Ада Роговцева — известная советская актриса, воплотившая на экране немало ярких ролей. Как сложилась личная жизнь актрисы? Почему ее могли отчислить из института? Как Роговцева пережила две страшные трагедии? Наконец, как дочь НКВДшника, ярая коммунистка и активистка стала сторонницей идеологии Степана Бандеры и ненавистницей всего русского?
Дочь НКВДшника
16 июля 1937 года в городе Глухове Сумской области УССР родилась девочка, которой дали имя Ада. Родители новорожденной были убежденными коммунистами.
Папа, Николай Иванович Роговец, смог получить сразу два высших образования, затем устроился на работу в НКВД. Мама, Анна Митрофановна Роговец, урожденная Зайковская, окончила сельскохозяйственный институт и трудилась агрономом.
В годы войны Николая Ивановича призвали в армию, где ему досталось весьма теплое место — в охране Никиты Сергеевича Хрущева, который в ту пору был членом Военного совета фронта.
После войны семья Роговец поселились в Киеве, где жила вплоть до 1948 года, когда Николай Иванович получил назначение в Полтаву.
В Полтаве Ада окончила среднюю общеобразовательную школу, и поехала в Киев исполнять свою детскую мечту — стать актрисой.
Роман с учителем
В 1954 году Роговец подала документы в Киевский институт театрального искусства им. И. Карпенко-Карого. Курс набирал артист и педагог Константин Степанков (настоящая фамилия — Волощук).
Степанкову в ту пору было 28 лет, он был женат, имел ребенка. Константин был поражен талантом 17-летней девушки и с удовольствием принял ее в свою мастерскую. По настоянию педагога Роговец сменила фамилию на более изящную — Роговцева.
Преподаватель назначил себя куратором талантливой ученицы, всегда выделял ее среди других студентов.
Несмотря на то, что Степанков болел туберкулезом и сильно пил, Ада влюбилась. Между студенткой и преподавателем начался тайный роман. Если бы кто-то узнал об этих отношениях, Аду бы отчислили, а Степанкова уволили с работы и посадили в тюрьму.
В 1958 году Аде исполнился 21 год, и она поняла, что больше не может ждать. Роговцева потребовала, чтобы возлюбленный расстался с женой. Актриса вспоминала:
«В театральном институте я влюбилась в педагога Константина Петровича Степанкова. Он ушел из семьи, оставив маленького ребенка. Это была трагедия — его и моя».
Родные Ады не приняли Степанкова, в институте начались пересуды и сплетни. Жена преподавателя отказывалась давать развод, приходила в институт устраивать скандалы. Подруга Ады вспоминала:
«Жена Степанкова при всех кричала разные нехорошие вещи. Адочка рыдала, сгорая от стыда».
Тем не менее, развод состоялся, Степанков и Роговцева зарегистрировали официальный брак.
В 1962 году у пары родился сын Константин.
Восхождение на Олимп
Первые годы жизни в браке оказались тяжелыми. Константин болел, а жить приходилось в съемной квартире. Роговцевой, ставшей к тому моменту актрисой Киевского русского драматического театра им. Леси Украинки, пришлось взять финансовое обеспечение семьи на себя.
Сниматься в кино Ада начала еще в 1956 году, будучи студенткой второго курса. К 1961 году на ее счету было несколько ярких ролей в фильмах Киевской киностудии им. А. Довженко.
Однако всесоюзную известность актрисе принес «Ленфильм».
В 1970 году в Ленинграде Ада снялась в биографической драме Иосифа Хейфица «Салют, Мария!». Роговцева, которая в институте была активисткой и преданной коммунисткой, достоверно воплотила на экране образ советской чекистки Марии Фортус.
В дальнейшем Роговцева стала сниматься в основном в Москве и в Ленинграде, что позволило семье значительно улучшить материальное положение.
В 1972 году 35-летняя актриса родила второго ребенка, дочь Катю. Рождение дочери стало для Ады попыткой укрепить брак. Дело в том, что 46-летний Константин Петрович, злоупотреблявший алкоголем, немилосердно изменял супруге, и Ада Николаевна об этом знала. Знала, но терпела, потому что всей душой любила мужа, называла его только и исключительно «Костичка».
Появление на свет дочери, и правда, укрепило брак. Измены Степанкова прекратились.
70-е-80-е стали для Роговцевой восхождением на актерский Олимп. Снимаясь в Москве и Ленинграде с лучшими советскими актерами, Ада Николаевна достигла вершины своего мастерства, а также заработала немало денег. В этот период Ада, Константин и Катя проживали в Москве. Сын Костя предпочел остаться в Киеве.
В 1986 году в СССР случилась беда — произошел взрыв на Чернобыльской АЭС. Константин Степанков-младший был одним из героических ликвидаторов последствий аварии.
«Циркуляция горькой крови»
В 90-е Роговцева снималась только в российском кино, хотя, конечно, ролей в ту пору было немного.
Весьма востребованной Ада Николаевна была в России и в «нулевые», когда на счету актрисы оказалось участие во многих финансово успешных фильмах и сериалах. Актриса рассказывала:
«Понимаете, когда приходит определённый возраст, многие мои коллеги либо отчаиваются и скисают, либо находят занятие параллельное бывшей профессии. Счастливый случай, если человек востребован как актер. Поэтому я благодарю Господа, что по сей день работаю в трёх антрепризах в Москве. Кое-что намечается в Питере. Снимаюсь в кино».
Не «скиснув» профессионально благодаря российскому кино, Ада Николаевна, тем не менее, не сильно любила Россию и ее народ. В 2004 году актриса выступила с пламенной речью на Майдане, поддержав оранжевую революцию Ющенко.
В этом же 2004 году в семье Роговцевой произошло страшное событие. У Константина Петровича был выявлен рак поджелудочной железы. Степанков сгорел буквально за полгода.
Для Ады Николаевны смерть мужа, с которым она прожила почти полвека, стала ни с чем не сравнимой потерей:
*
Жизнь нанесла Роговцевой еще один страшный удар в 2012 году. От онкологии скончался ее сын Костя, ликвидатор ЧАЭС. Свою жизнь без мужа и сына Ада Николаевна называла не более чем «циркуляцией горькой крови».
Демоны Роговцевой
Теперь Роговцева осталась один на один со своими демонами, прежде всего, с демоном пещерного национализма, который оказался ей присущ.
Все глубже погружаясь в политику, актриса напрочь забыла, какая страна принесла ей и славу, и благополучие.
Роговцева поддержала второй Майдан, на котором высказывались тезисы об исторической отсталости России и преимуществе Европы.
Дальнейшие действия и высказывания Роговцевой могут вызвать лишь сожаление — демоны окончательно завладели разумом когда-то замечательной актрисы.
Актриса позволила себе много ужасающих заявлений, приводить которые здесь будет неэтично.
Вместе с тем, Роговцева же говорит:
«На протяжении почти 60-ти лет работала в русской культуре. Профессиональная деятельность требовала от меня таких усилий. Однако предать… Как только всё началось, меня там не стало. На меня завели статью, криминал приписали. Это дело включало меня, Зеленского и директора цирка. Мы зарабатывали в России, а отдавали «бандеровцам».
Я уже к тому времени ничего не зарабатывала, правда. А они меня приглашали всё время. Была в кино, театре, работала в России. Много работала, но не отрывалась от киевского театра, телевидения, радио, — прокомментировала Роговцева заведённое на неё дело».
В России не спешат проклинать Роговцеву, которой, как выяснилось, неведомо такое понятие, как благодарность. Так, Никита Михалков предположил, что женщина страдает деменцией. Юрий Назаров думает, что все дело в оголтелой пропаганде.
Как бы то ни было, но в 2015 году Роговцеву все-таки признали в России персоной нон грата.