творчества он научил всех собирать молодые дождевики и вкусно их готовить.

Они прожили вместе 32 года и прошли разные этапы совместной жизни. Поначалу их отношения были как у дочки с папой. А потом они поменялись ролями: Ирина стала его мамой, а он ее вторым ребенком.

У Анатолия Юрьевича давно было больное сердце, с возрастом это усугубилось. Ирине многое пришлось взвалить на свои плечи. Она сама строила дачу, покупала доски, кафель, выясняла отношения с прорабом. В интервью для телепередачи Равикович сказал: «Я просыпаюсь каждый день в страхе ее потерять». В 1995 году он перенес первый инфаркт, а за год до ухода — клиническую смерть.

«Часто спрашивают, как уживались две яркие творческие личности. Но я всегда знала, что он талантливее, умнее. А он, как настоящий мужчина, во многом мне уступал, никогда не спорил по мелочам. Так что у нас просто не было почвы для выяснения отношений» — говорила Ирина Степановна.

Сегодня 62-летняя Ирина Мазуркевич снимается редко и часто отказывается от предлагаемых ролей. Современное кино не притягивает актрису ни сюжетами, ни содержанием. Она продолжает играть в спектаклях в Театре комедии, а свободное время проводит на даче.

У актрисы двое внуков — Матвей и Ева. Анатолия Равиковича не стало в 2012 году. Ирина Степановна общается с его дочерью от первого брака и бывшей женой.

У Ирины Степановны хранится видеозапись, где Анатолий Равикович с внуком на даче играет. Держит Матвея за руки и поет смешную еврейскую песенку:

Отчего ты, Хая, тощая, сухая?

Оттого, что Йося взял меня и бросил.

Отчего ты, Йося, взял ее и бросил?

Оттого, что Хая тощая, сухая…

Дед и внук заливисто хохочут…

Оцените статью
Актриса Ирина Мазуркевич: встреча с Высоцким в 16 лет и запретная любовь с женатым Анатолием Равиковичем
Звездные отечественные актрисы возраста 30+, но все ещё не ставшие мамами — фото