Нина Сазонова. «Прибежит побитая. Усажу за стол, а она: -У тебя еще котлетки есть? Отнеси Мишеньке…»

У режиссера фильма “Живет такой парень” Василия Шукшина спрашивали: «Тетка Анисья, простая деревенская женщина. Как же вы научили ее так играть?» Нина Сазонова считала это лучшей похвалой.

А когда исполнила песню “Стою на полустаночке” в многосерийном фильме “День за днем”, она словно нашла ключик ко всем сердцам. Ее исполнение называли особенно проникновенным.

Но, конечно, визитной карточкой Нины Сазоновой стала главная роль в фильме “Женщины”. Миллионы зрителей приходили смотреть на правильную, честную Катю Беднову, которая воспитала идеального сына. Верили, что в жизни актрисы все так же, как в кино. И мало кто знал, в каком аду она жила.

Первая военная зима. Фронтовая концертная бригада Театра Красной Армии шла из одной части в другую ночью через лес. Их вел лейтенант. Местность была заминирована, поэтому требовалось идти след в след.

Вдруг Нина Сазонова оступилась и услышала под ногой щелчок. -Стой! Не шевелись! — скомандовал лейтенант. — Это прыгающая осколочная мина. Если двинешься, все погибнем. Я провожу группу и вернусь за тобой с саперами.

Нина не могла произнести ни слова. Она стояла и смотрела туда, куда ушла группа. Замерзла. Казалось, никто уже не придет. Мелькала мысль: может, сделать шаг и покончить с этой мукой… Но за ней все же вернулись и спасли. Годы спустя ощущение, что она вновь стоит на мине, не раз возникало в жизни Нины Сазоновой.

Когда в 1966 году на экраны вышел фильм “Женщины”, он сразу стал одним из лидеров проката. С тех пор, куда бы Нина Сазонова не приезжала, ее везде встречали как родную. История Кати Бедновой была похожа на судьбу самой актрисы, которая тоже в одиночку воспитывала сына.

Друзья и коллеги не могли понять, почему Сазонова не выходит замуж, отвергает поклонников. Ведь все годы жизни она пользовалась успехом у мужчин. И все же Нина оставалась одна.

Еще в 1938 году она влюбилась. И не в кого-нибудь, а в статного красавца Андрея Попова. Годы спустя он покорил женщин, сыграв в шекспировской комедии “Укрощение строптивой”.

Актерское образование Нина получила в студии при Театре Красной Армии. Руководил ею главный режиссер театра, Лауреат трех Сталинских премий Алексей Попов.

Там же занимался его сын Андрей. Когда учеба закончилась, Нину приняли в труппу, а Андрей отправился служить срочную в Ташкентском театре как актер-красноармеец. Нина ждала его возвращения, мучительно искала способ открыть свои чувства.

Переживала: может ли надеяться на взаимность. Наконец Андрей вернулся. Нина была окрылена надеждой, как вдруг узнала, что Андрей без ума от студентки, которая учится на курсе его отца в ГИТИСе — Ирины Македонской. Та прежде танцевала в Большом театре, а затем поступила в режиссуру. На фоне изящной, воздушной Ирины Нина казалась себе деревенщиной.

Она выросла в провинциальном городке Кимры Тверской области. После школы работала счетоводом. Вскоре Андрей женился на своей избраннице. Нина была опустошена. Когда закончилась война, Нине было 28 лет. Актриса не испытывала недостатка в поклонниках.

Но ни один из них не выдерживал сравнения с Поповым. В 50-е тот стал много сниматься. Блеснул в роли Яго в “Отелло”. Эффектный, успешный, знаменитый. У Нины сжималось сердце всякий раз, когда она видела высокую фигуру Попова. Случайно Сазонова узнала, что у его жены не может быть детей.

С тех пор мысль о ребенке, которого она могла бы подарить своему избраннику, завладела Ниной. Попов был преданным мужем. Сазонова понимала: надеяться не на что. И как-то в минуты отчаяния согласилась выйти замуж за директора художественной галереи Александра Борисова, который ухаживал за ней настойчивее других.

Разочарование оказалось сокрушительным. Через полгода актриса ушла от мужа, несмотря на то, что была беременна. Всю свою нерастраченную нежность Сазонова обрушила на своего сына, посвящая ему каждую свободную минуту.

Рождение сына изменило Нину. Она словно обрела свою суть. Открыла истинное предназначение. Режиссеры, ощущая это, стали приглашать ее на роли женщин, которые олицетворяют материнское начало. Сюжет фильма “Женщины” во многом совпадал с жизненными коллизиями самой актрисы.

Как и в кино, ее единственный сын связал свою жизнь с женщиной, которая не вызывала у матери одобрения. Однако эти ситуации казались схожими лишь на первый взгляд.

-Мама. У меня к тебе серьезный разговор, — Михаил решительно подошел к матери.

-Что-то случилось?

-Наташа беременна.

Сазонова опешила и замерла. -Ну что же. Значит, женись.

-Но мне всего 16.

-Завтра же подавайте заявление в ЗАГС. Ты должен поступить как порядочный человек.

Молодые стали жить вместе с Сазоновой. Каждый день Нина мучилась, думая, не ошиблась ли она, вынудив сына жениться. Ни один из супругов не хотел взрослеть и брать ответственность на себя.

Со своей женой Миша не прожил и года. Молодые рассорились так, что сын запретил общаться и с бывшей невесткой, и с внуком. В том, что брак не удался, Миша винил мать: Зачем настояла, чтобы он женился. Миша начал играть в карты и стал заядлым игроком. Потом начал пить, не работал.

Когда несколько лет спустя Михаил решил жениться вновь, Нина Афанасьевна резко выступила против. Она идеализировала сына и считала его избранницу, женщину с ребенком, неподходящим выбором. Избранница вышла замуж за другого. Михаил выпивал, привычно винил во всем мать, злился на ее популярность.

Нина думала, может, это оттого, что на его долю не выпало тяжелых испытаний.

Когда-то Сазонова и сама была такой же: веселой, легкомысленной хохотушкой. В дуэте с подругой, актрисой Тосей Романовой, Нина выступала, исполняя народные песни и частушки. Жизнь казалась легкой и счастливой, как вдруг началась война.

Уже 24 июня 1941 года на перроне Белорусского вокзала труппа Театра Красной Армии вместе с главным режиссером Алексеем Поповым провожала на фронт первый эшелон.

Они видели, как люди стояли и плакали. Провожая мужей, сыновей.

Вместе с Тосей они подошли к Попову и заявили: -Алексей Дмитриевич. Как же нам в такой драматический день в сарафанах петь веселые частушки. Это так неуместно.

-Нет, девочки. Именно это и уместно. Вы пойте. И пусть наши солдаты запомнят это веселье и смех. Они пронесут его через всю войну и вернутся с Победой. Они будут стремиться туда, где их будет ждать такая радость.

С того дня вместо сцены у Сазоновой были лесные поляны и грузовики с откинутыми бортами. Они шли, что называется, с боями: затишье, концерт. Переезжая с одного места на другое, Нина увидела много такого, что забыть просто не смогла.

Весной 1942 года концертная бригада Театра Красной Армии добралась почти до Харькова. В мае оказалась в окружении. На глазах Нины Сазоновой во время авианалета погибла почти вся концертная бригада Театра Красной Армии. Казалось, шансов на спасение нет.

Неожиданно появился офицер части, где Нина с подругой Тосей только что выступали: -Девочки. Быстро запрыгивайте на танк, да держитесь крепче. Будем прорываться.

Нина вспомнила, как еще в начале войны поклонники-танкисты катали ее на броне и пристегивали армейским ремнем, чтобы она не упала.

Машинально Нина сделала так, как ее когда-то учили, и своей подруге велела. Та отмахнулась: -И так удержусь.

Танк несся, подпрыгивая на буграх. Когда въехали в лес, наконец, остановились. В люке показался офицер: -Все, девочки. Теперь вам выбираться самим. А где же вторая?

Нина, отстегнув ремень, спрыгнула с танка. Тоси не было. Больше Сазонова никогда не видела подругу и ничего о ней не слышала.

Нина осталась на оккупированной территории совершенно одна. Было неясно, куда идти и что делать. Добравшись до хутора, сразу услышала немецкую речь. Но Сазоновой повезло. Добрая женщина, к которой она постучалась, дала ей свою корову: —Бери. Все равно ее немцы пристрелят или себе заберут. Пройдешь с ней два оврага, корову отпустишь, она сама обратно придет.

При себе у Нины было удостоверение артистки Театра Красной Армии. Что было бы, если бы с таким документом схватили фашисты. Женщина переодела ее в свое платье. Пройдя немного с коровой, Нина отправилась в путь одна.

Днем находила разные укрытия, ночью шла, ориентируясь на звезды. Пока шла, подружилась со звездочкой. Куда она, туда и Нина.

Ни раз оказывалась на волосок от гибели. Однажды перед рассветом она долго искала укрытие. Забралась в стог сена. Когда фашисты уходили, они стали протыкать штыками стога. В тот раз штык прошел рядом с ней.

Из окружения Нина выходила несколько недель. Наконец встретила наших разведчиков, которые помогли перейти линию нашего фронта. Так как она пришла с оккупированной территории, ее испытания не кончились. Дальше ее судьбу решали сотрудники военной контрразведки.

Добравшись до Москвы, Нина в первую очередь бросилась в родной театр. Но ее там не узнали. Служитель на входе не пустил ее: высохшую, ободранную, с воспаленным лицом. И тогда она запела. Ну конечно! Так петь могла только Ниночка Сазонова! Служитель кинулся ее обнимать.

В 1971 году Нина Сазонова переживала пик успеха. Тогда вышел многосерийный фильм “День за днем”. О дружных жителях коммунальной квартиры. Актерский состав был звездным. Нине Сазоновой все равно удалось выделиться и создать особый образ.

Идеей добавить в фильм песню Нина заразила режиссера и сценариста. Сценарист Анчаров моментально написал стихи, которые идеально подходили к персонажу Сазоновой. А композитор Илья Катаев сочинил музыку. Так появилась песня “Стою на полустаночке”.

Сазонову приглашали на творческие встречи. Она излучала доброту, материнскую заботу и сердечность. У всех вокруг она вызывала желание сделать для нее что-то необыкновенно хорошее.

Единственным, на кого не действовала эта магия, был собственный сын. Даже от самых близких она скрывала, что Михаил стал поднимать на нее руку. Пока однажды после побоев не пришлось спасать изувеченную кисть.

-Наоборот, она защищала его все время. Даже когда он сухожилие ей выгрыз просто. Он пытался ее душить.

-Извините, — говорю, — разве можно такое умалчивать.

Она полтора месяца лежала в больнице. Там стоял вопрос, как бы руку не ампутировали.

Сергей Комаров. Заслуженный артист РФ. Аккомпаниатор Нины Сазоновой.

Приступы ярости случались внезапно. И как только Нина Афанасьевна видела, что Михаил вот-вот бросится на нее, замирала. Точно как много лет назад, когда стояла на мине и боялась пошевелиться.

Сазонова спасалась бегством в театр или к соседке напротив.

Соседка вспоминала: Прибежит в середине ночи побитая. Усажу ее за стол. -Нина Афанасьевна. Я котлетки приготовила. Покушайте.

А она ест, и кусок ей в горло не лезет. -Люба. У тебя есть еще две котлетки? Отнеси Мишеньке.

И это в минуты, когда она должна была бы его ненавидеть и проклинать, она думала, как бы его накормить.

Постоянные побои не прошли бесследно. Ее здоровье ухудшилось. Печальнее всего было то, что подводила память.

Театр продолжал помогать даже после ее выхода на пенсию. Коллеги, каждый по-своему, пытались защитить свою постаревшую звезду. Предлагали переехать от сына. Были готовы дать отдельную квартиру. Она ни в какую.

Ей казалось, что с Мишей просто надо поговорить. Такая ложная мечта ее преследовала всегда: поговорить, а на другой день он исправится.

-Ей предлагали даже посадить его на какое-то время. Он совсем распоясался. Когда я с ним поговорил по-мужски, он отлучил меня от квартиры. Даже документы подготовили, чтобы его изолировать. Но Нина Афанасьевна ни в какую: -Какая же я мать, если сына предам.

Мы только руки развели. Ну что сделаешь.

Сергей Комаров. Заслуженный артист РФ. Аккомпаниатор Нины Сазоновой.

Новый 2002 года актриса встречала с сыном. Позвать кого-то в гости он, как всегда, не разрешил. Михаила приводили в бешенство телефонные звонки с поздравлениями. Коллеги и поклонники все еще не забывали мать.

-Сережа. Ради Бога, не звони. Он как чувствует, что ты звонишь. Это скандал на два дня.

Сергей Комаров.

Буквально через час после полуночи разгорелся скандал. При этом никто не присутствовал, но, по-видимому, им овладела такая ярость, что он избил мать до беспамятства. Когда Михаил проснулся утром и увидел мать лежащей на полу, решил, что убил ее.

В ужасе от содеянного, от сознания неминуемой расплаты он открыл дверь на балкон и шагнул через перила. Они жили на 11-м этаже.

Дверь балкона осталась открытой. Нина Афанасьевна осталась лежать на полу в прихожей. Сын, лежащий под окнами, не мог остаться незамеченным. Замок взломали, Сазонову увезли в больницу.

Прошло 2 года. Нина Афанасьевна провела эти годы в интернате. Ей не докучали вопросами. Все вокруг знали: после страшного инцидента актриса потеряла память и даже не знает о смерти единственного сына. Но это было не так.

Она прекрасно знала и говорила самым близки, что знает, что Мишеньки нет. Просто ей было легче, когда все вокруг думали, что она не помнит, и не будоражили память.

1 марта 2004 года она пришла в себя в больнице. Накануне ее привезли сюда из-за приступа. Нины Сазоновой не стало ночью.

Постскриптум

Как-то раз Нина Сазонова и ее коллеги проводили творческую встречу в отдаленном гарнизоне. Актриса спела, а потом сказала: -Спасибо ребята. Но мне будет дорого, если вы сейчас, когда вернетесь после концерта в казарму, напишете письмо или хотя бы открыточку своей маме.

Наутро командир части вышел проводить актеров и попросил захватить с собой в город два полных мешка. Это были письма, которые солдаты написали своим матерям.

Оцените статью
Нина Сазонова. «Прибежит побитая. Усажу за стол, а она: -У тебя еще котлетки есть? Отнеси Мишеньке…»
Кем работали в изгнании последние Романовы