Инга Артамонова: «умри, лапочка моя». Любовь и смерть под надзором КГБ

Ее судьба была удивительна и печальна. И в конечном итоге привела к трагедии.

Инга Артамонова 4 раза поднималась на высший пьедестал чемпионата мира по конькобежному спорту. Благодаря своему спортивному таланту, упорству и настойчивости, она, еще при жизни стала легендой.

В спорте она добилась всего, о чем только можно мечтать, а вот личная жизнь у Инги не сложилась. Она полюбила человека, с которым ей запрещали встречаться, а брак с Геннадием Ворониным привел к страшной трагедии. Муж ударил ее ножом прямо в сердце, на глазах у родственников…. А теперь обо всем по порядку.

Жить несмотря ни на что

Инга родилась за пять лет до войны, в столице. Семья была самой обыкновенной, весьма далекой, от каких либо спортивных достижений. Ее детство было трудным и голодным, поэтому это отразилось на здоровье девочки. Она росла очень слабым ребенком, часто болела, а на второй год войны врачи диагностировали у Инги туберкулез.

Тогда это можно было прировнять к смертному приговору. Врачи не давали положительных прогнозов и считали, что девочка обречена. Но Инга выкарабкалась, отчаянно цепляясь за жизнь, и со временем страшная болезнь стала отступать.

После того, как закончилась война родители, желая укрепить здоровье дочери, отдали ее в спортивную секцию. Хотя сама Инга всегда мечтала танцевать в балете. Но в школу балетного танца ее не приняли. Там были очень строгие правила отбора, и Инга просто не подошла.

Коньки

Инга жила с родителями рядом со стадионом «Динамо». Поэтому не стоит удивляться, что Инга с братом рано научились кататься на коньках, и все свободное время проводили на катке. Но тут опять вмешались врачи и настояли, что раз уж девочка так любит спорт, то пусть лучше занимается академической греблей.

Это очень хорошо укрепит ее легкие и даст дополнительное развитие грудной клетке. Инга не спорила, и вскоре трудолюбивая и упорная девушка добилась здесь значимых результатов. Еще в школе она стала мастером спорта и два раза становилась золотым призером на всесоюзном чемпионате.

Ее успехи были такими впечатляющими, что она вполне могла рассчитывать на место в сборной СССР, чтобы защищать честь страны на международном уровне. Но все дело было в том, что Инга так до конца и не смогла полюбить гребной спорт.

Прошло несколько лет, и она решила оставить греблю и вновь вернуться на лед, так как именно коньки были ее настоящей страстью. Ее пытались отговорить, убеждая, что в конькобежном спорте она многого не добьется. Но Инга не стала слушать тренеров, а твердо стояла на своем. Она решила идти туда, куда зовет сердце, вопреки мнению окружающих.

Легенда спорта

Вначале ни один тренер не хотел работать с Ингой. Все полагали, что у нее нет перспектив. Прежде всего, вызывал сомнение ее высокий рост – 177 см. А в конькобежном спорте это очень значимый показатель, так как считалось, что чем выше спортсмен, тем меньшую скорость он сможет развить.

Поначалу она и вправду не могла показать хороший результат. Но Инга никогда не сдавалась. Она тренировалась с упорством обреченного, и прошло совсем немного времени и об Инге Артамоновой заговорили как о новой звезде в мире конькобежного спорта.

В 1955 году она стала первой на чемпионате в Москве по конькобежному спорту. Прошел год, и она уже сдала норматив мастера спорта и стала абсолютной чемпионкой СССР, установив новый мировой рекорд. Когда ей исполнилось 20 лет, то завоевала титул абсолютного чемпиона мира, а через год подтвердила этот высокий спортивный титул.

Любовь под запретом

Инге было 22 года, когда в Швеции, на очередном чемпионате мира, она познакомилась с мужчиной, в которого сразу влюбилась. Это был швед по фамилии Бенгт, который входил в состав оргкомитета. Он был очень обаятельным и быстро расположил, а потом и влюбил в себя, советскую спортсменку.

Первое время она скрывала отношения. А один раз, когда вся сборная пошла в кино, она потихоньку улизнула из кинотеатра и всю ночь провела с любимым. Но когда вечером пришла обратно в гостиницу, то там ее уже ждал сотрудник КГБ.

Она пыталась оправдаться, но все было напрасно. Для спортсменки из СССР такое поведение было просто недопустимым. Все кончилось тем, что Инге на несколько лет был запрещен выезд за границу. В результате чего спортсменка пропустила Олимпиаду 1960 года.

Все это время за ней пристально наблюдали, строго запретив встречаться с гражданином иностранного государства. Дело доходило даже до прямых угроз тюремного заключения. Только мать Инги знала, как тяжело и тоскливо дочери. Она говорила, что готова идти за любимым пешком, но постепенно смирилась со своей участью. Писать ему она не могла, а его письма к ней не доходили.

Брак со слезами

Когда Инга после Швейцарии вернулась обратно в Советский Союз, то она постоянно чувствовала слежку за собой. На нее несколько раз писали доносы, и ей было предложено жить в квартире, где одну из комнат занимал Геннадий Воронин, который тоже был конькобежцем. Правда, практически неизвестным.

Это было очень странно, особенно тогда. В одной квартире жили мужчина и женщина, которые были практически не знакомы друг с другом. Да и сама квартира находилась в многоэтажном доме, который специально выстроили для сотрудников КГБ.

Уже потом появились версия, что Воронина специально назначили следить за Ингой, чтобы он предупреждал соответствующие органы обо всех ее действиях. И если спортсменка задумает сбежать за границу – сразу доложил куда надо.

Кончилось все тем, что Инга сделала самую большую ошибку в своей жизни. Хотя решение это было не добровольным, а под давлением. Она вышла замуж за Геннадия Воронина.

Уже через месяц выяснилось, что муж не только был очень жестоким и малоприятным человеком, но и очень ревностно относился к достижениям своей жены. Это приводило его буквально в ярость. Дело дошло до рукоприкладства. Но бил ее муж так умело, что даже синяков не было. Поэтому факт рукоприкладства Инга доказать не могла.

Через несколько лет Воронин стал пить, и его исключили из клуба. Инга хотела развестись, но ей сказали, что спортсменам, не состоящим в браке, путь на международные соревнования закрыт. Поэтому она на время отложила развод. Окончательное решение развестись пришло в 1965 году, после очередных соревнований. Она сказала об этом мужу. Он вроде согласился…

Трагическая развязка

Трагедия случилась в первые дни нового, 1966 года. Инга обратилась к руководству клуба, чтобы они помогли с разменной квартиры. В ответ на это Воронин был приглашен на следующий день к председателю совета клуба на беседу. Наверное, это и послужило толчком к трагедии.

Инга уже несколько недель жила у матери. В тот день Воронин выпил бутылку вина и отправился к теще выяснять отношения. Инга, не предчувствуя надвигающейся беды, впустила Воронина в дом. Она спросила, зачем он пришел. Воронин произнес:

«Умри, лапочка моя»

После чего ударил Ингу ножом. Она была в состоянии эффекта. Вытащила нож из груди, сумела дойти до другой комнаты, крикнула:

«Мама! Сердце!»

И упала на пол. В комнате в это время были брат, бабушка и мама. Они перенесли Ингу этажом ниже, где проживал врач. Была оказана вся необходимая помощь, но Ингу спасти не удалось. Она умерла в возрасте 29 лет, и была похоронена с большими почестями на Ваганьковском кладбище, в столице.

Несправедливость

Судебный приговор для Воронина был необычайно мягким. Хотя были свидетели убийства, он на суде себя выставил как жертва. Не сожалел о содеянном и все повторял, что был спровоцирован Ингой. И на каждом судебном заседании он повторял, как мантру: Инга чуть не предала Родину ради любовника.

В результате из умышленного убийства статья была переквалифицирована в убийство в состоянии эффекта. И Воронину вместо высшей меры дали 10 лет. Но потом и это наказание смягчили: в колонии он провел всего около двух лет, а остальные 8 лет на вольном поселении.

Когда он вышел из тюрьмы, то женился. В этом браке родился ребенок. В том, что произошло, он себя виновным не считал и всегда говорил, что не совершил ничего плохого.

Но настоящим наказанием для него стало презрение окружающих. На фоне этого он начал все больше пить. Иногда Воронин встречал старых знакомцев, пытался с ними поговорить и всегда искренне удивлялся, что они его игнорируют и даже руки не подают.

Он умер, не дожив всего два месяца до 70-ти лет, хотя последние годы очень много пил…

А Инга Артамонова навсегда останется в памяти любителей спорта, как выдающийся спортсмен советской эпохи.

Оцените статью
Инга Артамонова: «умри, лапочка моя». Любовь и смерть под надзором КГБ
«Вообще не похожа на Алферову»: внучка Ирины не унаследовала красоту знаменитой бабушки