Инна Бурдученко: трагедия на съемках и неожиданное продолжение истории

Студентка Театрального института им. Карпенко-Карого Инна Бурдученко была и красива, и талантлива. Уже будучи студенткой третьего курса она сыграла главную роль в фильме «Иванна», который в 1960 году входил в число лидеров проката и демонстрировался не только в СССР, но и за рубежом.

Фильм рассказывал о сотрудничестве священников-униатов с гитлеровцами на Украине. Монахиня Иванна, главная героиня фильма, видя, как ее собратья по вере благословляют немцев на зверства, от веры отрекается и уходит к партизанам, за что ее казнят гитлеровцы.

Директор фильма Георгий Чужой и режиссер Виктор Ивченко вспоминали, как впервые увидели Бурдученко в коридоре театрального института. По их словам, начинающая актриса покорила своим практически «иконописным» лицом.

Бурдученко сразу же пригласили на пробы, и актриса превзошла все ожидания. Она понимала режиссера буквально с полуслова, чувствовала, как нужно повернуться в кадре, как нужно посмотреть, как наклонить голову. Режиссер был в восторге. По его словам Инна не сыграла роль, она ее действительно прожила.

В декабре 1959 года состоялась премьера «Иванны», а уже в начале следующего года фильм купили 17 стран. На актрису буквально посыпались предложения от режиссеров, причем, не только отечественных, но и зарубежных. Да и в личной жизни актрисы все пошло на лад – вскоре после премьеры фильма она познакомилась с мотогонщиком Кирилюком, за которого вскоре вышла замуж.

А между тем в Польше фильм вызвал возмущение архиепископа-митрополита Вышиньского, который фильм «богопротивным» и запретил его смотреть своей пастве. Вскоре о решении Вышинсьского стало известно и в Ватикане. Папа римский Иоанн XXIII решил лично посмотреть картину и пришел в неописуемый гнев. В итоге создателей картины и снимавшихся в «Иванне» актеров он предал анафеме, как и сам фильм.

Инну Бурдученко, сыгравшую главную роль, понтифик упомянул особо, сказав, что вскоре ей нужно ждать «кары небесной». Об этом написала крупнейшая итальянская газета Corriere della Sera.

В июне этого же года режиссер Анатолий Слесаренко пригласил актрису на роль в фильме «Так никто не любил». Бурдученко должна была сыграть попавшую в религиозную секту комсомолку Христину.

Виктор Ивченко, снявший «Иванну» отговаривал Инну, мол, роль похожа на предыдущую и для успешной карьеры такой повтор будет лишним. Однако Бурдученко была на третьем месяце беременности и справедливо полагала, что вскоре ей будет не до ролей, нужно сниматься, пока есть возможность. Это решение в итоге стало роковым – в июле 1960 года произошла трагедия.

Съемки фильма «Так никто не любил» проходили под Сталино (сегодня это Донецк). По сюжету героиня Бурдученко должна была вынести из пылающего здания знамя. Для съемок нашли заброшенный барак, облили стены горючим и подожгли. Оператор Сергей Ревенко снял все с первого же дубля, однако, режиссер требовал снимать еще. Второй дубль также был быстро и качественно отснят.

Но режиссер Слесаренко не унимался, он начал спорить с оператором, крича, что нужно отснять и третий дубль. Оператор был категорически против – слишком опасно все это было.

Партнер Бурдученко по съемкам актер Георгий Епифанцев умолял актрису не входить в пылающий барак. Однако та уже шагнула в объятое пламенем здание, откуда уже сама выбраться не смогла. Каблук туфельки зацепился за щель в дощатом полу, и в эту секунду сверху рухнула пылающая балка.

Актрису вынес из горящего барака шахтер Сергей Иванов, который снимался в массовке. Бурдученко тут же отправили в больницу Сталино. Однако врачи только разводили руками – не тронутым пламенем осталось только лицо, и прогнозы были самыми плохими.

Лечение актрисы под личный контроль взяла министр культуры Фурцева, которая распорядилась предоставить Бурдученко лучше препараты и лучших врачей. Однако ничего не помогло. Бурдученко не стало спустя две недели.

Режиссера Слесаренко осудили и приговорили к пяти годам лишения свободы. Также ему на пять лет запретили заниматься режиссурой. Однако спустя три года он вышел как фронтовик по амнистии и стал снимать документальное кино.

Что касается фильма, который стал роковым для Инны Бурдученко, то его было поручено доснять режиссеру Сергею Параджанову. Фильм получил новое название – «Цветок на камне». Супруг Инны Игорь Кирилюк пережил ее и их нарожденного малыша всего на три года – разбился на мотоцикле.

Казалось бы, прошло время, и страсти вокруг той страшной трагедии поутихли. Однако эта история получила неожиданное продолжение.

В 1986 году в «Литературной газете» была опубликован статья-расследование под названием «Человек с чемоданом». Журналистка Галина Силина провела собственное расследование и выяснила такие факты о режиссере Слесаренко, от которых у многих волосы встали дыбом.

Как оказалось, все свои фронтовые подвиги Слесаренко… придумал. А точнее, присвоил себе факты из реальной биографии погибшего знакомого. А пока другие воевали, отсиживался в Черниговской области у родни. Но и это еще не все!

Во время оккупации он работал в театрах, организованных фашистскими захватчиками, и даже был ими премирован за «отличную работу». После этого Слесаренко с позором исключили из Союза кинематографистов и уволили с киностудии.

После расследования Галины Силиной у многих возникла мысль, а случайностью ли была трагедия на киносъемках? Инна Бурдученко свою первую роль сыграла в фильме «Иванна». В фильме, который обличал коллаборационистов. А виновником ее гибели стал человек, который, как выяснилось, сам сотрудничал с оккупантами…

К сожалению, всех фактов о темном прошлом Слесаренко выяснить не удалось, и что он скрывал, неизвестно по сей день. Как и то, что же на самом деле произошло в тот роковой июльский день 1960 года.

Оцените статью
Инна Бурдученко: трагедия на съемках и неожиданное продолжение истории
Выскочили замуж за своего продюсера: 10 звёзд, которые хорошо устроились