Как живет Юозас Будрайтис после СССР: Почему мечтал играть русских «главный европеец советского кино»

Он сыграл около ста ролей в кино и сериалах, причём и сегодня, несмотря на весьма почтенный возраст, он время от времени радует поклонников новыми работами. В советское время Юозас Будрайтис чаще всего играл иностранцев, снимался очень много, но при этом всегда оставался одиночкой, даже не входил в штат ни одной киностудии, за что даже рисковал получить статью за тунеядство.

Актёр не любил игру и предпочитал играть самого себя, раскрывая себя и свой потенциал в каждой новой роли, благодаря чему и стал одним из самых успешных советских актёров. А после большая страна, в которой он жил, распалась.

Запах детства

В одном из своих интервью Юозас Будрайтис говорил о том, что у него с детства было обострённое восприятие жизни. Его всё трогало за душу, он мог расплакаться лишь оттого, что маме было тяжело или она из-за чего-то расстраивалась. У него слёзы были всегда очень близко, что самого Юозаса довольно сильно огорчало.

Трудно было представить, что простой сельский мальчишка, привыкший пасти скот, дорастёт до звезды всесоюзного масштаба. Сразу после войны семья перебралась из родного села в Клайпеду, однако прожили там всего пару лет, после пришлось снова бежать в село, спасаясь от принудительной депортации.

Мама будущего актёра даже в деревне, разводя кур и свиней, соблюдала установленную ещё до войны традицию пить кофе ровно в пять часов вечера. Это была своеобразная точка опоры для всей семьи: что бы ни случилось, чем бы ни были все заняты, к 17:00 все приходили пить кофе.

Возможно, именно в маму и пошёл Юозас Будрайтис, умевший в любой ситуации оставаться самим собой, как мама, происходившая родом из дворян, даже в селе оставалась аристократкой. Она после войны вязала вещи знакомым на заказ, работала на консервном заводе и в психиатрической клинике, но голубая кровь чувствовалась в ней всегда.

Отец сначала служил на фанерном заводе, а после стал обучать ремеслу валяния валенок людей из общества слепых. Юозас проводил у отца на работе много времени, он тоже без дела не сидел, читал подопечным папы вслух книги и даже перекладывал их на азбуку Брайля, которую специально для этого освоил.

А в 16 лет он сопровождал двух слепых людей на лечение в Одессу в клинику Филатова. Общение с незрячими пошло Юозасу Будрайтису на пользу, он понял: люди могут получать удовольствие от жизни в любых условиях, но у каждого есть свой кусок несчастья, который он несёт.

В школе Юозас Будрайтис учился неплохо, вот только поведение всегда страдало. Он подшучивал над учителями, перелазил через высоченные заборы и на спор переплывал реку в самом широком месте. По словам актёра, он не умещался в собственном эмоциональном мире.

А вот проявлений в раннем возрасте каких-то особенных талантов он не помнит, хоть и мог посоперничать с ровесниками в плане культурного развития. В школьных постановках участвовал, однако больше ради развлечения. К тому же Юозас Будрайтис стеснялся своего высокого роста, а на сцене ему было гораздо комфортнее.

Судьбоносная встреча

Мысли о том, чтобы стать актёром, Юозаса Будрайтиса никогда не посещали. Он вообще не слишком задумывался о том, кем стать, и пошёл по пути наименьшего сопротивления, решив воплотить мечту отца. Папа очень хотел видеть сына юристом, в идеале – успешным адвокатом, вот сын и стал готовиться к поступлению на юридический факультет университета.

Ко всему, что делал Юозас Будрайтис, он подходил основательно, даже во время службы в армии повторно сел за школьную парту в вечерней школе, чтобы не забыть программу и успешно сдать вступительные экзамены. Студентом он стал с первой же попытки. В университете участвовал в студенческих спектаклях, даже однажды случайно снялся в кино, но на его планы это никак не повлияло.

А после в его жизни появился режиссёр Витаутас Жалакявичюс, предложивший Юозасу Будрайтису сняться в фильме «Никто не хотел умирать». По словам актёра, окажись рядом с ним в тот момент другой режиссёр, не было бы его перехода в другую профессию.

Просто Жалакявичюс оказался настолько интересным человеком с необычным взглядом на мир, с собственным мнением и ярким талантом, что Будрайтису захотелось встретиться с ним снова.

Однако Юозас был уверен: любое начатое дело необходимо доводить до конца, поэтому он не только получил диплом, но даже успел поработать по специальности. А когда ему снова предложили сниматься в кино, в этот раз в главной роли в фильме «Девушка в чёрном», он согласился практически без раздумий.

Позже были новые и новые роли, а Юозас Будрайтис всё надеялся на то, что судьба его сведёт с Жалакявичюсом. И однажды он всё же дождался, снялся у него в фильме «Вся правда о Колумбе», потом ещё в картине «Это сладкое слово – свобода!». Так одна встреча перевернула привычный мир Юозаса Будрайтиса, увела его из юриспруденции в мир искусства. Но он ни разу об этом не пожалел.

А его слова о том, что в каждой роли он играет самого себя, были отчасти правдой. Его называли «великим европейцем советского кино» с полным правом, ведь ему очень часто приходилось воплощать на экране образы иностранцев.

Правда, сам он куда больше хотел бы предстать в кино простым русским мужиком, забытым заблудшим бродягой или же одиноким ковбоем. К сожалению, такие роли ему почти не доставались.

Актёрское образование он получать не стал, однако был настолько органичен в самых разных образах, что не поверить ему было просто невозможно.

Юозас Будрайтис сотрудничал не только с прибалтийскими режиссёрами, он снимался у Григория Козинцева, Родиона Нахапетова, Льва Кулиджанова, Андрея Звягинцева и других известных режиссёров. Причём удивительным образом ему всегда удавалось оставаться вне штата любой киностудии.

В советское время это, как известно, было чревато возможными обвинениями в тунеядстве, однако спасался он заключением договоров, а после вступил в Союз кинематографистов, чтоб уже никаких вопросов к нему не возникало. Даже после распада Советского Союза он какое-то время продуктивно снимался в России.

Новая реальность

Когда в 1990-е страну начал сотрясать политический кризис, в результате которого Советский Союз благополучно прекратил своё существование, Юозас Будрайтис решил заняться бизнесом. Он создал кооператив и занялся торговлей изделиями народных промыслов, однако очень быстро понял, что никакого энтузиазма у него это дело не вызывает.

А когда актёру предложили работу в МИД Литвы, он согласился, тем более что курировать ему предстояло вопросы культуры. Назначение своё атташе по культуре при посольстве в Москве актёр и вовсе принял с радостью. На этой должности он прослужил полтора десятилетия, совмещая основную работу со съёмками в кино.

Как только ему поступало предложение о съёмках, он тут же вместе с режиссёром составлял график таким образом, чтобы кино не мешало основной его работе. Поэтому создателям фильмов приходилось подстраиваться под Юозаса Будрайтиса, потому что он работал на съёмочной площадке исключительно в свои выходные, да ещё в отпуске.

В 2011 году он уволился с должности атташе, однако на съёмки в Россию прилетал ещё не раз. Потом в Москве актёр бывать перестал, снимался в Прибалтике, а в 2020 году появился в одном из эпизодов сериала «Ход королевы».

По словам Юозаса Будрайтиса, съёмочный процесс раньше был неторопливым и вдумчивым, он успевал и пофотографировать в перерывах (он ещё с 1960-х годов увлекается фотографией, его выставки проходят периодически в разных странах), а ещё познакомиться и подружиться с разными людьми.

В современных реалиях это невозможно, всё делается стремительно, с листа, времени на раздумья практически нет. Даже текст выучить порой не удаётся, и его вешают перед актёром.

С другой стороны, в современной жизни Юозас Будрайтис видит свои плюсы: он может путешествовать, ездить куда угодно без ограничений. У него есть две любимые страны: Италия и Англия. Италия ему просто нравится, а Англия — её полная противоположность, но в Лондоне живёт дочь актёра Юстина, там она изучала психологию, а теперь работает по специальности.

Естественно, актёр любит бывать в этой стране, правда, ему нравится не шумный Лондон, а уютная английская провинция. Сын Юозаса Будрайтиса Мартинас всегда был влюблён в театр, ему нравилась царившая там атмосфера, запах кулис, суета перед спектаклями.

Но при этом профессия актёра его не привлекала абсолютно. Зато он смог стать успешным менеджером и теперь занимает пост директора театра и параллельно занимается организацией и осуществляет общее руководство театральным фестивалем.

Юозас Будрайтис вот уже много лет живёт со своей единственной женой Витой и уверяет, что любит её ничуть не меньше, чем в юности. Актёр вполне доволен своей жизнью, он считает, что ему многое удалось сделать из того, о чём он, простой сельский мальчишка, больше всего любивший запах свежеиспечённого хлеба, не мог даже мечтать.

Конечно, иногда Юозас Будрайтис грустит и печалится, но это больше оттого, что тоскует он по безвозвратно ушедшей молодости и о друзьях, с которыми сейчас невозможно уже поговорить, вспомнить, помолчать.

Чиста и совесть Юозаса Будрайтиса перед самим собой, он старался жить честно, не обижать людей, не превозноситься над ними. Каждая его роль была исповедью, и он не лгал ни себе, ни своим зрителям. Наверное, за это его любили в прошлом, продолжают любить и сегодня.

Юозас Банионис был одним из тех, кого во времена СССР называли советскими иностранцами, интерес к судьбам которых не угас до сих пор.

Оцените статью
Как живет Юозас Будрайтис после СССР: Почему мечтал играть русских «главный европеец советского кино»
Ирина Леонова: расставание с Петренко и Цыгановым, семеро детей и новая жизнь. Чем сейчас занимается актриса